Просмотр содержимого документа
«"Основные типы почв России"»
Цель: Сформировать представление о типах почв России, закономерностях распределения почв на территории России.
Задачи:
1.Образовательные
2. Развивающие
совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);
развивать мышление, речь, воображение, способности к самостоятельному решению задач;
формировать коммуникационные способности (умение аргументировать, доказывать, отстаивать собственную точку зрения).
3. Воспитательные
познавательный интерес к предмету;
воспитывать уважительное отношение к проведённой на уроке работе, к чужому и собственному мнению.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- особенности типов почв России;
- распространение различных типов почвы по территории страны;
Учащиеся должны уметь:
- читать географические карты;
- выявлять взаимозависимость типа почвы от климатических условий, условий рельефа, типа растительности;
- показывать на карте распространение основных типов почв на территории России.
Личностные: обучающийся осознаёт необходимость проведённой на уроке работы, умеет воспринимать чужое мнение и соотносить сего о своим, умеет обосновывать свою точку зрения.
Метапредметные:
познавательные: обучающийся может выдвигать и обосновывать гипотезы, извлекать необходимую информацию из различных источников, осуществлять отбор материала для их доказательства;
коммуникативные: обучающийся способен с достаточной точностью выражать свои мысли; сотрудничать при работе в группах;
регулятивные: обучающийся может осуществлять целеполагание, определять этапы работы, организовывать совместное выполнение задания.
Оборудование: Почвенная карта, физическая карта, таблицы(типы почв России, почвенные разрезы), учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику, атлас.
Ход урока.
Вопросы на карточках:
3. Изучение нового материала.
- Учитель предлагает посмотреть на почвенную карту России и назвать почвы. Кажется, карта пёстрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие с севера на юг по территории Восточно-Европейской равнины (по почвенной карте).
Далее учитель рассказывает о типах почв России, а обучающиеся заполняют таблицу.
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
| | | | |
Почвы России разнообразны. Какому типу растительности соответствует свой тип почвы. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг (обучающиеся работают с учителем, используя учебник и атлас).
- Какие почвы формируются под лесами? (Подзолистые, серые лесные).
- В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (В степях).
-Какие почвы самые плодородные? (Чернозёмы)
- Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (Идёт промыв почвы, так как увлажнение избыточно).
- В какой зоне происходит накопление солей? (Полупустынь)
-Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в Европейской части, а таёжно-мерзлотные? (В Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву).
-Почему в лесной зоне, несмотря на большую биомассу растений, гумуса мало? (Растительность многолетняя, опад неблагоприятен - хвоя; идёт промыв почв, так как коэффициент увлажнения больше 1, избыточный).
4. Рефлексия:
Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов, производили оценку своих знаний и заполнили таблицу.
Обведите в тетради свою ладошку, и на каждом пальчике завершите фразы….
- Мне лучше удалось сегодня ...
- Серьезные трудности я ощутил…
- Выполняя задания я …
- На следующем уроке я хочу…
- Себе самому хочу ...
Вы получили несколько отметок за каждый этап работы на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. Листы как всегда передайте мне.
5. Домашнее задание: Выучить основные типы почв и их свойства.