СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные приемы развития связной речи у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные приемы развития связной речи у детей»

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного системного развёрнутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Организация обучения детей с общим недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь.

Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. При работе над формированием связной речи у детей с ОНР используем вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания.

В результате всего этого обозначается следующий порядок работы:

  1. Пересказ рассказа по наглядному действию;

  2. Рассказ по следам наглядного действия;

  3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

  4. Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок;

  5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок;

  6. Пересказ рассказа по сюжетной картинке;

  7. Рассказ по сюжетной картинке.

Особенностью данной работы является то, что последовательно применяя этапы обучения удаётся сформировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развёрнутыми смысловыми высказываниями.

При нарушениях звукопроизношения, связанных с дефектами в строении речевых органов ребёнка, надо прежде всего попытаться устранить эти дефекты. Если дефекты удастся устранить своевременно и полностью, то в дальнейшем ребёнок будет овладевать правильной артикуляцией звуков без отклонения от нормы. Но только сделать это надо именно своевременно, пока он ещё не успел усвоить неправильный способ артикуляции звуков.

Так, например, короткую уздечку языка можно и важно подрезать до 5 лет, т.е. до момента появления в речи ребёнка звука [р]. Этим самым будет предупреждение картавости. При невозможности полного устранения дефекта в строении речевых органов приходится воспитывать у ребёнка так называемую компенсаторную артикуляцию. Суть её сводится к тому, что нормальное звучание того или иного звука достигается за счёт необычного расположения языка и губ. Такую компенсаторную артикуляцию дети нередко находят интуитивно, но чаще всего здесь бывает не обойтись без логопедической помощи. Родителям необходимо понять, что этот вид нарушений звукопроизношения во многих случаях не может «пройти с возрастом», поэтому им нужно как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если же дефекты произношения вызваны недостаточной подвижностью у ребёнка губ и языка, то единственным средством преодоления этих дефектов является развитие подвижности данных органов. Например, правильным произношением звука [р] ребёнок не овладеет до тех пор, пока в результате специальных упражнений ребёнок не научится удерживать язык во рту широким, прижатым к коренным зубам. Только так можно предотвратить утечку воздуха между коренными зубами и боковыми краями языка, придают звукам этот оттенок.

Для устранения дефектов в звукопроизношении очень важно не терять уверенность в успехе при отсутствии быстрых результатов. Эти результаты обязательно будут, но они могут быть достигнуты лишь в процессе систематических упражнений. Родителям необходимо это понять с самого начала.

Желаем Вам успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!