СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы синергетики в развитии профессиональной деятельности современного преподавателя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос реализации синергетических принципов в образовательном процессе. Рассматривается реализация принципов и задач пересмотра традиционных подходов, существующих в педагогическом процессе. Сделан вывод, что принципиальным моментом в реализации синергетического подхода в образовании является интеграция различных знаний на основе междисциплинарных связей. 

 

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы синергетики в развитии профессиональной деятельности современного преподавателя»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИНЕРГЕТИКИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В настоящее время в образовательной политике происходят инновационные процессы, которые коренным образом изменяют всю систему образования. Эти процессы создают возможность для введения новшеств, буквально требуя изменения содержания самого педагогического образования и способов организации образовательного процесса.

Современный этап развития педагогической науки характеризуется активным ее взаимодействием с другими науками. Единственный путь дальнейшего успешного развития человечества связан с междисциплинарным образом мышления, а, следовательно, с междисциплинарной методологией и междисциплинарными исследованиями.

В последние годы ощущается острая потребность в преподавателях нового типа, способных работать в новых социальных условиях и нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций, создавать авторские технологии обучения.

В настоящее время в науке зародилось новое направление, которое получило название синергетика. Иными словами, синергетика – это теория самоорганизации, или, сказать другими словами, признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения.

Методологическая новизна идей самоорганизации заключается в том, что практически все системы, существующие в мире, в том числе и педагогика способны к саморазвитию не только за счет притока информации извне, но и за счет использования их внутренних возможностей.

Сам термин «синергетика» в переводе с греческого означает «содружество, сотрудничество». Применительно к педагогической науке, синергетика – явление относительно новое, представляющее собой новое мировидение, новую идеологию. Но можно ли синергетику применять для исследования образовательных систем. Это является возможным, поскольку синергетика нацелена на то, чтобы раскрывать универсальные механизмы самоорганизации и изменения сложных систем, в том числе и системы сознания и подсознания. Синергетика требует и нового стиля научного мышления – нелинейного мышления. Многовариантность, разнообразие форм активности, случайность, даже хаотичность – все это является характерными чертами творческого мышления. Синергетический подход содержит много конструктивного для педагогической науки в общем и при построении программ профессионального образования, в частности.

Каким образом пересекаются в педагогических и, вообще, образовательных системах основные принципы синергетики?

В синергетике различают два принципа Бытия – гомеостатичность и иерархичность, и пять принципов Становления – нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность и наблюдаемость.

В педагогике принцип гомеостатичности реализуется, например, в использовании основных законов развития личности, общества, с учетом психологических особенностей обучающихся в организации учебно-воспитательного процесса. Система образования должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в государстве. В то же время, она должна быть по возможности стабильной в своей психолого-педагогической основе, не подвластной конъюнктуре. С одной стороны, система образования должна расти из образовательных научных достижений, которые традиционно сменяют друг друга исторически, а с другой – она должна быть естественно-прогностической, «работать» на будущее, поскольку выпускники учебных заведений любого типа должны будут жить и работать в условиях, отличных от условий периода их обучения.

Принцип иерархичности в педагогике реализуется, например, в наличии иерархии образовательных учреждений, иерархии компетенций в структуре личности и т. д. С позиции синергетики активным началом в педагогической системе выступает подсистема «педагог-обучаемый». Обучаемый – элементарная структурная единица педагогической системы. Такая подсистема составляет иерархию педагогической системы.

Принцип нелинейности заключается в множественности путей развития. В педагогической системе постоянно меняется содержание образования, и часто оно не соответствует системе компетенций обучающихся в данный момент. Именно это заставляет преподавателя постоянно менять траектории обучения.

Следующий принцип, неустойчивость, является характерной чертой педагогической системы. Результаты обучения, воспитания и развития зависят от одновременного воздействия очень многих прямых или косвенных причин. При изменении влияния одного, двух факторов на педагогический процесс могут быть получены совершенно другие результаты, отличающиеся от ожидаемых.

Принцип незамкнутости (открытости) проявляется в невозможности пренебрежения взаимодействия системы со своим окружением. В педагогике принцип открытости является необходимым условием для самоорганизующегося педагогического процесса, когда существующие методологии не отвергают, а дополняют друг друга. Благодаря этому появляется возможность органично использовать самые разнообразные педагогические подходы, методики и технологии преподавания, многокомпонентность познавательных процессов.

Педагогическую систему можно считать открытой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимся (обратная связь), появляются новые цели, методы и средства обучения. Процесс формирования личности обучающегося рассматривается как процесс самоорганизации и саморазвития, т.е. имеется в виду его контакты и взаимодействие с внешней средой: сверстниками, родителями, преподавателями и т.д.

Все участники образовательного процесса приобретают новый статус: преподаватель из ретранслятора знаний и главного действующего лица учебного процесса превращается в организатора самостоятельной познавательной деятельности студентов. Студент из пассивного обучаемого, «потребителя готового знания» трансформируется в активного обучающегося, который самостоятельно ищет способы решения образовательных задач. И, возможно, это правильно: каждый берет из среды то, что может освоить и сделать своим, и, следовательно, поднять себя на другой уровень развитости.

Но обучающемуся необходимо подсказать, в какой области искать материал для саморазвития, и преподнести его в определенном виде. Этим и занимается педагог в новой системе образования.

С точки зрения синергетического подхода как одного из принципов педагогической деятельности, главной целью обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, приобретение профессиональных компетенций для того, чтобы выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования были готовы к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений, как в профессионально-трудовой, так и в повседневной жизни.

Для того, чтобы при изучении специальных дисциплин в учреждениях среднего специального образования произошло смещение акцента с авторитарной преподавательской деятельности на согласованную деятельность преподавателя и студента, необходимо наметить логику их взаимодействия механизмы функционирования каждого из субъектов образовательного процесса. Для преподавателя это может выражаться в совершенствовании стиля преподавания и гибкости по отношению к различным студентам, а для студента в качестве таких механизмов могут выступать способность к объективной самооценке, рефлексии. Чтобы помочь студенту адекватно оценивать свои знания и возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности.

Таким образом проявляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения, усиливается ситуация успеха в образовательной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок. Синергетический подход позволяет обеспечить инновационный подход к обучению, полноту и высокое качество предметных знаний и профессиональных компетенций, профессиональное становление и профессиональную адаптацию будущего специалиста через различные учебные дисциплины с учетом их междисциплинарных связей.

Применение принципов синергетики позволит преподавателю сделать педагогическую деятельность рефлексивной, стимулирующей саморазвитие и возникновение новых видов образовательной деятельности; проектной, т.е. определяющей набор возможных будущих междисциплинарных методов и связей образовательной системы.

Итак, учебно-воспитательный процесс в целом следует рассматривать, как самоорганизующуюся систему, что позволяет глубже раскрыть внутренние закономерности и механизмы обучения. Это требует, в свою очередь, от педагога высокого профессионализма, овладения гибкими способами управления и научной организацией учебного процесса, и также вероятностно-прогностического подхода к педагогическим результатам обучения.

В заключение можно отметить, что синергетика должна найти достойное место в современном образовании. Воплощение идей синергетики в учебно-воспитательном процессе не очередной «модный» подход в образовании, а важное условие обновления содержания современного образования с учетом реалий сегодняшнего, непредсказуемо стремительно развивающегося мира. В настоящее время происходит становление новой модели образования, методологической основой которой служит теория самоорганизации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!