Просмотр содержимого документа
«Основные способы образования слов (презентация)»
Девиз урока:
«Мало уметь читать – надо уметь думать»
- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?
- Какие части слова вы знаете?
- Как называются части слова?
- Какая морфема идет за приставкой?
- Вы хотите расширить свои знания о словообразовании?
- Зачем нам нужны новые знания?
Задание 1. Назовите слово, в котором 2 корня
Мельница
Звездопад
Учитель
Радостный
Задание 2. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.
Увидеть
Вьюжный
Пришкольный
Пылесос
Основные способы образования слов в русском языке
1
2
Приставочный
Читать – про читать
Суффиксальный
3
Лес - лес ок
4
Приставочно-суффиксальный
5
Бессуффиксный
Свеча - под свеч ник
Переход и ть - переход
6
Сложение
Лес + степь – лесостепь
Переход слов одной части речи в другую
Прил. Сущ.
Физ ическая культура – физкультура
Юн ый кор респондент – юнкор
Столовая комната - столовя
Высшее учебное заведение – вуз [вус]
Расположить, безветренный, росточек, речник, наездник, оживить, вездеход
Определите способы словообразования
Задание: Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.
Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой.
Самопроверка
- Приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный;
- Суффиксальным способом: орешек, вездеходный, переводчик, морковка;
- Приставочно-суффиксальным : подоконник, прошляпить, подледный;
- Бессуффиксным способом: расход, поиск;
- Сложением основ : самолет, Новгород;
- Сложением слов : кресло-качалка, генерал-майор;
- Переходом од одной части речи в другую : гостиная, кладовая, рядовой.
Рефлексия учебной деятельности
Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:
Сегодня я узнал…..
Я научился…..
Я выполнял задания и запомнил…..
Теперь я могу…..
Домашнее задание:
упр.38, с.28