Тема 7. Почвы России
Домашнее задание:
Цель
Выявление основных закономерностей размещения почв по территории России.
Задачи урока
-
Создать педагогические условия для обучающихся. При которых они смогут:
-
Давать определнения понятиям по тематике урока;
-
Объяснять вклад В.В.Докучаева;
-
Называть зональные типы почв;
-
Выявлять и определять районы распространения разных типов почв;
-
Определять особенности почвенных ресурсов;
-
Характеризовать мероприятия по восстановлению почв.
-
Выявить основные типы почв России
-
Определять зависимость плодородия почвы от её типа.
-
Познакомить с основными мероприятиями по улучшению почвенного плодородия.
-
Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока.
Оборудование: Почвенная карта России, атлас, учебник, компьютер, презентация
Тип урока: комбинированный
Методы урока: географический диктант, беседа, практическая работа на формирование учебных действий.
УЭ – 1 Цель: Проверка знаний.
-
Терминологический диктант: Дайте определение понятиям.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Земельные ресурсы | 1. Почва |
2. Состав почвы (компоненты) | 2.Строение почвы. |
3. Механический состав почвы | 3. Структура почвы |
4. Почвенный горизонт | 4. Плодородие |
5.Перегной (гумус) – это… | 5.Сельскохозяйственные ресурсы – это… |
6. Факторы почвообразования. Самый главный. | 6. Почему почва – биокосное образование |
Время – 12 минут.
УЭ – 2 Цель: Роль Докучаева в науке.
Сообщения учащихся о значении работ В.В. Докучаева.
Делаем вывод:
Он писал: «Богатство чернозёма гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота русский чернозём. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России».
Вот что пишет В.В. Докучаев о серых и бурых почвах: «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают и ломанного гроша, как только удаётся её оросить, стоит баснословные деньги. Она даёт прекрасные урожаи хлопчатника, сорго и проса».
Какой же напрашивается вывод?
-
До Докучаева была известна теория растительно-климатической зональности А.Гумбольта. Там были выделены природные зоны.
-
Докучаев доказал, что почвы располагаются также не хаотично, а связаны с органическим миром и климатом.
-
В.В. Докучаев выделяет основные типы почв, даёт им русские названия.
-
Всего за 30 лет научной деятельности этот гениальный человек сумел создать новую науку почвоведение, которая дала развитие целому ряду наук: экологии, биогеоценологии, геохимии.
-
Русское почвоведение стало известно во всём мире. Почвенные образцы, труды Докучаева и его учеников экспортировались на всемирной выставке в Париже в 1889 году и 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго.
-
Докучаеву присуждается орден за заслуги по земледелию. Он создал школу своих учеников, которые смогли после смерти продолжить его дело.
-
Имя Докучаева звучит сегодня на уроке не только потому, что он был первым и великим почвоведом, но и потому, что всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы мы имели кусок хлеба на столе.
-
Он знал, что талант человеку даётся для служения другим людям.
УЭ – 3 Цель: Схема почвенно-климатической зональности России по Докучаеву.
Работа с текстом учебника стр. 179 – 180 , рис. 109. Делаем анализ прочитанному материалу и заполним таблицу. |
Практическая работа на формирование учебных действий.
Цель: Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования
Природная зона | Тип почвы | Растительный мир |
Тундра | | |
Хвойные леса | | |
Широколиственные леса | | |
Разнотрано-типчаково-ковыльные степь | | |
Типчаково-полынная степь | | |
Полупустыни | | |
Природная зона | Тундра | Хвойные леса | Широколи-ственные леса | Разнотравно-типчаково-ковыльные степи | Типчаково-полынная степь | Пустыни и полупусты-ни |
Почва | Тундрово-глеевая. Почва проморо-жена, деструкту-рирована | Подзоли-стые и дерново- Подзол-стые | Серая лесная | Чернозём | Каштано-вая | Серая и бурая, солонцы |
С/х культуры | - | Рожь, лён | Ячмень, овёс, рожь | Озимая пшеница, кукуруза, бахчевые | | Хлопчат-ник, сорго, просо |
УЭ – 4 Цель: Анализ таблицы.
Таблица заполнена. Сделайте вывод, от каких факторов зависит плодородие почвы?
Об этом Докучаев сказал: «На примере почвенно-климатической зональности мы видим теснейшее взаимодействие мира органического и неорганического».
А ведь такое преступное отношение к земле было не всегда. Жизнь человека полностью зависела от собранного урожая, поэтому земля являлась для крестьянина матерью, кормилицей. Человек всячески пытался задобрить землю, поэтому некоторые народные традиции и обряды сохранились до сих пор.
Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит, её можно убить.
Он уже более ста лет назад увидел негативное влияние человека на почвы и выявил причины деградации земли:
-
Истощение земли возделыванием одних и тех же культур.
-
Снижение плодородия почвы из-за сева сельскохозяйственных культур без учёта свойств почвы.
-
Нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием.
-
Сведением лесов.
-
Распашка берегов рек.
-
Нерациональное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве приводит к загрязнению почвы, воды, пищевых продуктов.
-
По поводу тяжёлых последствий злоупотребления ядохимикатами образно писал Ж. Дорст: «Никому в голов не придёт принять дозу лекарств, в десять или сотни раз большую, чем та, что указана в рецепте, в расчёте на то, что лекарство подействует быстрее. Однако именно так поступают люди с ядохимикатами; они забыли, что природа – это своеобразный живой, подверженный частым заболеваниям и чрезвычайно хрупкий организм, воздействие на равновесие которого можно сравнить лишь с осторожностью врача-терапевта».
УЭ – 5 Цель: Методы защиты почвы по Докучаеву.
-
Насаждение лесополос в степи
-
Укрепление оврагов, посадка лесов
-
Регулирование стока воды
-
Снегозадержание
-
Расчистка ключей и колодцев
УЭ – 6 Цель: Закрепление.
-
Каково значение работ В.В. Докучаева?
-
В чём суть теории почвенно-климатической зональности по Докучаеву?
-
В чём значение чернозёма?
-
Назовите причины деградации почв по Докучаеву.
-
Какие факторы влияют на деградацию почв спустя 100 лет?
-
Подумайте, какие необходимы методы для защиты почв в наше время.