Основные принципы методики преподавания русского языка как иностранного.
В последнее время особое внимание уделяется методика преподавания русского языка как иностранного. Любая наука решает комплексную задачу. Методика обладает своими законами и категориями. Она имеет свой предмет изучения – учит речевому общению, обучает другому языку как еще одному средству общения, развивает у учащихся способности пользоваться языком как средством общения и получения информации.
Главным признаком методики преподавания русского как иностранного является коммуникативность. Особое значение приобретает практическая направленность изучения языка, то есть мотивация.
Известно, что язык состоит из 2-х компонентов:
как он устроен,
как им пользоваться.
Сейчас актуален второй компонент. Поэтому основной целью изучения является не знакомство с ним, а его усвоение как орудия общения и выражения мысли.
Обучение общению на русском языке предполагает активное использование его уже в процессе усвоения для устного и письменного обмена мнениями, мыслями. Главная цель учителя – практически немедленное включение обучающихся в непосредственный акт общения.
Элементы коммуникативности:
Практическая направленность.
Функциональный подход к отбору и подаче языкового материала.
Принцип коммуникативности отвергает линейное преподавание разных сторон языка в их системном лингвистическом описании. Для построения любого высказывания необходимо функциональное расположение учебного материала.
При коммуникативном подходе все факты языка рассматриваются и оцениваются с точки зрения их естественного места в речи, важности для передачи и понимания сообщения.
Благодаря такому функциональному подходу к подаче языкового материала познание системы изучаемого русского языка происходит в процессе пользования языком, непосредственно в речи. Очередность изучения отдельных языковых фактов, отбор, группировка определяются их значимостью для непосредственного общения в пределах избранной темы.
Ситуативно-тематическое представление учебного материала:
Для отбора материала следует учитывать конкретную обстановку ситуации общения, в центре внимания - содержание самого высказывания, стимулировать у учащихся стремление выразить собственное «я», таким образом, вовлечь учащихся в настоящее коммуникативное взаимодействие. Необходимо также различать:
Реальное общение.
Учебное общение.
Изучение лексики и морфологии на синтаксической основе:
Синтаксическая основа подачи материала – это способ добиться, чтобы сокращенный набор слов и форм действовал и был речью. Все мы знаем, что главной единицей общения и обучения высказыванию есть предложение. В предложении языковые факты разных уровней функционируют в единстве. Синтаксис помогает показать все факты языка в их работе, во взаимодействии. Поэтому единицей организации языкового материала является типовое предложение, которое можно использовать как образец какой-то схемы, по аналогии с которой можно строить большое количество фраз.
Поэтапно-концентрическое расположение учебного материала:
Принцип концентра исходит из функционального подхода к отбору и подаче языкового материала. Отбор и объединение материала в пределах каждого концентра осуществляется по принципу самодостаточности. Учебный материал распределяется с учетом продуктивности, лексико-грамматической важности.
Выделяются несколько этапов обучения:
- начальный,
- средний,
- продвинутый,
Учет родного языка учащихся:
Языковой мир – это своеобразная переработка мира реалий. Разные языки по-разному отражают действительность. Учет родного языка позволяет прогнозировать внутриязыковые и межъязыковые явления.
Осознанность:
Минимум теоретических сведений учащимся необходим, чтобы переносить сформированные навыки и умения в измененные условия. Опора на сознательность при изучении русского языка нужна ( в английском языке – опора на память, немцы требуют быстрее внести теорию, а латино-американцы и итальянцы – нет). Большую роль играют и возраст, и опыт владения иностранным языком. Овладение теорией и практикой должно идти почти одновременно, строим целое из изученного ранее, то есть происходит обобщение – построение целого из изученных ранее относительно изолированных друг от друга однородных языковых фактов, которые являются элементами системы языка, и именно таковыми предстанут перед учащимися. Все это происходит в процессе непосредственного пользования языком.
Виды речевой деятельности:
Чтение.
Аудирование.
Говорение.
Письмо.
Методы обучения:
Аудиолингвальный
Групповой
Метод действий
Суггестопедический
Молчаливый
Грамматико-переводной
Прямой
Коммуникативный