Основные требования к современному учебному занятию
Учебное занятие – это основная форма организации учебно – воспитательного процесса, динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) преподавателя и обучающегося, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития обучающегося в процессе обучения.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, конкурентоспособные люди, которые могут:
— анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
— отличаться мобильностью;
— быть способны к сотрудничеству;
— обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Основные требования к занятию
1.Плановость ведения занятия. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному рабочему плану в строгом соответствии с программой дисциплины и требованиями учебного плана.
2.Обязательное выполнение целей занятия. Занятие должно предусматривать глубокое, продуманное и в доходчивой форме изложенное студентам содержание программного материала дисциплины.
3.Изложение должно вестись не только как готовая информация в форме объяснения с помощью иллюстрации, но и путем постановки преподавателем проблемы и раскрытия ее обоснованным доказательством, находиться во взаимосвязи с другими предметами.
4.Научность занятия должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники.
5.Структура занятия должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.
7.На занятии должен осуществляться систематический и планомерный контроль за качеством знаний и умений студентов.
8.На занятии обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний студентов как на теоретических, так и практических занятиях.
9.Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в колледже, должны быть использованы на занятии так, чтобы они расширяли и углубляли знания студентов, обеспечивали эффективность учебного процесса.
10.На занятии должна решаться задача обобщения и внедрения передового педагогического опыта в учебный процесс.
Требования к технике проведения учебных занятий:
— учебное занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
— темп и ритм учебного занятия должны быть оптимальными, действия преподавателя и обучающихся завершенными;
— необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и обучающегося на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
-доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
— по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
Организационные требования к занятию:
— рациональное использование и распределение учебного времени;
— общая организационная чёткость (своевременность, установка на деятельность, оптимальный темп обучения, логичность, дисциплинированность); логичность и эмоциональность всех этапов образовательной деятельности;
— творческий подход к формированию типа, вида, структуры учебного занятия; гибкость и подвижность структуры урока (занятия) в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе;
— оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы обучающихся на занятии;
— определение структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения;
— организация обратной связи с обучающимися в процессе обучения;
— создание условий для продуктивной деятельности обучающихся на занятии;
— эффективное использование технических средств и средств наглядности;
— организация самостоятельной деятельности обучающихся по формированию знаний, умений и навыков.
Дидактические требования к занятию:
— использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение занятия на основе закономерностей образовательного процесса;
— знание и систематическое использование современных педагогических технологий
— реализация на занятии в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
— реализация на занятиях личностного, системно-деятельностного, компетентностного, развивающего, индивидуально-дифференцированного и других подходов; наличие передовых образовательных технологий;
-четкое формулирование дидактической (обучающей) цели урока (занятия); определение места занятия в системе учебных занятий; единство обучающей, развивающей и воспитывающей задач урока (занятия);
-прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как в целом на занятии, так и на отдельных его этапах; создание условий для их успешного освоения;
— установление осознаваемых обучающимися внутрипредметных и межпредметных связей; связь с жизнью, профессией, личным опытом;
— выбор наиболее рациональных форм, методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; оптимальное их воздействие на каждом этапе учебного занятия, обеспечивающих познавательную активность и максимальную самостоятельность обучающихся в приобретении знаний и умений с учётом уровня ее подготовки; развитие личности обучающихся;
— формирование умений учиться, практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности; развитие образовательных и специальных знаний, умений, навыков;
— использование на каждом занятии элементов систематического повторения пройденного материала; необходимость непрерывного и всеобщего контроля (самоконтроля) за усвоением учебного материала; оценки и самооценки, рефлексии и саморефлексии;
— эффективность подачи домашнего задания (его цели, способы выполнения) и его обязательная проверка.
Гигиенические требования к занятию: создание и соблюдение благоприятных санитарно-гигиенических условий; гигиенические требования к учебному занятию: температурный режим, регулярное проветривание воздуха в помещении, достаточное освещение, предупреждение утомляемости и переутомления, чередование видов деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение требований к правильной рабочей позе обучающегося.
Психологические требования к занятию:
— проектирование развития обучающихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного учебного занятия;
— мотивация и активизация развития всех сфер личности (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной (положительной Я-концепции);
— использование средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие обучающихся;
— обеспечение успешного восприятия и осмысления изучаемого материала; связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития обучающихся;
— разумное соотношение побуждения и принуждения обучающихся к деятельности;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; применение разноуровневых заданий;
— соотношение нагрузки на память обучающихся и их мышление; определение объема воспроизводящей и творческой деятельности обучающихся; планирование усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска; выполнение обучающимися проблемно-эвристических заданий; оптимальное сочетание контроля и оценки педагогом деятельности обучающихся с самоконтролем и самооценкой обучающихся;
-создание на занятии благоприятного морально-психологического климата.
Реализация образовательной, развивающей и воспитательной целей на занятии позволяет преподавателю заинтересовать, сформировать познавательные потребности обучающихся, добиться осознания студентом необходимости самообразования и саморазвития, а студентам лучше усвоить материал клинических дисциплин, учиться с интересом и в полной мере проявлять свои творческие способности.