СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основные типы почв России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по изучению темы "Основные типы почв"

Просмотр содержимого документа
«"Основные типы почв России"»

Цель: Сформировать представление о типах почв России, закономерностях распределения почв на территории России.

Задачи:

1.Образовательные

  • изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны.

2. Развивающие

  • совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);

  • развивать мышление, речь, воображение, способности к самостоятельному решению задач;

  • формировать коммуникационные способности (умение аргументировать, доказывать, отстаивать собственную точку зрения).

3. Воспитательные

  • познавательный интерес к предмету;

  • воспитывать уважительное отношение к проведённой на уроке работе, к чужому и собственному мнению.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- особенности типов почв России;

- распространение различных типов почвы по территории страны;

Учащиеся должны уметь:

- читать географические карты;

- выявлять взаимозависимость типа почвы от климатических условий, условий рельефа, типа растительности;

- показывать на карте распространение основных типов почв на территории России.

Личностные: обучающийся осознаёт необходимость проведённой на уроке работы, умеет воспринимать чужое мнение и соотносить сего о своим, умеет обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные:

познавательные: обучающийся может выдвигать и обосновывать гипотезы, извлекать необходимую информацию из различных источников, осуществлять отбор материала для их доказательства;

коммуникативные: обучающийся способен с достаточной точностью выражать свои мысли; сотрудничать при работе в группах;

регулятивные: обучающийся может осуществлять целеполагание, определять этапы работы, организовывать совместное выполнение задания.

Оборудование: Почвенная карта, физическая карта, таблицы(типы почв России, почвенные разрезы), учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, атлас.

Ход урока.

  • Организационный момент.

  • Повторение. Проверка домашнего задания.

    • - Что называют почвой?

    • - Назовите условия почвообразования.

    • - Какие из них являются главными?

    • - Кто основатель науки о почвах?

    • -Как различаются почвы по механическому составу?

    • -Назовите свойства почвы.

    • -Почему почвы России разнообразны?

  • Закрепление (опрос обучающихся)

Вопросы на карточках:

3. Изучение нового материала.

- Учитель предлагает посмотреть на почвенную карту России и назвать почвы. Кажется, карта пёстрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие с севера на юг по территории Восточно-Европейской равнины (по почвенной карте).

Далее учитель рассказывает о типах почв России, а обучающиеся заполняют таблицу.

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

Почвы России разнообразны. Какому типу растительности соответствует свой тип почвы. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг (обучающиеся работают с учителем, используя учебник и атлас).

  • - Какие почвы формируются под лесами? (Подзолистые, серые лесные).

  • - В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (В степях).

  • -Какие почвы самые плодородные? (Чернозёмы)

  • - Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (Идёт промыв почвы, так как увлажнение избыточно).

  • - В какой зоне происходит накопление солей? (Полупустынь)

  • -Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в Европейской части, а таёжно-мерзлотные? (В Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву).

  • -Почему в лесной зоне, несмотря на большую биомассу растений, гумуса мало? (Растительность многолетняя, опад неблагоприятен - хвоя; идёт промыв почв, так как коэффициент увлажнения больше 1, избыточный).

4. Рефлексия:

Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов, производили оценку своих знаний и заполнили таблицу.

Обведите в тетради свою ладошку, и на каждом пальчике завершите фразы….

- Мне лучше удалось сегодня ...

- Серьезные трудности я ощутил…

- Выполняя задания я …

- На следующем уроке я хочу…

- Себе самому хочу ...

Вы получили несколько отметок за каждый этап работы на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. Листы как всегда передайте мне.

5. Домашнее задание: Выучить основные типы почв и их свойства.



Скачать

© 2019 790 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!