СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы методики профессора В. Ф. Шаталова

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание уникальной методики интенсивного обучения профессора В.Ф.Шаталова на основе собственного опыта

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы методики профессора В. Ф. Шаталова»


Шаталов Виктор Фёдорович – учитель новатор, профессор педагогического факультета Донецкого института социального образования. Известен во всем мире благодаря своей уникальной методике. Она заключается в интенсивности обучения по разным дисциплинам в частности и интенсивности в получении образования вцелом. А также в том, что в результате ее применения даже слабый ученик блестяще усваивает учебный материал и успешно использует его на практике через значительный промежуток времени.

Виктор Федорович был, прежде всего, учителем математики. Поэтому свои педагогические технологии разрабатывал в начале своей деятельности для этого предмета, позже он разработал методику для всей системы образования, в том числе и для ВУЗов.

Мне довелось учиться у этого великого педагога в Донецком институте социального образования с 1998 по 2001 год. Не хочется о Викторе Фёдоровиче говорить в прошедшем времени, его уникальная методика используется и сейчас, поэтому имею право писать в настоящем времени.

Шаталов предлагает программу переосмыслить и сократить сроки ее освоения, ниже будет описана методика, благодаря которой это становится возможным. Он рассказывал на лекциях по педагогике о личном опыте, когда его внуки не учились во 2 классе, сразу сдавали экзамены в следующий класс. 1 класс необходим, весь год дети адаптируются к новому виду деятельности, но прибегая к методу интенсивности, за этот же год мы можем дать знаний в 2 раза больше. Принцип интенсивности и лаконичности в образовании – красная нить всей методики В.Ф.Шаталова.

Этот педагог к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности и не делит учеников на сильных и слабых. Разделение и внешняя оценка «ты умница, а ты — тупой» отсутствует, преподаватель работает так, чтобы у всех все получалось, все добивались успеха. К слову, в последние годы своей работы Шаталов уже брал не просто отстающие классы «Г» и «Д», но занимался подвижничеством, работая в колониях. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии (дер. Б.Поля, Ленинградской обл.) за неделю, продемонстрировав высокие и абсолютно не ожидаемые экзаменаторами результаты.


  1. основных принципов обучающей методики В.Ф.Шаталова:

1.Обучение на высоком уровне сложности.
2. Бесконфликтность.
3. Быстрое движение вперед.
4. Открытые перспективы.
5. Сверхмногократное повторение.
6. Ведущая роль теоретических знаний.
7. Гласность.

В.Ф. Шаталов в своих работах предлагает:

• ПРАКТИКОВАТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ТЕОРИИ.
По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. Опытным путем он пришел к той же мысли, что и В.В. Давыдов — в теории развивающего обучения.

• ОБУЧАТЬ КРУПНЫМ БЛОКОМ, ЗА 1 УРОК ОБЪЯСНЯЯ НЕ 1 ПРАВИЛО ИЛИ ТЕОРЕМУ, А НЕСКОЛЬКО ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ТЕМ.
Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному. Виктор Федорович по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой, но вместо того брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное.
Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.
Например, сам Шаталов за один урок давал следующие темы: «Бесконечные прогрессии», «Предел», «Вывод формулы суммы членов бесконечно убывающей прогрессии», «Основные теоремы о пределах». Шел от целого к части и достигал наилучших результатов, так как именно дробление материала на 5 уроков (как это предусматривала программа тех лет) затрудняло восприятие, разрывало целое на отдельные фрагменты, мешало увидеть их взаимосвязь.
При этом каждой теме В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. В дальнейшем педагог строго следовал заявленному порядку, предсказуемость этапов изучения новой темы помогала школьникам видеть их логику.
Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и требует большого труда. В результате образовательных экспериментов Шаталов обосновал следующее: Учение с большим трудом повышает увлечение. Чем больше труда, тем больше успеха; успех же, в свою очередь, рождает увлечение и подвигает на новый труд.


• ПЕРЕДАВАТЬ УЧАЩИМСЯ САМУЮ СУТЬ, ЧТОБЫ ВНИМАНИЕ НЕ РАССЕИВАЛОСЬ НА ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ДЕТАЛИ.
Чтобы осилить сегодняшние школьные программы, нужно иметь богатырское здоровье. Но сегодня в школу приходит изначально больное поколение. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». И министерские реформаторы видят единственный выход в упрощении программ.
Шаталов же пошел по иному пути: он «минимизировал» учебники, «выжал из них всю воду», оставил лишь суть. Именно поэтому его книги выгодно отличаются от школьных талмудов и в несколько раз тоньше их.
К примеру, в учебном материале по математике изучаются основные понятия и связи между ними. Второстепенный материал не дается. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема, вывод одной и той же формулы имеют множество вариантов.
В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета, которое используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. Курс, рассчитанный на 3 учебных года, учащиеся с успехом усваивают за 2.
Концентрированно изложенный материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической. Опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова.


• ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДЛАГАТЬ В ВИДЕ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ ИЛИ БЛОК-СХЕМ. СОСТАВЛЯТЬ ИХ ЯРКИМИ И НЕОБЫЧНЫМИ, ЧТОБЫ АКТИВИРОВАТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.
За один учебный день на голову учащегося обрушивается новый материал в таком объёме, который при любых способностях не может быть усвоен в 100%-ом объеме. Учитель при воспроизведении заглянет в поурочный план или же учебник. А куда может заглянуть ученик, «вытянутый» к доске?
Шаталов разработал систему опорных сигналов (ОС) и опорных конспектов (ОК), служащих ученику своеобразными «маячками» для запоминания и стимулами для разворачивания полноценного ответа. К слову, именно благодаря системе ОС методика Шаталова и стала так широко известна, и именно ОС послужили основой для распространения известных сегодня карт памяти (mind maps). В ОК изображаются тезисы занятия – в виде некой графической схемы из элементов, связанных между собой. При этом число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). ОК короток, прост, впечатляюще оформлен (в отличие от т.н. «нормального конспекта», который чаще всего бывает длинен и непрактичен).
ОК – единая для всех, перенесённая на бумагу, свёрнутая логическая цепь, которая, однако, разворачивается по-разному, в соответствии со способностями и фантазией ученика. Кто хорошо запомнил его, понял все внутренние связи и продумал варианты ответа, тому не нужно заглядывать в запись. Исчезает необходимость в списывании и шпаргалках. Выучить – быстрее.
Схема облегчает запоминание, повторение материалов, структуризацию и приумножение знаний. Ученики Шаталова способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому предмету. Особенно ОК необходим в интенсивные дни, когда много ответственных уроков или в период подготовки к экзамену.
На занятиях в школе Шаталова в Москве ученикам раздаются уже готовые и тщательно проработанные ОК. Однако на следующих этапах обучения и, скажем, студентам вузов рекомендуется составлять ОК самим – это не только повышает эффективность запоминания, но и развивает критическое мышление. 

А вот здесь остановимся поподробнее, так как эту технологию я активно применяю на своих уроках музыки.


ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ – это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию и провоцирующие воспроизведение развернутого ответа. Они рассчитаны как на зрительную память ученика, так и на умение работать с ассоциациями.

У каждого из нас, совершенно точно, случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то еще пробуждали в памяти бурю воспоминаний, причем никаких усилий для этого не прилагалось. Это и есть ассоциативность мышления. Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика такие ассоциации.

Необычное и оригинальное гораздо лучше запоминается, это свойство человеческой психики и мышления. Таким образом, составляемый опорный сигнал должен нести в себе некую необычность. Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия. К тому же содержат ту часть информации, которая является звеном остального и способна это остальное вытянуть за собой.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.

Т.е. есть если нарисовать графический знак и объяснить почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматическим запомнится как знак, так и сам материала. Задача объяснения и запоминания теоретического материала таким образом сводится созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка — опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией — и материал будет усвоен.

Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

  1. Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. В дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.


  1. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.




  1. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.


  1. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.




  1. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.


  1. Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.




  1. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.


Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.

Этапы работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.:

1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
7. Выделите значимые элементы цветом.

Одним из положительных эффектов этого метода также является развитие навыка критического мышления человека.

Этапы работы с опорным конспектом:

1. Развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов).
2. Сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.
3. изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои тетради.
4. Работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.
5. Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
6. Ответы по опорным сигналам
7. Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — «педагогический десант» — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

Таким образом, согласно методике Шаталова, опорный конспект позволяет ученику:
• глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал;
• легче запомнить изучаемый материал;
• используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал;
• приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.

Опорный конспект помогает учителю:
• наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса;
• сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
• многократно повторять изучаемый материал;
• быстро, без больших временных и энергетических затрат, проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал;
• привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что учит их ребенок, они, проверив опорный конспект, могут увидеть, готов он к уроку или нет, особенно если ученик им расскажет материал по конспекту.

ПОВТОРЯТЬ ОДНО И ТО ЖЕ 3-4 РАЗА, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПРИ МЕНЬШЕЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ.
Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Шаталов рассказывает столько, сколько нужно, и в разных вариантах. Он впервые в мировой практике обучения создал систему, эффективно обеспечивающую работу «механизма» понимания текста, получив при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала.
Помимо повторения на этапе запоминания также необходимо использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (30 — 40%). Поэтому сначала важно контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее, и организуется отсроченный контроль.
Вот почему со стороны учителя необходимы умелое структурирование материала, наращивание информации в оптимальном темпе и её многократное повторение с постоянным возвращением к главному фрагменту.

 НЕ РАЗРЕШАТЬ ОДНОВРЕМЕННО СЛУШАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ. СНАЧАЛА УЧЕНИКИ СЛУШАЮТ, ПОСЛЕ – ЗАПИСЫВАЮТ ЛИБО ПОВТОРЯЮТ ВСЛУХ.
Шаталов разделяет два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как выполнение двух действий одновременно всегда приводит к снижению их качества. Обыкновенно, записывая что-то за учителем, школьники теряют нить рассуждений, пропускают отдельные важные моменты и потому не получают единой целостной картины.
Вот почему в школе Шаталова во время объяснения ученик слушает учителя, отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но никаких записей не делает. В конце же занятия (реже – в начале) каждому ученику выдается опорный конспект, где в свернутом виде изложена вся информация.

КОНТРОЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО БЛОК-СХЕМАМ. КОНСПЕКТЫ ЛЕГКО ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ И ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОКОНТРОЛЯ, ВЗАИМОКОНТРОЛЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ И СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ.
Неукоснительный принцип, которому следуют в школе Шаталова – сначала научить, потом спрашивать. И в то же время контроль за знаниями учеников также важен, как и сам процесс обучения. На учителя возлагается огромная ответственность: надо исключать первые же пробелы в знаниях, пока они еще незначительны, чтобы впоследствии не возникло «запущенной» ситуации.
Контроль должен быть доброжелательным, соответствующим силам ученика.
В школе Шаталова контроль осуществляется на основании опорного конспекта: учащийся должен по памяти воспроизвести ОС и по нему восстановить содержание учебного материала. Таким образом, учитель имеет возможность проверить усвоение материала всех 20 или 30 человек в классе.
Помимо проверки ОС учителем есть альтернативные варианты:
а) самоконтроль – важен как дома при подготовке к занятию, так и собственно на уроке, т.к. уважение и гуманное отношение к каждому ученики – важный принцип методики Шаталова.
б) листки взаимоконтроля – они представляют собой собрание вопросов, отражающих изученный материал. Предварительно учитель сам объясняет ответы на все вопросы, содержащиеся в листках – это облегчает подготовку. На следующем занятии ученики разделяются на группы, где в первом потоке отвечают более сильные ученики, и это улучшает подготовку остальных в группе.
Опрос должен проходить в ускоренном темпе. Учителю не обязательно опрашивать всех по всем вопросам, достаточно задать определенное минимальное количество вопросов, чтобы понять какой % из них не подготовлен. Несколько раз прослушав ответ на один и тот же вопрос (сначала учителя, затем одноклассника), трудно не суметь ответить самому. Если же такое происходит, к неподготовленному сразу прикрепляется помощник из группы: ему поручается сначала объяснить непонятное, а затем провести итоговый опрос. Без привилегий такие консультанты не остаются: они освобождаются от следующего цикла опроса. Подготовка к опросам также проходит при активном общении и взаимопомощи.
г) контроль со стороны родителей
Методика Шаталова работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома. Важно привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что учит их ребенок, они, проверив воспроизведенный опорный конспект, могут увидеть, готов ли школьник к уроку.
Со временем, однако, когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не просто не нужна, но запрещена. А вот доброжелательное отношение, интерес и поддержка мотивации со стороны родителей должны быть постоянными.

СОЧЕТАТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ОБРАЗЦУ С ПРОДУКТИВНЫМ МЫШЛЕНИЕМ.
Пусть точность воспроизведения ОС неадекватно отражает глубину понимания материала – это учитель выяснит уже иными способами. После воспроизведения материала следует ряд типовых задач (прорешать их необходимо как в классе, так и дома), после чего – творческие задания на самостоятельный поиск решения. При этом действует дифференцированный подход к распределению задач: ученики, легко справляющиеся с решением типовых задач, получают задание на развитие продуктивного мышления.

• СЛЕДОВАТЬ ПРИНЦИПУ ПОУРОЧНОГО БАЛЛА, Т.Е. СПРАШИВАТЬ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ НА КАЖДОМ УРОКЕ.
В книге «Куда и как исчезли тройки» В.Ф. Шаталов справедливо говорит, что большая часть учеников в школе нередко за целый учебный день рта не открывает, чтобы показать свои знания. И сидят эти «отщепенцы» на уроке, не подавая признаков существ мыслящих.
Если учитель не успеет опросить всех, итоговая оценка будет выведена, по существу, произвольно. Обыкновенно школьников возмущает такая явная ложь. Но дело даже не в этом, сколько в том, что каждый из них имеет право (и должен) высказаться на каждом уроке – письменно или устно. Иначе редкость и случайность опроса создает стрессовые ситуации и превращает обучение в игру, где одному везет, а другой в проигрыше. Так, ежеурочный опрос напрашивается как необходимое следствие, как принцип дидактики. И в своих книгах Шаталов подробно излагает и делится филигранной техникой контроля знаний учащихся.
Преподаватель расчерчивает табель, который затем повесит на двери и будет ежедневно вносить отметки. Табель висит у всех на виду и побуждает к получению лучших отметок, чтобы не было неудобно перед классом.

ДАТЬ КАЖДОМУ УЧАЩЕМУСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ УЛУЧШИТЬ СВОЙ БАЛЛ. ЭТОТ ПРИНЦИП НАЗЫВАЕТСЯ «ОТКРЫТЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ».
Вместо оценок=баллов Шаталов рекомендует использовать систему условных отметок. И ежедневно эти отметки, какими бы они ни были, вносятся в общий табель успеваемости, но записываются карандашом – и любую неудовлетворяющую ребенка отметку он вправе исправить. Причем не тогда, когда того потребует преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свой уровень.

ПОДДЕРЖИВАТЬ В КЛАССЕ АТМОСФЕРУ, В КОТОРОЙ КАЖДЫЙ УЧЕНИК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СПОКОЙНО И УВЕРЕННО.
Психологический комфорт является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.


ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ЕЖЕДНЕВНО.
В нашем организме все взаимосвязано, и физическая нагрузка стимулирует мозговую деятельность, повышая эффективность процессов запоминания и воспроизведения изученного. Шаталов ежедневно проводил со школьниками уроки физкультуры. Его последователи рекомендуют регулярно организовывать паузы для пальчиковой гимнастики и уверяют, что упражнения по развитию мелкой моторики являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

В Донецке мне посчастливилось жить в соседних домах с Виктором Фёдоровичем уже спустя 2 года после окончания обучения. Каждое утро, спеша в школу на уроки, которые начинались в 8.00, я встречала своего преподавателя совершающим пробежку по бульвару Шевченко. И неважно, был ли солнечный день или дождливый, он бегал каждый день. А зимой люди обращали внимание на очень легко одетого достаточно пожилого мужчину весьма атлетического телосложения, который совершает забег на длинные дистанции.

ГУМАННО ОТНОСИТЬСЯ К УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ.
Методика Шаталова по праву входит в щадящую педагогику и подразумевает, что учитель ни в коем случае не принижает достоинство тех учеников, которые в каком-то смысле отстают от своих сверстников, не ограничивает их возможности показать себя и не позволяет делать это его одноклассникам. Каждый ребенок индивидуален, и нельзя здесь подгонять всех под единый стандарт. Унижение ребенка, недопонявшего что-то или не сумевшего правильно ответить на вопрос – под запретом. Если же позволить слабым ученикам ошибаться, высказывать свое мнение и предположения наряду с отличниками, если каждую идею, будь даже она ущербна в какой-то степени, подкреплять одобрением, то тем самым преподаватель даст стимул для дальнейшей работы и представление: «все могут, и я могу тоже». «Ты можешь!» — должен напоминать учитель ученику постоянно.
Сюда тесно примыкает система оценивания детей, которая зачастую оказывается несправедливой. Можно вспомнить множество примеров, когда учитель по каким-то совершенно непонятным субъективным причинам за безукоризненно выполненную работу ставит не наивысшую оценку. Что в корне неправильно. Стимулом к достижению высших результатов это не послужит, напротив, породит в сознании ученика идею, что дальнейшие старания тщетны. Поэтому необходимо поощрять каждое стремление и проявление способностей.
Еще небольшой пример: часто в семье бывают конфликты у родителей с детьми из-за того, что в дневнике не записано домашнее задание. У Шаталова такого быть не могло, он давал учащимся на уроке от двух минут до двух секунд, чтобы они провели взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простой профилактический прием бережет нервы учащихся и их родителей.


На данный момент я вижу, что мало учителей работает в Московкой области по методике Шаталова, что не может не огорчать, мы б могли «перезапустить» всю систему используя ее. Надеюсь, что моя работа в этой области поможет внедрить в массы эти уникальные педагогические технологии и педагогические труды В.Ф.Шаталова будут популярны в нашем образовании, как в советском.


Использованные сайты:


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


http://megabrain.by/metodika/osnovnyie-printsipyi-metodiki/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!