СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные требования к устной речи выступающего.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление.

Просмотр содержимого документа
«Основные требования к устной речи выступающего.»

Основные требования к устной речи выступающего.

Д.С. Лихачев говорил: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности». А.П. Чехов (почти 100 лет назад) отмечал: «Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво мол­чим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная, куда девать руки...

Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, про­фессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности ведь для интеллигентно­го человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприлич­ным, как не уметь читать и писать».

Один из самых выдающихся ораторов древности Марк Туллий Ци­церон говорил: «Оратор должен обладать остроумием диалектики, мыс­лями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голо­сом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев».

Людям импонирует, когда выступающий не суетится, эмоционально «чеканит» фразы, не скрывая своих убеждений, всем своим видом под­черкивая уверенность в правоте используемых аргументов.

1. Внешность и манеры. Как считают, хорошая речь на добрую четверть воспринимается зрительным путем. Слушатели присматрива­ются к оратору, составляют о нем мнение. Они замечают все: и как он одет, и какое у него выражение лица, и какая у него походка, и как он жестикулирует. Оратор должен хорошо выглядеть, быть опрятно, без­укоризненно одет. Психологи отмечают, что, чем традиционнее одежда, тем больший авторитет она создает выступающему. Не рекомендуется одеваться ярко, вызывающе, экстравагантно, потому что слушателей будет отвлекать необычный наряд выступающего, они будут плохо воспринимать его речь. Чтобы представить свою мимику во время речи, необходимо практиковаться перед зеркалом. Лицо должно быть серьез­ным и приветливым, но не хмурым, печальным или чем-то недоволь­ным. Как считают исследователи, огромную роль в воздействии на слушателей играет обаятельная улыбка оратора. Нельзя всю речь про­износить с застывшим лицом, хотя и улыбчивым. Это будет уже маска.

2. Уверенность. Оратор должен держать себя уверенно. Конечно, он волнуется. Это естественно. Например, можно мысленно произно­сить: «Все в порядке. Я все могу. Все хорошо. Встречают приветливо. Не надо волноваться. Спокойно. Спокойно». Начинается выступление — и все становится на свои места.

3. Контакт с аудиторией. Опытные ораторы советуют переводить взгляд с одного слушателя на другого, если их мало, и имитировать это действие, если слушателей много. Возникает эффект беседы высту­пающего с каждым из присутствующих. Так возникает прочный кон­такт с аудиторией.

4. Голос. Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. Им нужно осознать поступающую информацию. Легко восприни­мается средний темп речи — примерно 100-120 слов в минуту. При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Слушатели не могут вычленить в этом медленно текущем потоке главное и второстепенное. Такой оратор вызывает скуку и раздражение. Если оратор говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слу­шатели. Чрезмерно громкий, крикливый голос вызывает раздражение. По высоте голос может быть низким, высоким, средним, это зависит от его природы. Главное, чтобы он был естественным. Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, оратор должен избегать монотон­ности. Если оратор погружается в содержание речи и забывает обо всем другом, голос его будет звучать хорошо и верно, отражая те чувства, которые он хотел бы передать своей аудитории.

5. Интонация. «Интонации человеческого голоса, — писал актер Игорь Ильинский, — бывают особенно красочны, разнообразны, глубо­ки и проникновенны, когда они произносятся естественным, а не фор­сирующим голосом, и когда они произносятся так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя, неся нужную мысль». Интона­ция — это ключ, с помощью которого задействуется мышление и рас­крывается душа. Ученые доказывают, что слушатели не усваивают 30-40% интересующей их информации, если интонация оратора не соот­ветствует содержанию его речи.

6. Жесты. С помощью слов передается основная информация, а с помощью жестов — различное отношение к ней, иногда. Впрочем, жес­ты могут заменять и слова. Основное требование к жестам — это их естественность. Жесты должны быть разнообразными. Одни и те же жесты убаюкивают слушателей, утомляют их. Нельзя жестикулировать постоянно, безостановочно. Слушатели перестают понимать речь, не воспринимают ее, поскольку загипнотизированы жестами.

Цицерон говорил: «Оратор должен заботиться о трех вещах: что сказать, где сказать и как сказать».

Приемов подготовки выступления очень много. Вот некоторые из них:

Можно продумать кому ты будешь говорить, с какой целью, о чем, что главное хочешь сказать, какие факты, примеры хочешь использо­вать, как начнешь свою речь, как закончишь свою речь.

Можно записать ключевые слова, основные мысли, яркие выраже­ния, план (сжатый или развернутый), схему, начало и конец высказыва­ния, нужные цитаты, весь текст.

Можно проговорить, произнести заранее все выступление для определения времени звучания, прорепетировать высказывание перед зеркалом, следя за жестами, мимикой.

























Анализ текста.

Мы говорим, что ныне в мире господствуют точные науки. Мы знаем многое, и в то же время наше познание об объективной ре­альности, о человеке в ней — еще лишь шаг к полуоткрытой две­ри, за которой лежит не один пласт неоткрытых возможностей. Отдавая должное науке, можно сказать, что есть особый инструмент эмоционального познания ценности мира и ценности человека в нем. Этот инструмент — категория эстетическая и моральная — художест­венное исследование бытия. В данном случае я имею в виду литера­туру и в той же мере кинематограф, этот новейший жанр полуторача­сового диалога со зрителем, самый популярный в двадцатом веке вид искусства, заметно потеснивший некоторые другие его виды. Как бы ни было слишком решительным подобное утверждение, но это так. И с этим следует считаться. Да, и серьезная литература, и серьезный кинематограф (который становится все более психологическим) разными средствами достигают высокой степени воздействия на миллио­ны людей. А что значит познать? Это значит увериться в чем-то, до­копавшись до глубины, за которой лежит пласт следующей неиссле­дованной глубины. Очень давно известно: существуют в искусстве «что» и «как». Например, говоря о прошлом, мы знаем, что было, но все же не всегда знаем, как было. В литературе и кино важно не толь­ко что, но в большей степени как. Сначала что, а потом уже как, по­чему и зачем (не только что сделал, что сказал, но как сделал, зачем сделал). И это уже вопросы исследования, вопросы открытия общест­венных явлений, человеческих характеров. Дом строится не для того, чтобы холодно любоваться линиями карнизов, легким или тяжелым изяществом колонн. Дом строится не для того, чтобы исторгнуть вос­клицательные знаки у снобов или «философический» зевок у знающе­го всю архитектуру мира стороннего наблюдателя или скептически настроенного критика. Дом строится для людей. В доме живут люди, он должен быть удобен, прочен. Он не должен ошеломлять, пугать или быть рассчитанно модным, с желанием всем понравиться своим фасадом. Как известно, архитектурой дома трудно кого-либо удивить. Все дело в жильцах дома, в их страстях, форма проявления которых мало изменилась за весь двадцатый век. Художественная литература не может материально изменить мир, но она может изменить отноше­ния людей к собственной жизни и жизни общества. И она как бы по­стоянно обновляет связь человека с действительностью. Задача нашей литературы необъятно огромна — художническими средствами вос­питывать самую высокую человечность. Но как? Какие здесь исполь­зовать средства? На это ответят сами книги. Ю. Бондарев

План анализа:

1. Вслух прочитайте текст, соблюдая правильную и выразительную интонацию.

2. Сформулируйте основную мысль текста, озаглавьте его. (Лите­ратура связывает человека с жизнью).

3. Выделите в тексте абзацы и составьте план. (1. Точные науки не могут познать то, что познает искусство; 2. Литература и кинема­тограф обладают колоссальной возможностью воздействовать на людей; 3. Дом строится не для того, чтобы удивлять формой, а для людей; 4. Литература может изменить отношение человека к миру).

4. Определите, к какому стилю речи и функционально-смысловому типу речи относится этот текст. Обоснуйте свою точку зрения, приве­дите в качестве аргумента 2-3 примера из текста, (публицистический стиль; тип речи - рассуждение).

5. Объясните значение выделенного слова. Составьте два предложе­ния с этим словом так, чтобы оно было употреблено в разных значениях. (Бесстрастно, равнодушно: Он разговаривал с ней холодно и над­менно. — Я не люблю зимы, мне всегда холодно.)

6. Укажите 2-3 языковых средства, характерных для стиля речи, к которому относится данный текст. (Риторические вопросы: «Но как? Какие здесь использовать средства?»; публицистическая фразеология: «общественные явления», «инструмент познания»).

7. Найдите в тексте все примеры слов на орфограмму «Правописа­ние сложных слов» и объясните их правописание, (полуоткрытой, ки­нематограф, полуторачасового, автомобилестроении).

8. Проведите пунктуационный анализ выделенного предложения. (1 - сложносочиненное предложение; 2 — однородные дополнения; 3 — тире между подлежащим и сказуемым; 4 — придаточное определи­тельное).