Личностно-ориентированное обучение
Кашаева Гузель Ахматхарисовна,
учитель английского языка
ГБОУ КШП «Калкан»
Актуальность
- Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.
«ЛОО- это не просто учёт особенностей субъекта учения (ученика), это иная методология условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно личностных качеств» Н.А.Алексеев.
самоценность ребенка
самобытность ребенка
Личностно-ориентированное обучение
субъективность процесса учения
Традиционное
обучение
Учитель-учебник-ученик
Личностно-ориентированное обучение
Ученик-учебник-учитель
- Развитие и саморазвитие личности ученика.
- Формирование критического мышления, ценностных ориентаций.
- Личностное становление и самоопределение.
- Ориентировано на среднего ученика.
- Усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков
Основные отличия типов уроков:
Традиционный урок
Личностно –ориентированный урок
- Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал.
- Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.
- Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.
- Устанавливается одинаковый для всех обучащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал.
- Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.
- Стимулируется активность класса (как группы).
Основные отличия типов уроков:
Традиционный урок
Личностно –ориентированный урок
- Чаще фронтальная или самостоятельная работа
- Учитель планирует индивидуальную или
- Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.
- Темы согласуются с познавательными особенностями обучающегося.
- Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и обучающихся.
групповую работу учеников.
- Педагог задаёт для изучения общие для всех темы.
- Сообщение новых знаний только преподавателем.
Основные отличия типов уроков:
Личностно –ориентированный урок
Традиционный урок
- Сначала оценка ответа самим обучающимся, потом учителем.
- Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.
- Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.
- Оценка ответа обучающегося только учителем.
- Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %).
- Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.
изменяется
Пересмотр профессиональных позиций для создания современного урока
Личностно – ориентированный урок
Традиционный
урок
Основные цели личностно -ориентированного обучения:
Принципы личностно-ориентированного подхода.
Технологии личностно -ориентированного обучения:
Обучение в сотрудничестве
Метод проектов
Разноуровневое обучение
«Языковой Портфель» ученика
Индивидуальный и дифференцированный подход
Особенности технологий ЛОУ:
Требования к личностно-ориентированному уроку:
Особенности плана ЛОУ
Планирование результативности урока предусматривает:
Главная задача учителя в личностно-ориентированном образовательном пространстве.
- Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начал
Список интернет - ресурсов:
- http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/lichnostno-orientirovannyy-podkhod-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku
- http://www.rusarticles.com/inostrannye-yazyki-statya/lichnostno-orientirovannyj-podxod-v-obuchenii-anglijskomu-yazyku-v-5-x-klassax-5370068.html
- http://www.myshared.ru/slide/451686/
- http://templated.ru/obrazovanie/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-0
Список использованной литературы:
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского ᴨȇдагогического университета, 2000. -352с.
- Идрисов А. Е. Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе. // Завуч № 8, 2011. С. 77 – 87.
- Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов - Брянск: Издательство Брянского государственного ᴨȇдагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. - 94с.
- Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342с.
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
- Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
- Николаева И.В., Вострякова С.А . Взаимодействие педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе как условие создания безопасной образовательной среды / Николаева И.В. // “Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение” (Москва, 13-15 декабря 2007 г.): Материалы 4 Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация “Федерация психологов образования России”, 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2001
- Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007. С. 44- 51
10. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе ᴨȇдагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.
12. Трошагин М. И. Личностно – ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008. С. 47 – 57.
13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. - 96с.
14. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. - 2000. - 176с.