Просмотр содержимого документа
«Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»»
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Русский родной язык»
Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, который представлен в образовательной области «Русский язык и литературное чтение». Основные содержательные линии соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе и носят практико-ориентированный характер.
К целевым установкам относят, во-первых, совершенствование у младших школьников способности ориентироваться в пространстве языка и речи и развитие языковой интуиции; во-вторых, расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ); в-третьих, включение учащихся в практическую речевую деятельность. Предусмотрено и изучение исторических фактов развития языка. В соответствии с этим в программе выделяют следующие блоки
Первый блок (Русский язык: прошлое и настоящее) включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России.
Второй блок (Язык в действии) предусматривает наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Он ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок (Секреты речи и текста) связан с совершенствованием видов речевой деятельности, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Главное - работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать тексты и создавать собственные.