СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные правила обучения чтению ребенка старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Массовое увлечение ранним развитием ребенка заставляет родителей все раньше задумываться «Как научить ребенка читать»?  Независимо от того какой методикой обучения чтению Вы пользуетесь, надо знать основные правила обучения чтению, чтобы не навредить своему ребенку.

Просмотр содержимого документа
««Основные правила обучения чтению ребенка старшего дошкольного возраста"»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


«Основные правила обучения чтению ребенка старшего дошкольного возраста»


Массовое увлечение ранним развитием ребенка заставляет родителей все раньше задумываться «Как научить ребенка читать»?  Независимо от того какой методикой обучения чтению Вы пользуетесь, надо знать основные правила обучения чтению, чтобы не навредить своему ребенку.


 РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ:

Называем звук! При обучении чтению мы можем говорить «буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только «Р»!

Как пишется, так и читается! В русском языке многие буквы могут произноситься по-разному, в зависимости от размещения буквы в слове и соседних букв.  Взрослые читают орфоэпически – так, как произносится.  Ребенок, когда учится читать, читает только орфографически, т.е. так, как написано. Значит, и взрослые читают при обучающем чтении орфографически.  Читаем не «кАрова», а «кОрова», не «леФ», а «леВ».  Так необходимо читать, когда ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге. Если Вы просто читаете ребенку книгу, тогда читаете обычным способом.

Учим читать по складам! При обучении чтению любым способом, приходит время, когда ребенок начинает читать по слогам. Большие и трудные для чтения слоги замедляют и усложняют процесс обучения чтению. Поэтому лучше читать не по слогам, а по складам. Есть много книг серии «Читаем по слогам», которые очень любят и дети, и родители. Вы можете использовать их, разделив слова на склады. Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом дополнительно разделяете слова на склады «Ло/сьес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так ребенку прочитать легче.

Учим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и легкости произношения. В первую очередь учим читать те буквы, которые нужны для написания знакомых ребенку слов. Это могут быть имя ребенка, имена родителей, любимая игрушка – все то, что имеет эмоциональную окраску для ребенка и приятно ему.

Учим слышать! Обучение чтению заключается не только в прочтении букв. Необходимым умением является развитый фонематический слух. Вот его и надо развивать, учить ребенка слышать отдельные звуки в речи.

Учим читать только в игре! Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, а следовательно обучение должно проходить в занимательной игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.

Время чтения очень ограничено!  Если Вы занимаетесь с ребенком, и он читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10 минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.Многие родители считают, что заставляя читать или заниматься ребенка перед школой 30-40 минут, они подготавливают его к школе, ведь в школе уроки 35-40 минут. На деле все совсем не так. Несмотря на то, что длительность урока в 1 классе 35 минут, но это не означает, что все 35 минут дети занимаются каким-то одним делом. На протяжении урока сменяются разные виды деятельности, проходят игры и физминутки, чего не делают родители дома. Даже на уроках одним видом деятельности дети занимаются 5-10 минут. Соответственно, и дома надо делать так же.

Главный принцип при обучении чтению – «Не навреди»!Переучивать всегда труднее, а привить любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически невозможно. Поэтому при обучении чтению «лучше меньше, да лучше». Исходим всегда из возможностей и интересов ребенка.



ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

Игры со звуками.

  1. «Хлопни, если услышишь в слове звук А»

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

Цепочка слов: аист, арка, дом, ослик, лук, кот.

Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова: дом, лук, кот, ослик.

  1. «Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши,узел.
Ребенок.Звук У.
Взрослый. Где ты услышал звук У в слове: в начале, середине или конце слова.

  1. «Путешествие по комнате»

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названиях которых есть заданный звук. 
Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнатеи находить предметы, в названиях которых есть звук С.Он может быть в начале, середине и конце слова.

Рекомендации. Если ребенок затрудняется, взрослый первым начинает игру.

  1. «Волшебники»

Цель. Учить детейзаменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звука мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.

Взрослый

Ребенок

ТОК

СОК

ДОМ

СОМ

ЛУК

СУК


Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

Игры с буквами

Игры с буквами следует проводить в утренний отрезок времени, так как они требуют от ребенка собранности и сосредоточения. Игры с буквами сочетаются с выполнением разных заданий в рабочей тетради.

Цель игры: подготовить ребенка к чтению, а впоследствии – совершенствовать навыки слитного, осознанного чтения.

Задание 1.

Заполни лепестки цветка рисунками. Буква подскажет, что нужно рисовать.

Рекомендации.Взрослый рисует в тетради цветок с лепестками; в центре каждого лепестка- круг, около каждого лепестка написана буква(на первом этапе используются гласные буквы, а затем по мере ознакомления с буквами вводятся согласные). Ребенок заполняет лепестки рисунками и по окончании работы называет, что нарисовал. С помощью взрослого проверяется правильность выполнения задания.

Задание 2.

Допиши конец слова.

МА

КО

ША

СО

ЛУ

НО

НО

ЖУ

РУ

Задание 3.

Назови по порядку три буквы, и если услышал слово, обведи его.

МПТ

КОТ

ЛКП

МКА

ЖУК

ДОМ

СТП

КОМ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!