СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные показатели и объекты исследования эффективности системы воспитания и социализации образовательных организаций

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс социализации личности – протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.

Просмотр содержимого документа
«Основные показатели и объекты исследования эффективности системы воспитания и социализации образовательных организаций»

Основные показатели и объекты исследования эффективности системы воспитания и социализации образовательных организаций


Государственные образовательные стандарты фиксируют особый тип результатов образования – личностные результаты, напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие «социализация» регулярно упоминается в важнейших разделах ГОС и во многих ключевых образовательных документах. Социализация – это процесс освоения, присвоения и воспроизводства ценностей культуры. Это процесс развития и становления человека, прежде всего, как существа общественного, социального, в отличие от индивидуализации, которая воплощает внутреннее, субъективное развитие человека.

Социализация и индивидуализация – две стороны единого процесса, обеспечивающего становление личности человека. Воспитательная задача ОО – дать первоначальный и успешный опыт жизни в малом коллективе. В процессе школьных взаимоотношений формируются основы нравственности, кристаллизуется самооценка, самосознание, характер, мировоззрение, уровень жизненных притязаний и жизненные планы.

Процесс социализации личности – протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.

Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Основные категории социальной педагогики:

  • социальное обучение,

  • социальное воспитание,

  • социально-педагогическая деятельность,

  • социализация,

  • социум,

  • институты социализации,

  • социальная реабилитация,

  • социальная адаптация.

Практика показывает, что группы продленного дня в ОО являются наиболее эффективной формой социализации учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Группа продленного дня – это модель организации внеурочной деятельности младших школьников с целью создания благоприятных условий для выполнения домашних заданий, игровой и творческой деятельности, а также обеспечения психологической защищенности каждого ребенка, воспитания уверенности в себе, снятия тревожности, создания отношений доброжелательности, взаимопомощи, взаимоответственности, эмоциональной комфортности, что способствует личностному росту детей. Воспитательное пространство ГПД, как средство социализации школьников – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Специально организованный образ жизни складывается из системы, включающей в себя занятия в творческих объединениях, кружках, клубах по интересам, часов общения, экскурсий.

Главная задача педагогов – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка. Особое место и роль в социализации ребенка в условиях школы «полного дня» занимает проектная деятельность – совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

Образовательная программа определяет содержание, организацию образовательного процесса на каждой ступени обучения, планируемые результаты. Она ориентирована не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности каждого, на развитие разносторонних творческих способностей в пространстве выбора, умения осуществлять осознанный ответственный нравственный выбор.

Воспитательная работа в группе продленного дня (ГПД) строится в соответствии c основными разделами Программы воспитания, социализации обучающихся с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Согласованность плана воспитательной работы в группе с перспективными планами школы, библиотеки, с графиком проведения предметных недель и, конечно, с планом работы классного руководителя позволяет воспитателю ГПД сформировать детский коллектив и сделать учащихся участниками разнообразной школьной деятельности, в процессе которой происходит «конструирование» системы ценностных ориентаций каждого ребёнка, и наблюдается «обмен» ценностями. Единство урочной и внеурочной деятельности учащихся обеспечивает в группе продленного дня высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственное самочувствие детей.

Деятельностный уровень управления. Проектное обучение в начальной школе позволяет создать условия для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся, достичь высокого образовательного результата и сочетать работу в приоритетных направлениях, например: «Гражданин и патриот», «Экология и здоровье», «Спешите делать добро», «Культура и досуг» и др.

Участие в проектной деятельности учащихся, посещающих группу продленного дня, – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать результаты. Учебный проект с точки зрения педагога-воспитателя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у воспитанников, а именно учить:

  • формулированию ведущей проблемы и постановке задач (проблематизация);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности;

  • самоанализу и рефлексии;

  • поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах;

  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях.


Как показала практика, проектная деятельность легко организуется во внеурочное время, т.к. во второй половине дня учащиеся не ограничены во времени, работа в проектах наполняет досуг занятиями по интересу. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Проектная деятельность помогает перевести ученика в активную позицию: даёт возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с педагогом организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора.

Вторая половина дня в группе продленного дня представляет собой чередование общеразвивающих занятий, игр (на свежем воздухе и в классе), кружковых занятий и мероприятий (общешкольных, на параллель, в классе). В своей работе можно использовать разные формы организации воспитательного процесса: занятия, беседы, чтение вслух, викторины, встречи, библиотечные уроки, экскурсии. Они интересны и полезны младшим школьникам, способствуют их интеллектуальному и физическому развитию, обогащают их эмоционально. А также способствуют повышению и поддержанию учебной мотивации, развитию познавательной активности каждого учащегося, формированию коллектива, развитию умения детей работать в группе, культуре поведения.

Проводя мониторинг сбалансированного регулирования отдельных режимных моментов можно улучшать возможности образовательного процесса, делать педагогическое воздействие более устойчивым. Режим работы образовательной организации позволяет педагогу-воспитателю равномерно в течение дня распределить учебную, психолого-педагогическую, динамическую нагрузку учащихся.

Одна из задач воспитателя – организация качественной подготовки домашних заданий. В условиях перехода на ГОС образовательный результат, зафиксированный в общеобразовательной программе, предполагает овладение каждым учащимся учебно-познавательными компетенциями на максимально возможном уровне. Домашнее задание рассматривается, как способ применения полученных знаний, а профессионализм учителя выражается в количестве и качестве домашних заданий, которое он выдает, и в отношении к этим заданиям, которое демонстрируют учащиеся.

В образовательном учреждении должна быть эффективно организована система индивидуальных домашних заданий. В связи с этим, мониторинг времени на самоподготовку поможет дисциплинировать учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, приучить беречь время. Определённая последовательность в выполнении заданий, также приучает к режиму, прилежному отношению к изучению всех школьных предметов, помогает осуществлять действенный контроль над работой учащихся и оказывать им индивидуальную помощь. Регулярное обсуждение прошедшего учебного дня совместно с классным руководителем, выработка единых требований к учащимся, планирование совместных мероприятий по работе со всей группой или отдельными учениками способствует успешному обучению учащихся.

Проблема оценки эффективности воспитательного процесса рассматривается во многих источниках информации. Однако общего мнения не существует. Воспитанность не подлежит измерению, поскольку понятие «измерение» претендует на точность количественных показателей. Есть другой подход к оценке эффективности воспитательного процесса, поддающийся измерению – блок знаний (знания о ценностях, этические знания, о нормах морали, нравственности), имеющий особое воспитательное значение.

Если проанализировать результаты исследований младших школьников можно выявить хороший и высокий уровни воспитанности детей, но правильнее сказать высокий уровень понимания предложенных ценностей, т.к. метод наблюдения свидетельствует о том, что ежедневное поведение не всегда подтверждает теоретические показатели.

В своей работе воспитатели ГПД используют методики Н.П. Капустина и Л.М Фридмана. Применение данных анкет показывает, что подход к оценке эффективности воспитательного процесса через оценивание блока знаний, не совсем результативен, т.к. знание теории не является воспитанностью.

Ученые доказали, что знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что он готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. Личностный рост школьника – это еще развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для становления позитивного отношения к ценности необходим опыт ее эмоционального переживания и рефлексии. В каждой школе такой опыт переживания ценности может возникнуть у школьника в процессе взаимодействия в группе сверстников, детском объединении, классном коллективе, группе продленного дня, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Таким образом, возникает необходимость проводить коррекционную работу, другими словами повышать практический уровень воспитанности. Изучать нормы поведения следует не заучиванием, а через понимание, обдумывание. Задача воспитателя в данном случае научить каждого ребенка анализировать свои поступки, развить такие качества как увлеченность, разумность, сердечность, доброжелательность, уважение.

Дети учатся прощать, любить, сопереживать, жить в согласии друг с другом. В процессе работы каждому воспитателю группы продленного дня становится понятно, что воспитанность – интегративное свойство, которое не подлежит измерению, так же как духовность и нравственность, поскольку измерения претендуют на точность количественных показателей или «количественный стандарт» и не позволяют создать условия для развития личности и самореализации.

На наш взгляд, следует перейти от термина «измерение» к термину «анализ», так как это позволяет не только изучать ребенка, его личный жизненный социальный опыт, отношение к окружающему миру, систему ценностных установок и ориентаций, но и проводить занятия по повышению уровня воспитанности. Воспитанность необходимо анализировать, изучать ребёнка необходимо для определения жизненного личного социального опыта, личной позиции, отношения к окружающему миру, системы ценностных установок, другие качества учащихся из которых складывается понятие «воспитанность».

Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. Важным показателем воспитанности школьников являются общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность. Одним из наиболее значимых для школы показателем воспитанности является дисциплинированность учащихся, которая включает в себя сознательное соблюдение норм и правил поведения не только в здании школы, но и в повседневной жизни (мы можем это наблюдать во время выездных мероприятий). Показателем воспитанности является и участие во всех основных видах деятельности, соответствующих возрасту наблюдаемых детей: игровой, учебной, трудовой, общественной и др. – и результаты этого участия, т.к. о людях судят, прежде всего, по их действиям.

О результативности воспитания сознательной дисциплины свидетельствуют такие показатели как: усвоение норм поведения, Правил для учащихся, общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение оценить себя и события, происходящие в классе или школе.

Определение уровня воспитанности и путей её повышения – одна из ведущих функций воспитателя – углублённая систематическая диагностика индивидуального развития школьника.

Наличие четкой программы воспитательной деятельности, с четким отражением решаемых задач, прогнозируемым результатом, сопоставление «стартового уровня» деятельности воспитателя ГПД и результата в конце учебного года и есть методика оценки, как самой программы, так и результативности воспитательной работы.

Необходимо подчеркнуть, что воспитательный процесс в начальной школе организован как совокупность деятельностей, без разрывания на отдельные не взаимосвязанные элементы. Классный руководитель, воспитатель ГПД, педагоги дополнительного образования понимают, что набором воспитательных мероприятий многого не добьёшься, только воспитательная система способствует развитию личности ребёнка.

Таким образом, уровень развития учебных компетенций, способы их формирования, а также социальные условия взаимодействия участников образовательного процесса должны оцениваться, контролироваться с помощью специальных методов исследования (в нашем случае мы предлагаем проводить социально-психологический мониторинг) и корректироваться в соответствии с полученными результатами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!