СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности учебного занятия в соответствии с ФГОС ООО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущая, системообразующая составляющая ФГОС – требования к результатам освоения основной образовательной программы, т.е. современный подход в образовании ориентирован на результат, который понимается не только как предметные знания, но и как умения применять эти знания в практической деятельности.

Как же получить новый образовательный результат? 

Основная образовательная программа реализуется, прежде всего, через урочную деятельность, поэтому в данной презентации раскрываются особенности урока (учебного занятия) в концепции ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Особенности учебного занятия в соответствии с ФГОС ООО»

Особенности учебного занятия в соответствии с ФГОС ООО Выполнила: Мокшанова Ираида Викторовна Курсы профессиональной переподготовки «менеджмент в образовании» 2017-2018 УЧ.Г. Iraida Mokshanova

Особенности учебного занятия в соответствии с ФГОС ООО

Выполнила: Мокшанова Ираида Викторовна

Курсы профессиональной переподготовки

«менеджмент в образовании»

2017-2018 УЧ.Г.

Iraida Mokshanova

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. В.А. Сухомлинский, советский педагог, писатель Iraida Mokshanova

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский, советский педагог, писатель

Iraida Mokshanova

В сякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником, чем самостоятельнее он сформулировал вопросы, вызвавшие этот ответ. Э. Клапаред, швейцарский врач, психолог Е сли мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдем у них завтра.  Джон Дьюи, американский философ и педагог Iraida Mokshanova

В сякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником, чем самостоятельнее он сформулировал вопросы, вызвавшие этот ответ.

Э. Клапаред, швейцарский врач, психолог

Е сли мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдем у них завтра.

Джон Дьюи, американский философ и педагог

Iraida Mokshanova

Идеи учебного занятия в соответствии с ориентацией на результат Концепция федеральных государственных образовательных стандартов, позиция системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса); Направленность образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности). Iraida Mokshanova

Идеи учебного занятия в соответствии с ориентацией на результат

  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов, позиция системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса);
  • Направленность образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).

Iraida Mokshanova

Правила урока по ФГОС Учитель - ПРОВОДНИК ребёнка в мире знаний Приоритет самостоятельности учащихся Приоритет формирования УУД Организация деятельности учащихся на уроке (системно-деятельностный подход) Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности учащихся, оптимальное сочетание методов и приёмов обучения Оптимальный темп и ритм урока Iraida Mokshanova

Правила урока по ФГОС

  • Учитель - ПРОВОДНИК ребёнка в мире знаний
  • Приоритет самостоятельности учащихся
  • Приоритет формирования УУД
  • Организация деятельности учащихся на уроке (системно-деятельностный подход)
  • Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда
  • Смена видов деятельности учащихся, оптимальное сочетание методов и приёмов обучения
  • Оптимальный темп и ритм урока

Iraida Mokshanova

Типология уроков с точки зрения деятельностного подхода Урок «Открытия» нового знания Урок рефлексии Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля Iraida Mokshanova

Типология уроков с точки зрения деятельностного подхода

  • Урок «Открытия» нового знания
  • Урок рефлексии
  • Урок общеметодологической направленности
  • Урок развивающего контроля

Iraida Mokshanova

Структура урока открытия нового знания Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности. Iraida Mokshanova

Структура урока открытия нового знания

  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  • Актуализация и пробное учебное действие.
  • Выявление места и причины затруднения.
  • Построение проекта выхода из затруднения.
  • Реализация построенного проекта.
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия учебной деятельности.

Iraida Mokshanova

Схема этапов урока Постановка учебного задания Деятельность обучающихся по его выполнению Подведение итога деятельности Контроль процесса и степени выполнения Рефлексия Iraida Mokshanova

Схема этапов урока

Постановка учебного задания

Деятельность обучающихся по его выполнению

Подведение итога деятельности

Контроль процесса и степени выполнения

Рефлексия

Iraida Mokshanova

Компоненты методической системы урока: ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА) Iraida Mokshanova

Компоненты методической системы урока:

ЦЕЛЕВОЙ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА)

Iraida Mokshanova

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ Перед учащимися ставятся учебные задачи Учащиеся осознают цели своей деятельности. Ведется работа по усвоению детьми способов действий Учащиеся принимают участие в целеполагании. Цели ставятся и учителем, и детьми Схема формулирования цели обучающимися: ВСПОМНИТЬ – УЗНАТЬ - НАУЧИТЬСЯ Iraida Mokshanova

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Перед учащимися ставятся учебные задачи

Учащиеся осознают цели своей деятельности. Ведется работа по усвоению детьми способов действий

Учащиеся принимают участие в целеполагании. Цели ставятся и учителем, и детьми

Схема формулирования цели обучающимися:

ВСПОМНИТЬ – УЗНАТЬ - НАУЧИТЬСЯ

Iraida Mokshanova

Мобилизующий этап (мотивация) Цели и задачи Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне: «Хочу, потому что могу» ; Формирование у обучающихся положительной эмоциональной направленности; Включение детей в деятельность; Выделение содержательной области. Время 1 – 2 мин. Приемы работы Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи; Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение; Девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); Самопроверка домашнего задания по образцу. Iraida Mokshanova

Мобилизующий этап (мотивация)

Цели и задачи

  • Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне: «Хочу, потому что могу» ;
  • Формирование у обучающихся положительной эмоциональной направленности;
  • Включение детей в деятельность;
  • Выделение содержательной области.

Время

1 – 2 мин.

Приемы работы

  • Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
  • Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;
  • Девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • Самопроверка домашнего задания по образцу.

Iraida Mokshanova

Содержательный компонент урока в концепции ФГОС (развивающее обучение) Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью Используются не только предметные задания, но и компетентностные задачи, т.е. задания, связанные с применением предметных знаний для решения практических задач, с ориентацией в конкретных жизненных ситуациях В содержании урока представлены такие его элементы, как опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру На уроке широко используются творческие, продуктивные задания Задания направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов. В заданиях в единстве решаются задачи обучения (формирования предметных знаний, умений и навыков) и развития (формирование УУД) Практически каждое задание является развивающим, т.е. направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции Iraida Mokshanova

Содержательный компонент урока в концепции ФГОС (развивающее обучение)

  • Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода
  • Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью
  • Используются не только предметные задания, но и компетентностные задачи, т.е. задания, связанные с применением предметных знаний для решения практических задач, с ориентацией в конкретных жизненных ситуациях
  • В содержании урока представлены такие его элементы, как опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
  • На уроке широко используются творческие, продуктивные задания
  • Задания направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов. В заданиях в единстве решаются задачи обучения (формирования предметных знаний, умений и навыков) и развития (формирование УУД)
  • Практически каждое задание является развивающим, т.е. направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции

Iraida Mokshanova

Актуализация знаний Цели и задачи 1. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Время 2. Возникновение проблемной ситуации: 4 – 5 мин. Приемы работы • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. • создание проблемной ситуации; Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. • выявление и фиксирование во внешней речи: где и почему возникло затруднение; формулирование темы и цели урока Iraida Mokshanova

Актуализация знаний

Цели и задачи

1. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Время

2. Возникновение проблемной ситуации:

4 – 5 мин.

Приемы работы

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

создание проблемной ситуации;

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

выявление и фиксирование во внешней речи: где и почему возникло затруднение; формулирование темы и цели урока

Iraida Mokshanova

Постановка учебной задачи Цели и задачи 1. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); Время 2. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока. 4 - 5 мин. Методы постановки учебной задачи Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Iraida Mokshanova

Постановка учебной задачи

Цели и задачи

1. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

Время

2. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.

4 - 5 мин.

Методы постановки учебной задачи

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  • Подводящий к теме диалог

Iraida Mokshanova

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цели и задачи 1. Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения. Время 2. Показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. 7 - 8 мин. Методы и приёмы 3. Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий к открытию знания диалог Подводящий без проблемы диалог Самостоятельное исследование Приём перевода правил на язык образов Способы 4. Выведение алгоритма. Диалог Групповая или парная работа Iraida Mokshanova

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цели и задачи

1. Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.

Время

2. Показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

7 - 8 мин.

Методы и приёмы

3. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

  • Побуждающий к гипотезам диалог
  • Подводящий к открытию знания диалог
  • Подводящий без проблемы диалог
  • Самостоятельное исследование
  • Приём перевода правил на язык образов

Способы

4. Выведение алгоритма.

  • Диалог
  • Групповая или парная работа

Iraida Mokshanova

Первичное закрепление Цели и задачи 1. Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Время 2. Комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. 4 - 5 мин. Способы 3. Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи Фронтальная работа Работа в парах  Iraida Mokshanova

Первичное закрепление

Цели и задачи

1. Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Время

2. Комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

4 - 5 мин.

Способы

3. Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

  • Фронтальная работа
  • Работа в парах

Iraida Mokshanova

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цели и задачи 1. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Время 2. Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-ух - 3-ех типовых заданий) 4 - 5 мин. Методы и приёмы  Письменная работа Самоконтроль Самооценка Ситуация успеха  Iraida Mokshanova

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цели и задачи

1. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Время

2. Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-ух - 3-ех типовых заданий)

4 - 5 мин.

Методы и приёмы

  • Письменная работа
  • Самоконтроль
  • Самооценка
  • Ситуация успеха

Iraida Mokshanova

Включение нового знания в систему знаний и повторение Цели и задачи 1. Выбрать из набора заданий те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Время 2. Выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. 7 - 8 мин. Методы и приёмы  Игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования   Iraida Mokshanova

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цели и задачи

1. Выбрать из набора заданий те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

Время

2. Выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

7 - 8 мин.

Методы и приёмы

  • Игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования

Iraida Mokshanova

Рефлексия деятельности (итог учебного занятия) Цели и задачи 1. Осознание учащимися и воспроизведение в речи своей учебной деятельности. Время 2. Самооценка результатов своей деятельности (того, что нового узнал и чему научился). 2 - 3 мин. Вопросы Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Iraida Mokshanova

Рефлексия деятельности (итог учебного занятия)

Цели и задачи

1. Осознание учащимися и воспроизведение в речи своей учебной деятельности.

Время

2. Самооценка результатов своей деятельности (того, что нового узнал и чему научился).

2 - 3 мин.

Вопросы

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?

Iraida Mokshanova

Модель учебного процесса с использованием технологической карты Технологическая карта – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным учителем параметрам. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Iraida Mokshanova

Модель учебного процесса с использованием технологической карты

  • Технологическая карта – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным учителем параметрам.
  • Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Iraida Mokshanova

Методы обучения Проблемные: Средства обучения частично-поисковый исследовательский 1. Условно-изобразительная наглядность: Формы учебной работы знаково-символические средства модели Сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы Работа детей в парах и микрогруппах Индивидуальная самостоятельная работа учащихся 2. Учебная функция сказочных персонажей (с учетом возраста детей) Iraida Mokshanova

Методы обучения

Проблемные:

Средства обучения

  • частично-поисковый
  • исследовательский

1. Условно-изобразительная наглядность:

Формы учебной работы

  • знаково-символические средства
  • модели
  • Сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы
  • Работа детей в парах и микрогруппах
  • Индивидуальная самостоятельная работа учащихся

2. Учебная функция сказочных персонажей (с учетом возраста детей)

Iraida Mokshanova

Контроль и оценка на уроке. Диагностика планируемых результатов Содержательное оценивание учебных достижений Приёмы взаимоконтроля и взаимооценки Самоконтроль и самооценка Рефлексивная оценка своей деятельности Ослабление функции отметки как регулятора учебного процесса; создание атмосферы творчества и увлечённости детей учебно-познавательной деятельностью Поощрение познавательной активности и самостоятельности Планируемые результаты обучения: предметные, метапредметные и личностные Предметная и комплексная диагностика, позволяющая оценить в единстве достижение предметных и метапредметных результатов Диагностика развития (диагностические процедуры включаются в урок в форме учебных заданий) Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока Iraida Mokshanova

Контроль и оценка на уроке. Диагностика планируемых результатов

  • Содержательное оценивание учебных достижений
  • Приёмы взаимоконтроля и взаимооценки
  • Самоконтроль и самооценка
  • Рефлексивная оценка своей деятельности
  • Ослабление функции отметки как регулятора учебного процесса; создание атмосферы творчества и увлечённости детей учебно-познавательной деятельностью
  • Поощрение познавательной активности и самостоятельности
  • Планируемые результаты обучения: предметные, метапредметные и личностные
  • Предметная и комплексная диагностика, позволяющая оценить в единстве достижение предметных и метапредметных результатов
  • Диагностика развития (диагностические процедуры включаются в урок в форме учебных заданий)
  • Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока

Iraida Mokshanova

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский, русский педагог, писатель Iraida Mokshanova

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

К.Д. Ушинский, русский педагог, писатель

Iraida Mokshanova