СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учет психического состояния ребенка с ОВЗ является одной из актуальнейших проблем современного коррекционного образования, которое призвано обеспечить физическое и психическое здоровье обучающихся. В стате представленыосновные срдства профилакики  корекци псиоэмоциональног напяжения у детей с интелектуальныи наушениями.

Просмотр содержимого документа
«Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ»

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ.

Учет психического состояния ребенка с ОВЗ является одной из актуальнейших проблем современного коррекционного образования, которое призвано обеспечить физическое и психическое здоровье обучающихся. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы во время пребывания в школе.

Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях: слабость регуляция эмоций, неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфония, апатия. Целенаправленное изучение эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у детей чувства собственно неполноценности, нередко осложняемая инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами. Эмоциональное и психическое состояние умственно отсталого ребенка претерпевает значительные отрицательные влияния, начиная с дошкольного возраста. Социальный опыт, передаваемый ребенку с отставанием в интеллектуальном развитии в общепринятой форме, не может быть принят им по причине органического поражения головного мозга на ранних стадиях онтогенеза и вызванной этим фактором интеллектуальной недостаточности. Неусвоение информации, отставания и затруднения в ведущей деятельности ведут к изменению статуса ребенка в коллективе сверстников, колебаниям его самооценки, нарастанию психоэмоционального напряжения. Результатом становится агрессивность, аффективное состояние, двигательная расторможенность. Чтобы освободиться от этого напряжения, ребенку необходима помощь.

Современные исследователи предлагают немало способов управления психикой.

При этом большое значение придается осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей и самим. А путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния. Понятно, что в силу особенностей интеллектуального развития, отсутствия достаточного жизненного опыта умственно отсталые дети испытывают большие затруднения в понимании и оценке своего психофизическое состояние.

Поэтому актуальным для умственно отсталых детей становится «снятие напряжения посредством углубленного изучения своего невербального языка, чувств и эмоций, ощущений своего тела». Обучение осуществляется через специально организованные занятия по различению и передаче эмоций средствами мимики и пантомимики, проигрывание различных этюдов, ситуаций, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр иллюстраций, картин.

Как правило, человек, стремясь выйти из состояния стресса, старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение при помощи физических действий. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека.

Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.

Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.

Лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.

Одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей является организация рационального двигательного режима с учетом степени моторности каждого ребенка.

По степени активности детей можно разделить на три группы:

- нормальные,

- моторные,

- малоподвижные.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивое настроение. У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны, мало того у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д.

В распоряжении у педагога различные формы разрядок:

- физкультминутка, которая может проходить в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротеньких стихотворений, проговариваемых учащимися хором;

- смена вида деятельности. Для умственно отсталых детей характерна повышенная утомляемость, поэтому частая смена деятельности просто необходима таким детям.

- музыкальная пауза. С давних пор музыку используют как лечебный фактор. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка способствует общему успокоению, а драматическая возбуждает, повышает жизненный тонус.

- различные игры. Подбор игр зависит от целей, стоящих перед педагогом или сложившейся ситуации. Например, если дети в начале урока не могут успокоиться после перемены, педагог может предложить игру «Хлопки». В ходе игры развивается самоконтроль и слуховое внимание.

Педагог в определенном порядке хлопает в ладоши и просит воспроизвести этот порядок самому расшумевшемуся ученику. Затем тотчас предложить повторить любому, кто услышал заданный ритм. Далее все дети повторяют хлопки. Ведущий выбирает детей взглядом.

Игра «Хор» осуществляет вербальную потребность детей, объединяет их и организует. Каждый ряд детей в классе получают свой звук для пения (А-О-И-У-Е). Взрослый дирижирует: сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым, задавая громкость звучания. Громкость изменяется от максимальной до минимальной: плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим пением.

Игра «Еж» реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы.

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.

В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению детей психосаморегуляции состояния.

С этой целью рекомендуется использовать психофизические упражнения, способствующие снятию напряжения. Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления: «Сосулька», «Муха», «Лимон» и т.п. Подобное чередование учит детей с ОВЗ дифференцировать эти состояния, оценивать ощущения своего тела, вызванные напряжением и расслаблением, впоследствии произвольному управлению мышцами тела. А.В. Алексеев рекомендует последовательно тренировать все группы мышц, которые условно разделил на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка.

Большинство упражнений по психической саморегуляции предлагается детям в игровой форме. Исключение составляет аутогенная тренировка, обучение которой осуществляется по специальной программе:

  1. разучивание поз, которые используются при ее проведении;

  2. освоение формул самовнушения и команд выхода;

  3. освоение сокращенного варианта тренировки

Опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью показывает, что данной категорией детей легче и с большим интересом осваивается занимательный аутотренинг: «Мороженое», «Ловцы жемчужин». Приемы игрового аутотренинга можно использовать во время уроков или как специальное коррекционное средство.

Упражнение «Насос». Инструкция педагога:

- Давайте представим себе жаркий-жаркий день. Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите. Спасибо. Напоить их водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо. Ноги слегка расставьте, ступни прижмите к полу. Руки слегка согните в локтях, и ладони положите на ноги внизу живота. Глаза закройте. Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос. Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается. Набрал насос воду, а теперь выливаем воду - выдыхаем через рот. Делаем медленный выдох. Плечи опускаются, живот выпячивается. Молодцы! Хорошо получается!

Снова набираем воду. Медленно вдыхаем через нос. Поднимаем плечи. Тянемся вверх, живот втягиваем. Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно. Опускаются плечи. Выпячивается живот. Молодцы! (Повторяется еще 2-3 раза).

- Обрадовались наши цветы. Ожили. Потянули свои головки, протянули листочки к солнышку. Покажите, какими они стали.

Снижению эмоционального напряжению учащихся способствуют дыхательные упражнения. Общеизвестно, что в спокойном состоянии естественный процесс дыхания состоит из трех ритмически повторяющихся моментов: вдоха, выдоха и паузы (покоя, отдыха мышц).

Понятно и доступно детям дыхательное упражнение «Воздушный шарик»:

1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик и наполняется воздухом и становится все больше и больше.

3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. 

4. Сделай паузу и сосчитай до 5.

5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое - надутый шарик.

6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

 7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.

8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

Следует отметить, что такое, казалось бы, простое и естественное упражнение некоторым детям с ОВЗ дается не сразу, требуется время на его освоение.

Одним из эффективных средств коррекции эмоциональных нарушений поведения через эмоциональное отреагирование, самоутверждение детей является изобразительная деятельность. Специально разработанные приемы рисования (пиктограммы, монотипия, пуантилизм, графическая музыка, дорисуй предмет и др.), способствуют преодолению негативных стереотипных поведенческих реакций в различных ситуациях. Через организованную изобразительную деятельность, умственно отсталый ребенок получает возможность не только снять эмоциональную возбудимость, тревожность, агрессивность, конфликтность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ними положительные переживания и образцы поведения.

Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в школе а задается режимом дня. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка с ОВЗ, но с другой - однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и является стрессовым фактором.

Режим дня детей должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации. Задача педагога организовать режим дня детей с интеллектуальной недостаточностью таким образом, чтобы избежать пресыщения, нарастания психоэмоционального напряжения.

В заключение хотелось бы отметить, что, педагог должен всегда помнить о здоровье школьников. Эмоциональный настрой педагога, его тон, создание благоприятной, дружеской обстановки, партнерских отношений сыграют немаловажную роль в снятии напряжения у обучающихся с ОВЗ.


Литература:

  1. Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками. – Новосибирск, 1998.

  2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- Изд. Питер, 2002.

  3. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.,1995.