СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные отличия обновленного ФГОС от стандартов второго поколения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий обзор изменений обновленного ФГОС для педагогов начальной о основной школы. Представлен на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Основные отличия обновленного ФГОС от стандартов второго поколения»

Основные отличия между ФГОС второго поколения и ФГОС 2021

Основные отличия между ФГОС второго поколения и ФГОС 2021

О принципах обновленных  ФГОС НОО и ООО Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.

О принципах обновленных ФГОС НОО и ООО

  • Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
  • Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
Требования Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.  В обновленных ФГОС НОО и ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов

Требования

  • Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
  • В обновленных ФГОС НОО и ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов
Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.

Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО

  • Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся

Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.

Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией и т.д.

Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО

  • Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией и т.д.
Обеспечение вариативности ООП Возможность сочетать различные учебные  единицы (предметы, курсы, модули); введение программ углубленного  изучения предмета (добавлены предметные  результаты на углубленном уровне для  математики; информатики; физики; химии;  биологии); разработка индивидуальных  учебных планов (ИУП)

Обеспечение вариативности ООП

  • Возможность сочетать различные учебные единицы (предметы, курсы, модули);
  • введение программ углубленного изучения предмета (добавлены предметные результаты на углубленном уровне для математики; информатики; физики; химии; биологии);
  • разработка индивидуальных учебных планов (ИУП)
Планируемые результаты по обновленному ФГОС Личностные группируются по направлениям воспитания: Гражданско-патриотическое; Духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; экологическое; ценность научного познания

Планируемые результаты по обновленному ФГОС

Личностные группируются по направлениям воспитания:

  • Гражданско-патриотическое;
  • Духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • экологическое;
  • ценность научного познания
Планируемые результаты по обновленному ФГОС Метапредметные группируются по видам УУД:  овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.   Каждое УУД содержит критерии их сформированности:

Планируемые результаты по обновленному ФГОС

Метапредметные группируются по видам УУД:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

Каждое УУД содержит критерии их сформированности:

 Пример Описание метапредметного результата в ФГОС ООО Регулятивное УУД «Самоорганизация»: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – делать выбор и брать ответственность за решение (п 43.3. ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)

Пример

Описание метапредметного результата в ФГОС ООО

Регулятивное УУД «Самоорганизация»:

  • – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • – делать выбор и брать ответственность за решение (п 43.3. ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
Структура содержательного раздела ООП НОО и ООО Согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей; программу формирования УУД; рабочую программу воспитания.   Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети  с ОВЗ.

Структура содержательного раздела ООП НОО и ООО

Согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программу формирования УУД;
  • рабочую программу воспитания.

Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

Требования к рабочим программам Критерий Старый ФГОС Виды программ Обновленный ФГОС Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности Структура рабочих программ Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности

Требования к рабочим программам

Критерий

Старый ФГОС

Виды программ

Обновленный ФГОС

Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности

Структура рабочих программ

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей

Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности

Требования к рабочим программам Критерий Старый ФГОС Тематическое планирование РП учебных предметов, курсов Обновленный ФГОС С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематическое планирование РП курсов внеурочной деятельности С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР С учетом рабочей программы воспитания Учет рабочей программы воспитания Только в разделе «Тематическое планирование» Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности Во всех разделах рабочей программы В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности В программе должны быть указаны формы проведения занятий

Требования к рабочим программам

Критерий

Старый ФГОС

Тематическое планирование РП учебных предметов, курсов

Обновленный ФГОС

С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование РП курсов внеурочной деятельности

С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР

С учетом рабочей программы воспитания

Учет рабочей программы воспитания

Только в разделе «Тематическое планирование»

Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности

Во всех разделах рабочей программы

В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности

В программе должны быть указаны формы проведения занятий

Изменения Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, введено понятие

Изменения

  • Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, введено понятие "учебный модуль"
 Изменения в объеме аудиторной нагрузки Показатель ФГОС НОО Минимальный объем (часов) БЫЛО 2904 ФГОС ООО СТАЛО Максимальный объем (часов) БЫЛО 2954 3345 5267 СТАЛО 3190 5058 6020 5549

Изменения в объеме аудиторной нагрузки

Показатель

ФГОС НОО

Минимальный объем (часов)

БЫЛО

2904

ФГОС ООО

СТАЛО

Максимальный объем (часов)

БЫЛО

2954

3345

5267

СТАЛО

3190

5058

6020

5549

Учебный план ООО ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, КУРСЫ, УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ Русский язык и литература Русский язык  Литература Родной язык и родная литература Родной язык и (или) государственный  язык республики Российской Федерации  Родная литература Иностранные языки Иностранный язык  Второй иностранный язык Математика и информатика Математика:  • учебные курсы «Алгебра»,  «Геометрия», «Вероятность и  статистика»  Информатика Общественно-научные предметы История:  • учебные курсы «История России»,  «Всеобщая история»  Обществознание  География Продолжение

Учебный план ООО

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, КУРСЫ, УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ

Русский язык и литература

Русский язык Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература

Иностранные языки

Иностранный язык Второй иностранный язык

Математика и информатика

Математика: • учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» Информатика

Общественно-научные предметы

История: • учебные курсы «История России», «Всеобщая история» Обществознание География

Продолжение

Учебный план ООО ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, КУРСЫ, УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ Естественно-научные предметы Физика  Химия  Биология Основы духовно-нравственной  культуры народов России Выбор одного из учебных курсов  (учебных модулей) из перечня,  предлагаемого организацией,  осуществляется по заявлению  обучающихся, родителей (законных  представителей) несовершеннолетних  обучающихся Искусство Изобразительное искусство  Музыка Технология Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности

Учебный план ООО

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, КУРСЫ, УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ

Естественно-научные предметы

Физика Химия Биология

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Искусство

Изобразительное искусство Музыка

Технология

Технология

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания

Использование  электронных средств обучения (ЭСО) и  дистанционных технологий (ДТ)

Использование электронных средств обучения (ЭСО) и дистанционных технологий (ДТ)

Психолого–педагогическое сопровождение  В обновленном ФГОС описан порядок  осуществления психолого-педагогического сопровождения участников  образовательных отношений.  Сделан акцент на социально-психологической адаптации к школе.

Психолого–педагогическое сопровождение

В обновленном ФГОС описан порядок осуществления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

Сделан акцент на социально-психологической адаптации к школе.

 Оснащение кабинетов В новом ФГОС ООО установлены  требования к кабинетам по предметным  областям.  Кабинеты естественнонаучного цикла  должны быть обеспечены специальным  лабораторным оборудованием.

Оснащение кабинетов

  • В новом ФГОС ООО установлены требования к кабинетам по предметным областям. Кабинеты естественнонаучного цикла должны быть обеспечены специальным лабораторным оборудованием.
ВЫВОДЫ  Одна из главных задач обновленных ФГОС – конкретизация требований к предметным результатам образовательного процесса.

ВЫВОДЫ

Одна из главных задач обновленных ФГОС – конкретизация требований к предметным результатам образовательного процесса.