СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы методики преподавания русского языка как иностранного.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные принципы методики преподавания русского языка как иностранного.

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы методики преподавания русского языка как иностранного.»

Основные принципы методики преподавания русского языка как иностранного.


В последнее время особое внимание уделяется методика преподавания русского языка как иностранного. Любая наука решает комплексную задачу. Методика обладает своими законами и категориями. Она имеет свой предмет изучения – учит речевому общению, обучает другому языку как еще одному средству общения, развивает у учащихся способности пользоваться языком как средством общения и получения информации.

Главным признаком методики преподавания русского как иностранного является коммуникативность. Особое значение приобретает практическая направленность изучения языка, то есть мотивация.

Известно, что язык состоит из 2-х компонентов:

  1. как он устроен,

  2. как им пользоваться.

Сейчас актуален второй компонент. Поэтому основной целью изучения является не знакомство с ним, а его усвоение как орудия общения и выражения мысли.

Обучение общению на русском языке предполагает активное использование его уже в процессе усвоения для устного и письменного обмена мнениями, мыслями. Главная цель учителя – практически немедленное включение обучающихся в непосредственный акт общения.

Элементы коммуникативности:

  1. Практическая направленность.

  2. Функциональный подход к отбору и подаче языкового материала.

Принцип коммуникативности отвергает линейное преподавание разных сторон языка в их системном лингвистическом описании. Для построения любого высказывания необходимо функциональное расположение учебного материала.

При коммуникативном подходе все факты языка рассматриваются и оцениваются с точки зрения их естественного места в речи, важности для передачи и понимания сообщения.

Благодаря такому функциональному подходу к подаче языкового материала познание системы изучаемого русского языка происходит в процессе пользования языком, непосредственно в речи. Очередность изучения отдельных языковых фактов, отбор, группировка определяются их значимостью для непосредственного общения в пределах избранной темы.

Ситуативно-тематическое представление учебного материала:

Для отбора материала следует учитывать конкретную обстановку ситуации общения, в центре внимания - содержание самого высказывания, стимулировать у учащихся стремление выразить собственное «я», таким образом, вовлечь учащихся в настоящее коммуникативное взаимодействие. Необходимо также различать:

  1. Реальное общение.

  2. Учебное общение.

Изучение лексики и морфологии на синтаксической основе:

Синтаксическая основа подачи материала – это способ добиться, чтобы сокращенный набор слов и форм действовал и был речью. Все мы знаем, что главной единицей общения и обучения высказыванию есть предложение. В предложении языковые факты разных уровней функционируют в единстве. Синтаксис помогает показать все факты языка в их работе, во взаимодействии. Поэтому единицей организации языкового материала является типовое предложение, которое можно использовать как образец какой-то схемы, по аналогии с которой можно строить большое количество фраз.

Поэтапно-концентрическое расположение учебного материала:

Принцип концентра исходит из функционального подхода к отбору и подаче языкового материала. Отбор и объединение материала в пределах каждого концентра осуществляется по принципу самодостаточности. Учебный материал распределяется с учетом продуктивности, лексико-грамматической важности.

Выделяются несколько этапов обучения:

- начальный,

- средний,

- продвинутый,

Учет родного языка учащихся:

Языковой мир – это своеобразная переработка мира реалий. Разные языки по-разному отражают действительность. Учет родного языка позволяет прогнозировать внутриязыковые и межъязыковые явления.

Осознанность:

Минимум теоретических сведений учащимся необходим, чтобы переносить сформированные навыки и умения в измененные условия. Опора на сознательность при изучении русского языка нужна ( в английском языке – опора на память, немцы требуют быстрее внести теорию, а латино-американцы и итальянцы – нет). Большую роль играют и возраст, и опыт владения иностранным языком. Овладение теорией и практикой должно идти почти одновременно, строим целое из изученного ранее, то есть происходит обобщение – построение целого из изученных ранее относительно изолированных друг от друга однородных языковых фактов, которые являются элементами системы языка, и именно таковыми предстанут перед учащимися. Все это происходит в процессе непосредственного пользования языком.


Виды речевой деятельности:

  1. Чтение.

  2. Аудирование.

  3. Говорение.

  4. Письмо.


Методы обучения:

  1. Аудиолингвальный

  2. Групповой

  3. Метод действий

  4. Суггестопедический

  5. Молчаливый

  6. Грамматико-переводной

  7. Прямой

  8. Коммуникативный


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!