Основные способы образования слов
ЦЕЛИ
- познакомить с бессуффиксным способом образования слов, с понятиями словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка
- развивать умения определять способ образования слова, образовывать слова указанным способом, располагать однокоренные слова с учётом последовательности их образования, пользоваться словообразовательным словарем
Лингвистическая разминка
В стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский пишет: «Вырастет из сына свин, если сын свинёнок». Какой способ образования он использовал для создания последнего слова? Приведите примеры слов, образованных таким же способом.
О т в е т: словом свинья называется самка, самец называется кабаном, а детёныш свиньи — поросёнком. Поэт использовал суффиксальный способ образования. По модели животное + суффикс -онок / -ёнок = детёныш образуются слова: волк – волчонок, тигр – тигрёнок, кенгуру – кенгурёнок, заяц – зайчонок, кот – котёнок, коза – козлёнок.
Есть ещё слова, обозначающие детёнышей животных, которые образованы не от названия животного. Например:
корова, бык — телёнок
лошадь, конь — жеребёнок
собака, пёс — щенок
овца, баран — ягнёнок.
Последуйте примеру В. Маяковского и образуйте слова от данных основ.
Проверка домашнего задания
Знакомство со словообразовательным словарем
- колорит – колорит-н(ый) – колоритн-о, колоритн-ость
- сметь – по-сметь
сме-л(ый) – смел-о – не-смело
смел-ость – не-смелость
смель-чак
не-смел(ый) – несмел-о, несмел-ость
смел-е-ть – о-смелеть, по-смелеть
о-смел-и-ть-ся – осмел-ива-ться
При последовательном образовании слов друг от друга создаётся словообразовательная цепочка однокоренных слов, например: серый → сероватый → сероватенький.
Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют словообразовательное гнездо .
Иногда при образовании слов суффиксальным способом может использоваться нулевой суффикс. Такой способ принято называть бессуффиксным .
Например, пробежать – пробеж-к(а), пробежать – пробег.
Во втором случае к исходной основе ничего не прибавилось, хотя было образовано слово другой части речи. 1) пробег — это существительное, которое обозначает не предмет, а процесс, действие, следовательно, оно образовано от глагола пробежать; 2) не прибавилось ни одной морфемы; 3) способ образования — бессуффиксный.
Сущ. от прил.: сухой – сушь, зелёный – зелень.
Отглагольные сущ. со значением процесса: поливать – полив, выходить – выход.
Отглагольные сущ. со значением лица: заикаться – заика, балагурить – балагур.
Другие части речи: золотой – золото, хворать – хворый.
Образование от данных глаголов существительных при помощи суффиксального (с помощью суффиксов -ени- / -ани-; -к-; -тель-) и бессуффиксного способов. О б р а з е ц: соорудить — сооружение; загореть — загар; зарядить — зарядка, заряд; заседать — заседание, заседатель.
Вооружить, возразить, заходить, находить, причалить, приступить, смотреть, водить, вязать, завязать, изложить, засорить, умножить, обожать, обозреть.
Упр. 220
Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек, укажите способ образования слов.
- Пустой ____ опустошить; 2) рыба – рыбак _____ порыбачить; 3) старый ____ устареть _____ устарелость; 4) счастье _____несчастливый ______ несчастливица; 5) конец _______ бесконечность; 6) менять – обменять ______ обменный.
О т в е т: 1) пустошь; 2) рыбачить; 3) стареть, устарелый; 4) счастливый, несчастливец; 5) бесконечный; 6) обмен
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Какими уже знакомыми вам способами образования образованы эти слова? Насмешка, беззвёздный, осмотр, соученик.
Насмешка (суффиксальный), беззвёздный (приставочно-суффиксальный), осмотр (бессуффиксный); соученик (приставочный).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 213 (рисунок дерева)