Основные направления воспитательной
работы в современной школе
Направления воспитательной работы в процессе проведения классных часов очень разнообразны и обширны.
Основными являются следующие:
1) забота о здоровье;
2) интеллектуальное развитие школьников;
3) воспитание гражданского самосознания;
4) развитие личностного самосознания;
5) формирование нравственных и этических ценностей;
6) формирование семейных ценностей;
7) организация досуга.
Забота о здоровье
Преподаватель обязан проявлять заботу о здоровье своих учеников. Для этого необходимо создать нормальные, безопасные условия для детей во время проведения классного часа. Особенно важно обеспечить безопасность для школьников, если на классных часах предусмотрены спортивные игры и состязания или если классный час проходит вне стен школы.
На тематических классных часах рассматриваются темы, которые могли бы побудить учеников вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физической культурой, уважительно относиться к тем, кто занимается спортом, в том числе и одноклассникам. На классных часах школьники знакомятся с лучшими нравственными традициями спорта.
Классные часы могут проходить в виде спортивных конкурсов, викторин, фестивалей и праздников. Учеников можно задействовать в конкурсе газет на спортивную тематику, проведении конференции, дискуссиях и беседах на темы здоровья.
Темы таких классных часов могут быть следующие:
«В здоровом теле — здоровый дух», «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены мира (моей страны)», «Возникновение разных видов спорта», «Спорт в древности», «Экстремальные виды спорта», «Любимый вид спорта», «Вредные привычки», «Наркотик — путь в никуда», «Пивной алкоголизм: мифы и реальность», «Курить — здоровью вредить», «СПИД— чума XXI века», «Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом» и др.
Интеллектуальное развитие школьников
Преподаватель наблюдает и оценивает интеллектуальное развитие учащихся. Кроме того, на классных часах должны создаваться условия для развития умственных способностей школьников, их интересов, умений, увлеченности.
Рассматриваемые темы должны воспитывать уважительное отношение к людям, обладающим выдающимися интеллектуальными способностями. Школьники учатся уважать также и одноклассников, благодаря своему усердию достигших высоких результатов.
Классные часы должны способствовать возникновению у учеников стремления к получению образования, интеллектуальному и культурному развитию личности, интерес к чтению и развивать склонности к творчеству и исследованиям.
Классные часы можно проводить в виде викторин, конкурсов, интеллектуальных игр, интеллектуальных марафонов, боев, игр типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Эрудит» и т. п.
Примерные темы классных часов:
«Загадочное вокруг нас», «Пока я мыслю, я существую», «За гранью возможного», «Я познаю мир» и др.
Воспитание гражданского самосознания
Это направление призвано воспитать любовь к Родине, а также уважительное отношение к национальным героям и ветеранам войны и труда, вообще к старшему поколению, в том числе своим родным и близким. Школьники знакомятся с национальными традициями и обычаями своего народа, его историей, культурой, фольклором, этнографией.
Классный руководитель привлекает учащихся к общественной работе, добровольным движениям, дает поисковые задания, подготавливает с классом мероприятия для выступления перед ветеранами, престарелыми и больными людьми. Устраиваются трудовые акции, проекты, субботники и т. п.
На классных часах воспитываются патриотизм, терпимость и уважительное отношение к людям разных национальностей, людям, сделавшим что-то значимое для страны. Воспитывается уважительное отношение к Российской армии.
На классных часах также изучаются история и культура различных народов, что расширяет кругозор. Воспитывается интернационализм. Школьники учатся представлять свою страну на мировой арене. Воспитывается чувство собственного достоинства.
Классные часы могут проводиться в форме лекций, конкурсов патриотической песни, военных смотров, праздников патриотической тематики, викторин, конкурсов, сочинений, чтений, дискуссий, экскурсий по местам боевой славы, просмотров кинофильмов и их обсуждения, военно-спортивных игр и т. п.
Темы для классных часов:
«Что значит быть россиянином?», «Духовное наследие России», «Уроки Победы», «Знаю ли я законы?», «Обязанность, долг, присяга?», «Женщины на защите Родины» и др.
Развитие личностного самосознания
На классных часах школьники пробуют себя в самоуправлении. Их также знакомят с существующими профессиями, ремеслами, условиями жизни в рыночных условиях.
Преподаватель помогает школьникам определиться в общественных предпочтениях, уметь делать выбор, ставить цели, воспитывает интерес к самим себе, а также желание самосовершенствоваться.
Классные часы проводятся в информационно-просветительской форме, в виде конференций, тематических выставок, конкурсов сочинений и др.
Темы классных часов примерно следующие:
«Кому нужна моя помощь?», «Человек среди людей», «Мое свободное время», «Что значит оставить свой след на Земле?», «Кем быть? Каким быть?», «Как стать профессиональным и успешным» и т. п.
Формирование нравственных ценностей
На классных часах школьникам дается представление об общечеловеческих нормах морали и нравственности, таких как милосердие, сострадание, терпимость, миролюбие, самообладание, уважение, любовь и др. Воспитывается уважительное отношение к правам других людей и ответственное отношение к собственным обязанностям.
Учеников учат мыслить и поступать, отдавая приоритет интересам других людей, ставить интересы нации или всего человечества выше личностных, воспитывают моральную стойкость в сложных жизненных ситуациях. У школьников формируется расположение к мирным и добропорядочным взаимоотношениям.
Тематические классные часы проводятся в форме лекций и бесед на нравственную тематику, театральных постановок, просмотров и обсуждений фильмов, освещающих нравственные вопросы, литературно-музыкальных постановок и др.
Темами классных часов могут быть:
«Эгоисты. Кто они?», «Учись владеть собой», «Ценности истинные и мнимые», «Толерантность», «От безответственности до преступления — один шаг», «Правила поведения в школе и дома», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» и т. п.
Формирование семейных ценностей
Тематические классные часы помогают учащимся строить отношения в семье, соотносить свои желания с интересами других членов семьи, воспитывают уважительное отношение учеников к родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам и т. д.
Проводится работа с родителями. Скрепляются семейные узы. Совместные классные часы способствуют сближению родителей и детей, их сотрудничеству, совместному творчеству.
Для того чтобы помочь ученикам в семейном плане, классный руководитель должен больше знать об их семьях, об отношении старших к детям, условиях жизни. Наряду с воспитанием учеников классный руководитель проводит обучающую работу с их родителями, привлекает их к участию в жизни ребенка, класса и школы.
Темами классных часов могут быть следующие:
«История моей семьи», «Памятные даты моей семьи», «История моей семьи в фотографиях», «Как жили наши бабушки и дедушки», «Семья вся вместе — и душа на месте». Можно устроить клуб общения «Родители и дети», викторины, КВН с участием как учеников, так и их родителей, совместные тематические беседы с родителями и детьми, школьные праздники и творческие вечера с приглашением членов семей учащихся.
Организация досуга
Это направление воспитательной работы дает возможность ученикам участвовать в коллективных творческих делах, с пользой проводить свободное время, вырабатывает негативное отношение к вредным привычкам и бесполезным занятиям.
На внеклассных мероприятиях школьники могут демонстрировать свои таланты и достижения, что способствует стремлению к творческому и интеллектуальному развитию. Классный руководитель осуществляет эстетическое воспитание — развивает эстетический вкус, учит достойному поведению в классе, семье, обществе.
Классные часы могут быть разной формы. Празднуются все красные даты календаря, памятные даты из жизни класса, дни рождения одноклассников, устраиваются театральные постановки, выставки, творческие вечера и т. д.