ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИИ.
Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
ЗРР – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
Заикание – нарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Компенсация— сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).
Логопедическое воздействие — педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Механизм нарушения речи — характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиоло-гических механизмов речевой деятельности.
Недоразвитие речи — качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Общее недоразвитие речи —форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи.
Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.
Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.
Симптом нарушения речи— это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой дея- ти.
Симптоматика нарушений речи— это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.
Структура речевого дефекта— совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).
ФФНР – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Просмотр содержимого документа
«Основные термины и понятия логопедии»
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИИ.
Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
ЗРР – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
Заикание – нарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Компенсация— сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).
Логопедическое воздействие — педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Механизм нарушения речи — характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиоло-гических механизмов речевой деятельности.
Недоразвитие речи — качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Общее недоразвитие речи —форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи.
Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.
Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.
Симптом нарушения речи— это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой дея- ти.
Симптоматика нарушений речи— это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.
Структура речевого дефекта— совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).
ФФНР – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.