«Основные принципы начального обучения игре на фортепиано по программе ДООП».
Введение
В наше время, когда в школы искусств стали набирать детей не по способностям, а по желанию, стал актуальным вопрос о занятиях с менее одаренными детьми. Воспитание музыканта необходимо начинать с его эмоционально-чувственного и интеллектуального развития. Но вместо развития ребенка дело сводится к натаскиванию ученика к экзаменам. Ребенок занимается с удовольствием тем делом, в котором он достигает желаемого результата при небольшой затрате труда и энергии. На протяжении ряда последних десятилетий многие педагоги, обучавшие детей азам фортепианной игры, неоднократно в разных вариантах повторяли одну и ту же мысль: фортепиано и нотная запись должны оставаться на начальном этапе на втором плане и играть подсобную роль. На первом месте стоит задача ввести ребенка в мир музыки, пусть и самой простейшей; или по-другому: не музыка должна рассматриваться с позиции инструмента и нотной записи, а инструмент - в его возможностях передавать музыку, в его значении для музыкального искусства. Первое, что надо поставить себе задачей, - обеспечить заинтересованность детей в работе, добиться того, чтобы каждое посещение было для них праздником. Применить все, чем «покупается» любовь ребенка: шутки и игры, сказки и ласка. Очень важно установить контакт с родителями.
Принципы работы с менее способными детьми
Отношение преподавателей к проблеме обучения малоодаренных детей очень различно. Некоторые преподаватели вообще против такого обучения, считая, что для детей этого типа обучение игре на инструменте не более чем потеря времени и денег, так как не имеется предпосылок для того, чтобы научит их играть на наипростейшем дилетантском уровне. Малоодаренный ребенок не может идти в ногу с требованиями учебных планов; он постоянно чувствует недовольство своих преподавателей и в скором времени теряет всякий интерес к дальнейшей учебе, если в нем не просыпается отвращение к музыке вообще. Неверно считать обучение неодаренных детей только потерей времени. Есть преподаватели, которые хотя и не отказываются сразу от работы с малоодаренными детьми, однако в занятиях с ними пользуются теми же едиными методическими приемами, что и при обучении одаренных детей. В результате обычно получается, что ребенок либо так и не научится играть, либо потеряет интерес, причем учитель причину неудачи ищет не в себе, а в отсутствии «задатков».
Дети с другими задатками требуют другого подхода к работе с ними. И хотя так называемое отсутствие одаренности может проявляться по-разному и относиться к самым разным вещам (оно может касаться слуха, ритма, ловкости рук, быстроты восприятия, памяти, фантазии, интереса), тем не менее, есть возможность установить общие принципы для работы с менее способными детьми.
Такими основными принципами можно считать следующие:
Необходимо усиленно позаботиться о развитии музыкальности ребенка, в особенности о развитии его ритмических и мелодических представлений.
Продвижение должно быть медленным, пианистические требования ограниченными.
Уроки должны быть оформлены более увлекательно, чтобы ребенок не утратил интереса.
Подбор учебного материала не должен быть обычным: нужно выбирать несложные музыкальные пьесы и разучивать их без детальной проработки соответствующих исполнительских требований; технические упражнения включать только в самых необходимых случаях.
Преподаватель должен быть исключительно терпеливым, доброжелательным и исполненным интереса к своему ученику.
Особенности начального обучения игре на фортепиано
Для начального обучения все это определяет особый характерный способ работы на уроках. Главной целью становится всемерное развитие музыкальных представлений. По большей части здесь преподавание игры на фортепиано в известной мере заменяет подготовительное музыкальное воспитание. Необходимо осознавать, что игра на фортепиано становится осмысленной деятельностью лишь в том случае, если она являет собой осуществление музыкальных представлений. И поэтому, прежде чем подойти к репертуару, ставящему своей целью развитие пианистических навыков, необходимо, чтобы ребенок сумел представить себе хотя бы самую простую мелодию, включая ее ритм, динамику, тембр, выразительность. Более того, в нем должно пробудиться и стремление перенести эти музыкальные представления на фортепиано, реализовать их посредством игры.
В качестве основных упражнений можно назвать следующие:
1.Повторение голосом данного звука. Если это не получается, следует прежде всего выяснить, какова естественная тесситура голоса ребенка, а затем дать это упражнение на том звуке, который непроизвольно напевает ребенок, не сознавая его высоты. Далее нужно постепенно расширять диапазон – как посредством небольших смещений вверх и вниз от этого естественного для ребенка звука (на полтона, на целый тон), так и используя подражания характерным звукам: вою сирены, гудку паровоза, жужжанию комара, голосам животных, прежде всего птиц и т.п.
2.Подражание заданному простому ритму (прохлопать не более чем пять ритмических длительностей, либо простучать на рояле). В случае неудачи попробовать поупражняться сначала в ходьбе под фортепианный аккомпанемент: в разном темпе, затем – с ускорением и замедлением, с ударениями на каждые два шага, четыре шага, а также с соответствующими движениями рук.
3.Развитие элементарных ритмических представлений. Ритмически выраженное декламирование детских стихов и считалочек; одновременное выстукивание декламируемого ритма на одном звуке на рояле. И еще один вид работы: данный ритмический двутакт дополнить собственным заключительным двутактом, который нужно прохлопать или простучать на рояле, а иной раз и используя слова (вопрос-ответ, например, «Что тебе купить?» - «Хлеб и молоко»).
4. Развитие элементарных мелодических представлений. Учитель играет на рояле заранее условленный звук, ученик повторяет его с той же длительностью и силой (основополагающее упражнение Мартинсена). Или учитель играет необусловленный заранее звук, ученик пытается отыскать его (он пробует различные звуки, пока не найдет «нужный»). Когда ученик овладеет этими первейшими упражнениями, можно перейти к более сложным заданиям: повторение двух и трех звуков, которые сыграл преподаватель (с использованием одной- двух различных, заранее указанных клавиш). Можно использовать небольшие слуховые «загадки»: «Так звучит звук до. Является ли то, что я сейчас играю, звуком до или нет?». Еще одно упражнение: ученик должен заметить умышленно сделанные ошибки в песне, сыгранной преподавателем. И наконец, попытки самому подбирать на инструменте знакомые песни – вначале одним пальцем с поправками и помощью учителя, позднее – всеми пальцами обеих рук, между которыми распределяется мелодия и затем одновременно обеими руками (левая рука на 1-2 октавы ниже) и транспонировать эти песни по слуху.
5.Ритмическое остинато. Ученик постоянно повторяет один и тот же простой ритм: сначала — только доли тактов, затем простейшие сочетания ритмических длительностей, и т. п.), которые можно объяснить и закрепить в памяти с помощью подходящих, подобранных для этого слов (например: «Кто идет?» - «Слоник», «Медведь», «Лиса») и т.д. Преподаватель играет соответствующую этому ритмическому остинато мелодию какой-либо песни или любую подходящую мелодию (впоследствии это может проделать и сам ученик).
Не существует каких-либо общих правил относительно того, как долго следует придерживаться исключительно игры без нот. Этот период времени колеблется между двумя неделями и полугодом, а иногда может продолжаться и дольше. Продолжительность его зависит от возраста, способностей и успехов ученика. Вообще преподавателю не стоит спешить ни с началом игры по нотам, ни даже с последовательным усвоением нотного письма. Игра по нотам – это не только сложная и для большинства детей поначалу утомительная мыслительная деятельность. Она таит в себе помимо этого еще и принципиальную опасность, связанную с будущим музыкальным развитием ребенка: чем меньше развита музыкальность, тем скорее может случиться, что ученик, облегчая себе чтение нот, начнет воспринимать ноту не как обозначение для звука (то есть для явления, относящегося к слуху), а как обозначение для клавиши (то есть для определенного видимого элемента клавиатуры). Увидев ноту, он просто представит себе клавишу и приведет в действие двигательный аппарат своей руки, чтобы нажать ее. Это относительно легко, и кажется, что подобным образом можно отлично решить задачи фортепианного обучения. Но через два, три, четыре года выявляется неизбежный результат – неохота к дальнейшей игре. Ибо при таком способе игры совершенно сведены на нет слуховые представления; нотный текст ассоциируется исключительно с реализацией зрительных представлений (нажатие разных клавиш), а не с реализацией музыкальных мыслей.
Из всего этого вытекает, что при работе музыкально менее одаренными детьми следует придерживаться двух основных правил. Первое из них: не начинать игру по нотам прежде, чем музыкальные представления ученика будут развиты хотя бы до такой степени, при которой он сможет нажатие клавиши ощущать как внешнее выражение своего музыкального представления. Второй руководящий принцип: процесс усвоения нотного письма должен протекать так медленно, чтобы ученик имел время основательно запечатлеть у себя в памяти связь между определенной нотой и определенным звуком.