СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные подходы к проблеме образовательной среды в трудах зарубежных и отечественных психологов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные подходы к проблеме образовательной среды в трудах зарубежных и отечественных психологов»

Основные подходы к проблеме образовательной среды в трудах зарубежных и отечественных психологов

Лоренгель Елена Александровна


Образовательная среда - понятие, которое в последнее десятилетие широко используется при обсуждении и изучении проблем образования. В самом общем смысле «cpeдa» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека. На протяжении последних десятилетий понятие "образовательная среда" и производные от него разрабатываются педагогами, психологам, учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Философские аспекты понятия "образовательная среда" рассмотрены в работах коллектива учёных Института педагогических инноваций РАО (В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова, В.А. Петровский, М.М. Князева и др.), психологические - в работах сотрудников Института психологии РАО (В.В. Рубцов. В.И. Панов, Б.Д. Эльконин) [4].

Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется исследователями как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности. Проблеме изучения образовательной среды в современной психолого-педагогической науке посвящено достаточно много исследований. Рассматриваются взаимосвязи культурологических моделей образования и образовательной среды (А. Г. Асмолов, В. С. Библер, Е. В. Бондаренко, В. П. Зинченко, С. Ю. Курганов, В. В.Сериков, И. С. Якиманская и др.); проведен анализ исследований отношений "ребенок-среда" (А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новиков, Н. М. Смирнов и др.); приводятся результаты исследования взаимосвязей предметной среды школы и эмоционального состояния ее субъектов (Д. Ж. Маркович, Н. Н. Моисеев, К. Риттельмайер, М. Лерноушек, Р. Штейнер и др.) [2].

Идеи развития социокультурной образовательной среды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов

(Л. Н. Бережнова, Э. Д. Днепров, Г. А. Ковалев, А. Б. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, С. В. Тарасов, Д. Б. Эльконин, В. А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А. Бандура, У. Бронфенбеннер, К. Левин, К. Роджерс и др.) [5].

В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение, в контексте предметности культуры общества (В.И. Слободчиков); анализируется выделенный для исследований конкретный аспект образовательной среды (В.Г. Воронцова, О.С. Газман, Е.И. Казакова, В.А. Козырев, А.А. Макареня, А.П..Тряпицына, Д.И. Фрумин и др.); осуществляется оценка образовательной среды школы с точки зрения ее эффективности как социальной системы (В.А. Бухвалов, Я.Г. Плинер; К. Маклафини др.) [1].

Возникший в 90-х годах XX века интерес отечественных психологов к проблемам психологической экологии, занимающейся изучением личности в реальной жизни, привел к продуктивным подходам в определении психолого- педагогического смысла образовательной среды (С. Д. Дерябо, Е. А. Климов, Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. Н. Панов, В. В. Рубцов, В.А. Ясвин и др). С тех пор, как образовательная среда стала предметом психолого- педагогического исследования, были изучены ее уровни (Г. А. Ковалев, В. А. Ясвин и др.); проанализирована структура (Е. А. Климов, М. В. Копосова, А. М. Сидоркина, Э. Н. Саленко, С. В. Тарасов и др.); выявлены типы (И. В. Ермакова, Н. А. Лабунская, Т. Менг, Н. И. Поливанова, М. Раудсепп, И.М. Улановская и др.); намечены подходы к ее диагностике и экспертизе (С. Л. Братченко, В. А. Бухвалов, А. В. Гавриленко, С. Д. Дерябо, И. В. Кулешова, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, Н. Л. Селиванова и др.) [3].

В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается с точки зрения «эффективности школы» как социальной системы

  • эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания

показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна. Качество образовательной среды определяется качеством пространственно-предметного содержания данной среды, качеством социальных отношений в данной среде и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды.

Таким образом, человек, являясь неотъемлемым компонентом образовательной среды, находится в постоянном взаимодействии с её структурными и психологическими компонентами. Образовательная среда – развивающийся пространственно - временной континуум, который аккумулирует комплекс объективных компонентов (научно-педагогические школы, людей, предметы и др. во взаимосвязи и взаимодействиях их общих и особых свойств) и субъективные характеристики участников образовательного процесса (способы межсубъектного взаимодействия, выбор переживаний, поиск смыслов). Интегративная целостность образовательной среды учебного заведения обуславливается единой целью, общностью функционирования, внутренней организацией, обеспечиваемой взаимодействием различных структурных и социальных элементов между собой и с образовательной средой.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


    1. Баева, И. А. Основные подходы к раскрытию понятия

«Образовательная среда», типология и структура образовательной среды [Текст] / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова // Педагогическая психология / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб. : Питер, 2010. – 416 с.

    1. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений [Текст] /С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 280 с.

    2. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд //

Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Сфера, 2003. - 512 с.

    1. Костецкая, Г. А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы[Текст] // Молодой ученый. — 2014.— №18.1. — С. 49-51

    2. Ясвин, В. А. Экспертиза образовательной среды [Текст] / В. А. Ясвин,М. А. Ушакова. – М. : Сентябрь, 2000. – 128 с.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!