СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные способы образования слов в русском языке (продолжение) 6 класс (Ладыженская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные способы образования слов в русском языке (продолжение) 6 класс (Ладыженская)»

Основные способы образования слов

Основные способы образования слов

ЦЕЛИ познакомить с бессуффиксным способом образования слов, с понятиями словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка развивать умения определять способ образования слова, образовывать слова указанным способом, располагать однокоренные слова с учётом последовательности их образования, пользоваться словообразовательным словарем

ЦЕЛИ

  • познакомить с бессуффиксным способом образования слов, с понятиями словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка
  • развивать умения определять способ образования слова, образовывать слова указанным способом, располагать однокоренные слова с учётом последовательности их образования, пользоваться словообразовательным словарем
Лингвистическая разминка В стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский пишет: «Вырастет из сына свин, если сын свинёнок». Какой способ образования он использовал для создания последнего слова? Приведите примеры слов, образованных таким же способом.

Лингвистическая разминка

В стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский пишет: «Вырастет из сына свин, если сын свинёнок». Какой способ образования он использовал для создания последнего слова? Приведите примеры слов, образованных таким же способом.

О т в е т: словом свинья называется самка, самец называется кабаном, а детёныш свиньи — поросёнком. Поэт использовал суффиксальный способ образования. По модели животное + суффикс -онок / -ёнок = детёныш образуются слова: волк – волчонок, тигр – тигрёнок, кенгуру – кенгурёнок, заяц – зайчонок, кот – котёнок, коза – козлёнок.

О т в е т: словом свинья называется самка, самец называется кабаном, а детёныш свиньи — поросёнком. Поэт использовал суффиксальный способ образования. По модели животное + суффикс -онок / -ёнок = детёныш образуются слова: волк – волчонок, тигр – тигрёнок, кенгуру – кенгурёнок, заяц – зайчонок, кот – котёнок, коза – козлёнок.

Есть ещё слова, обозначающие детёнышей животных, которые образованы не от названия животного. Например: корова, бык — телёнок лошадь, конь — жеребёнок собака, пёс — щенок овца, баран — ягнёнок. Последуйте примеру В. Маяковского и образуйте слова от данных основ.

Есть ещё слова, обозначающие детёнышей животных, которые образованы не от названия животного. Например:

корова, бык — телёнок

лошадь, конь — жеребёнок

собака, пёс — щенок

овца, баран — ягнёнок.

Последуйте примеру В. Маяковского и образуйте слова от данных основ.

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Знакомство со словообразовательным словарем колорит – колорит-н(ый) – колоритн-о, колоритн-ость сметь – по-сметь   сме-л(ый) – смел-о – не-смело   смел-ость – не-смелость   смель-чак   не-смел(ый) – несмел-о, несмел-ость   смел-е-ть – о-смелеть, по-смелеть   о-смел-и-ть-ся – осмел-ива-ться

Знакомство со словообразовательным словарем

  • колорит – колорит-н(ый) – колоритн-о, колоритн-ость
  • сметь – по-сметь

сме-л(ый) – смел-о – не-смело

смел-ость – не-смелость

смель-чак

не-смел(ый) – несмел-о, несмел-ость

смел-е-ть – о-смелеть, по-смелеть

о-смел-и-ть-ся – осмел-ива-ться

При последовательном образовании слов друг от друга создаётся  словообразовательная цепочка  однокоренных слов, например:  серый → сероватый → сероватенький. Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют  словообразовательное гнездо .

При последовательном образовании слов друг от друга создаётся  словообразовательная цепочка  однокоренных слов, например:  серый → сероватый → сероватенький.

Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют  словообразовательное гнездо .

Иногда при образовании слов суффиксальным способом может использоваться нулевой суффикс. Такой способ принято называть бессуффиксным . Например, пробежать – пробеж-к(а), пробежать – пробег. Во втором случае к исходной основе ничего не прибавилось, хотя было образовано слово другой части речи. 1) пробег — это существительное, которое обозначает не предмет, а процесс, действие, следовательно, оно образовано от глагола пробежать; 2) не прибавилось ни одной морфемы; 3) способ образования — бессуффиксный.

Иногда при образовании слов суффиксальным способом может использоваться нулевой суффикс. Такой способ принято называть бессуффиксным .

Например, пробежать – пробеж-к(а), пробежать – пробег.

Во втором случае к исходной основе ничего не прибавилось, хотя было образовано слово другой части речи. 1) пробег — это существительное, которое обозначает не предмет, а процесс, действие, следовательно, оно образовано от глагола пробежать; 2) не прибавилось ни одной морфемы; 3) способ образования — бессуффиксный.

Сущ. от прил.: сухой – сушь, зелёный – зелень. Отглагольные сущ. со значением процесса: поливать – полив, выходить – выход. Отглагольные сущ. со значением лица: заикаться – заика, балагурить – балагур. Другие части речи: золотой – золото, хворать – хворый.

Сущ. от прил.: сухой – сушь, зелёный – зелень.

Отглагольные сущ. со значением процесса: поливать – полив, выходить – выход.

Отглагольные сущ. со значением лица: заикаться – заика, балагурить – балагур.

Другие части речи: золотой – золото, хворать – хворый.

Образование от данных глаголов существительных при помощи суффиксального (с помощью суффиксов -ени- / -ани-; -к-; -тель-) и бессуффиксного способов. О б р а з е ц: соорудить — сооружение; загореть — загар; зарядить — зарядка, заряд; заседать — заседание, заседатель. Вооружить, возразить, заходить, находить, причалить, приступить, смотреть, водить, вязать, завязать, изложить, засорить, умножить, обожать, обозреть.

Образование от данных глаголов существительных при помощи суффиксального (с помощью суффиксов -ени- / -ани-; -к-; -тель-) и бессуффиксного способов. О б р а з е ц: соорудить — сооружение; загореть — загар; зарядить — зарядка, заряд; заседать — заседание, заседатель.

Вооружить, возразить, заходить, находить, причалить, приступить, смотреть, водить, вязать, завязать, изложить, засорить, умножить, обожать, обозреть.

Упр. 220 Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек, укажите способ образования слов. Пустой ____ опустошить; 2) рыба – рыбак _____ порыбачить; 3) старый ____ устареть _____ устарелость; 4) счастье _____несчастливый ______ несчастливица; 5) конец _______ бесконечность; 6) менять – обменять ______ обменный. О т в е т: 1) пустошь; 2) рыбачить; 3) стареть, устарелый; 4) счастливый, несчастливец; 5) бесконечный; 6) обмен

Упр. 220

Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек, укажите способ образования слов.

  • Пустой ____ опустошить; 2) рыба – рыбак _____ порыбачить; 3) старый ____ устареть _____ устарелость; 4) счастье _____несчастливый ______ несчастливица; 5) конец _______ бесконечность; 6) менять – обменять ______ обменный.

О т в е т: 1) пустошь; 2) рыбачить; 3) стареть, устарелый; 4) счастливый, несчастливец; 5) бесконечный; 6) обмен

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Какими уже знакомыми вам способами образования образованы эти слова? Насмешка, беззвёздный, осмотр, соученик. Насмешка (суффиксальный), беззвёздный (приставочно-суффиксальный), осмотр (бессуффиксный); соученик (приставочный).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Какими уже знакомыми вам способами образования образованы эти слова? Насмешка, беззвёздный, осмотр, соученик.

Насмешка (суффиксальный), беззвёздный (приставочно-суффиксальный), осмотр (бессуффиксный); соученик (приставочный).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упр. 213 (рисунок дерева)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр. 213 (рисунок дерева)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!