Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Е.В. ОБРАЗЦОВОЙ»
города Салехарда
Доклад
Тема: Основные принципы построения мизансцен в хореографическом произведении
Автор: преподаватель
хореографических дисциплин
Русмиленко И. В.
Салехард – 2018 г.
От автора
Профессия балетмейстера предполагает решение большого круга вопросов в процессе работы. Балетмейстер не только сочиняет хореографический текст, рисунок танца, т. е. создает композицию танца, но и, пользуясь всеми средствами хореографического искусства, стремится воплотить свой замысел в сценических образах, выразить определенные мысли и чувства.
Как любой художник, балетмейстер должен быть высокообразованным человеком, который не только владеет профессиональными секретами хореографического искусства, но и разбирается в смежных видах искусства — драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе.
Для преподавателей хореографических дисциплин детских школ искусств работающих по предпрофессиональной программе «Хореографическое творчество», соответствующей ФГТ, в которой одним из основных предметов является «Постановка концертных номеров», важно освежать и углублять свои знания в области балетмейстерской работы. Данная работа направлена на изучение видов и принципов построения мизансцен как одного из выразительных средств хореографического произведения.
Содержание
От автора
Введение……...…………………………………………………………………....3
-
Разновидности мизансцен…………………………………………………….4
-
По степени значимости…………………………………………………….5
-
По характеру взаимодействия……………………………………………..5
-
Мизансцены монолога и толпы…………………………………………...6
-
Приемы построения мизансцен………………………………………………8
-
Принципы построения мизансцен……………………………………………..
Заключение………………...………………………………………………………9
Список используемой литературы…..………...………………………………..10
Введение
Известный реформатор балета русский балетмейстер М. Фокин указывал «… балет и танец не синонимы (танцем, здесь, он называет танцевальный язык), в том то и разница, что кроме танца балет пользуется мимикой, пантомимой и недвижными, нетанцевальными группами. Изгнать как «контрабанду» из балета все, что не танец – значит обеднить балет».
Балетмейстер — профессия творческая. Она требует от человека, выбравшего ее, очень многого: и знаний, и трудолюбия, и умения работать с людьми, и, конечно же, таланта.
Таким образом балетмейстер-сочинитель должен владеть искусством сочинения танца, пантомимных эпизодов, мастерством режиссерского построении мизансцен, умением создавать драматургию хореографического произведения, так как он не сможет в художественно-хореографических образах раскрыть идею произведения, свой замысел.
Во время создания полноценного хореографического образа для балетмейстера важно Выбор выразительных средств. Одним из таких средсв является правильно построенная мизансцена.
Мизансцена (франц. mise en scène — размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы, мизансцена представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцен находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен. режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Процесс отбора точных мизансцен связан с работой художника в театре, который вместе с режиссёром находит определённое пространственное.
Наиболее верно, хотя несколько громоздко, суть термина «мизансцена» определил С.М. Эйзенштейн: «мизансцена в самом узком смысле слова – сочетание пространственных и временных элементов во взаимодействии людей на сцене… Сплетение самостоятельных линий действия со своими обособленными закономерностями тонов своих ритмических рисунков и пространственных перемещений в единое гармоническое целое».
Цель работы: рассмотреть и выделить основные принципы построения мизансцен в хореографическом произведении
-
Разновидности мизансцен
Мизансцена не является особым этапом работы режиссера, оторванного от всей его предшествующей работы с исполнителями. Мизансцены рождаются из тех органических действий, которые делают исполнители действий. Мизансцена является средством воплощения и сценическим выражением идеи. Все, что было найдено исполнителем по линии правды жизни, находит свое выражение в яркой и выразительной мизансцене.
Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:
1. Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы.
2. Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в сочинении борьбу а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.
3. Быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной.
-
По степени значимости мизансцены бывают:
-
Основные – служат для раскрытия основной мысли сцены (эпизода, отрывка) и имеют своё развитие в соответствии с нарастающей динамикой сквозного действия.
-
переходные (проходные) – промежуточные перестроения, при помощи которых осуществляются переходы от одной мизансцены к другой (не прерывая логику действия, несут чисто служебную роль). Являются важнейшим элементом «монтажа», соединяя художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.
-
-
Мизансцены различаются по характеру взаимодействия и большей частью они носят:
1. Центростремительный характер - когда все присутствующие на сцене тянутся друг к другу или к какой – то точке между ними.
2. центробежный характер – когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга.
3. Когда все действующие лица стремятся перенестись куда – то вне сценической площадки, с точки зрения экспрессии такая мизансцена называется – проекционной: композиция как бы проецируется на др. место целиком.[2]
-
Также мизансцены можно разделить на мизансцены монолога и мизансцены толпы
Мизансцены монолога.
Моносцена – игровой эпизод, насыщенный психологическим и физическим действием, событиями. Основные выразительные средства сцены – монолога – экономное движение: шаг, полуповорот, небольшое устремление и столь же сдержанный отказ. В монологе поза – есть мизансцена. Отсутствие партнеров компенсируется острой реакцией действующего лица на все окружающее, на неодушевленные предметы, а самое главное – на свою внутреннюю жизнь со всеми отсутствующими объектами внимания.
Монолог – рассказ предполагает прямое общение со зрителем как с основным партнером. Предпочтение отдается намерению совершать физические действия, от которых человек снова и снова отвлекается, чтобы поведать что – то слушателям (приём качелей). М. предельно скупа, даже стабильна. Изменению подвергается только индивидуальная пластика.
Мизансцены толпы.
Массовая сцена – это участок постановки, менее всего допускающая импровизацию. Конкретная форма массовой сцены обеспечивается скрупулезной разработкой всех партий. В ней как в музыкальном произведении, существует - мелодия, вторые и третьи голоса, подголоски, проходные темы и их вариации.
-
Приемы построения мизансцен
1. Видовой (виды мизансцен): симметричные (предполагает центр), ассиметричные, фронтальные (плоскостное построение - торжественность, перекрытие), диагональные (объёмность, нескончаемый поток), шахматные (массовость), хаотические (беспорядочность, волнение, смятение), ритмические ( повтор одной мизансцены в течении всего действия, может быть главной по смыслу), круговые (замкнутость, единение), полукруговые (общение, видимость всех), спираль-штопор ( ввинчивание информации в зрителя), пунктиры (поиск решений), брельефно-монументальные (зафиксированность действующих лиц для выявления внутренней напряжённости, стоп-кадр).
2. Глубинного построения (взят из кино, 1,2,3 план) : 1 план – авансцена и просцениум перед первой линией кулис, 2 план – центр сцены, уровень от 1 до 2 кулисы, хороши все виды мизансцен, 3 план – ближе к заднику, крупная пластика, массовые мизансцены, стоп-кадры, монументальные – все хороши.
3. Ракурсный (поворот фигуры на 180 градусов): развороты на зал (вынужденность, объект внимания, человек остаётся с самим собой, уходит на зал, физическое действие разворачивает актёра на зал), полуфас (выгоден для прямого общения, переход по диагонали), чистый профиль (окаменелость фигуры), полуспинный (сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, подчёркивание таинственности, зловещности, переход или уход в этом ракурсе – диагональ обратная – недосказанность, скромность, стеснительность), спинные (несгибаемость, разочарование, прямая – стреляйте в меня, скорченная – огорченность. Удаление спиной – человек соединяется с природой, уходит в жизнь, ставит точку, спина – живой занавес, спинные м связаны с молчанием).
4. Иносказательный или знаковый принцип построения (связан с символом, знаком, метафорой, выстраиваем какой-либо знак: голубь, крест, сердце. Читается эта мизансцена по знаку и перестроению и построению).
Следует также отметить: Мизансцены толпы, Мизансцены монолога и такое понятие как мизансценическая рифма.
Мизансценическая рифма – повтор «созвучных» мизансцен (можно сравнить с ритмическим повтором созвучных слов в стихотворении). Схожесть мизансцен временная и пространственная. Она достигается через повторяемость поз, синхронность в движениях, симметрию в расстановке фигур, зеркальную и теневую графику.
-
Основные принципы построения мизансцен в хореографическом произведении
Изучив теоретические аспекты вопроса можно выделить несколько принципов построения мизансцен:
-
Принцип темы с вариациями – когда основную мелодию ведут 1,2 или 3 исполнителя, а массовка по – разному перебивая тему, время от времени выступает на первый план.
-
Столкновение действия и контрдействия – где носителем контрдействия является массовка, а действия – один(несколько) исполнителей.
-
Принцип аккомпанемента – как бы концерт для одного – двух инструментов с оркестром.
-
Принцип кордебалета – когда актер ведущий сцену, выступает в качестве дирижера для исполнителей массовки, они подчиняются его воле и действуют синхронно.
-
Принцип двух полухорий – при котором массовка разделяется на две половины, стремящихся к одной цели и препятствующих друг другу.
-
Принцип дифференциации по группам – когда каждой группе задаётся пластика синхронная или рифмованная с пластикой др. артистов внутри этой же группы; в каждой группе назначается «хореограф», задающий движение, остальные дублируют его движения в буквальном или видоизмененном качестве.
-
Принцип канона – когда через сцену посылается сначала один исполнитель, затем два – три разом, потом целая группа, опять солисты, опять маленькие группы; всем даются короткие, но разные пластические рисунки: одних и тех же исполнителей можно пропускать на другом плане, в другой пластике, с другими деталями одежды и т.д. создавая иллюзию большой массы.
Заключение
Искусство построения ярких, выразительных, правдивых мизансцен зависит и от общекультурного уровня постановщика. От его художественного вкуса, от его знания жизни, от понимания им великих произведений живописи и скульптуры. Они могут служить образцами мизансцен, так как в их основе лежит ясная мысль органического действия.
Мизансцена как всякий художественный образ, есть сплав мысли, воображения и жизненной правды, соединение подлинного с вымышленным во имя некоей идеи, единство содержания и формы.
Список используемой литературы
1. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д. М. Генкин – Челябинск. – 2005. – 65 с.
2. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава – Пермь. – 2003. – 157 с.
3. Марков, О.И. Сценарно – режиссерские основы художественно – педагогической деятельности клуба / О. И. Марков – Пермь. – 2000. – 87 с.
4. Нахимовский, А.М. Театральное действо от А до Я / А. М. Нахимовский – К.: Центр начальной литературы. – 2001. – 223 с.
5. Чечетин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений / А. И. Чечетин – Челябинск. – 2000. – 60 с.
6. Большая Советская Энциклопедия (электронная версия).