Основные требования к устной речи выступающего.
Д.С. Лихачев говорил: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности». А.П. Чехов (почти 100 лет назад) отмечал: «Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная, куда девать руки...
Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
Один из самых выдающихся ораторов древности Марк Туллий Цицерон говорил: «Оратор должен обладать остроумием диалектики, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев».
Людям импонирует, когда выступающий не суетится, эмоционально «чеканит» фразы, не скрывая своих убеждений, всем своим видом подчеркивая уверенность в правоте используемых аргументов.
1. Внешность и манеры. Как считают, хорошая речь на добрую четверть воспринимается зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору, составляют о нем мнение. Они замечают все: и как он одет, и какое у него выражение лица, и какая у него походка, и как он жестикулирует. Оратор должен хорошо выглядеть, быть опрятно, безукоризненно одет. Психологи отмечают, что, чем традиционнее одежда, тем больший авторитет она создает выступающему. Не рекомендуется одеваться ярко, вызывающе, экстравагантно, потому что слушателей будет отвлекать необычный наряд выступающего, они будут плохо воспринимать его речь. Чтобы представить свою мимику во время речи, необходимо практиковаться перед зеркалом. Лицо должно быть серьезным и приветливым, но не хмурым, печальным или чем-то недовольным. Как считают исследователи, огромную роль в воздействии на слушателей играет обаятельная улыбка оратора. Нельзя всю речь произносить с застывшим лицом, хотя и улыбчивым. Это будет уже маска.
2. Уверенность. Оратор должен держать себя уверенно. Конечно, он волнуется. Это естественно. Например, можно мысленно произносить: «Все в порядке. Я все могу. Все хорошо. Встречают приветливо. Не надо волноваться. Спокойно. Спокойно». Начинается выступление — и все становится на свои места.
3. Контакт с аудиторией. Опытные ораторы советуют переводить взгляд с одного слушателя на другого, если их мало, и имитировать это действие, если слушателей много. Возникает эффект беседы выступающего с каждым из присутствующих. Так возникает прочный контакт с аудиторией.
4. Голос. Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. Им нужно осознать поступающую информацию. Легко воспринимается средний темп речи — примерно 100-120 слов в минуту. При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Слушатели не могут вычленить в этом медленно текущем потоке главное и второстепенное. Такой оратор вызывает скуку и раздражение. Если оратор говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. Чрезмерно громкий, крикливый голос вызывает раздражение. По высоте голос может быть низким, высоким, средним, это зависит от его природы. Главное, чтобы он был естественным. Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, оратор должен избегать монотонности. Если оратор погружается в содержание речи и забывает обо всем другом, голос его будет звучать хорошо и верно, отражая те чувства, которые он хотел бы передать своей аудитории.
5. Интонация. «Интонации человеческого голоса, — писал актер Игорь Ильинский, — бывают особенно красочны, разнообразны, глубоки и проникновенны, когда они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя, неся нужную мысль». Интонация — это ключ, с помощью которого задействуется мышление и раскрывается душа. Ученые доказывают, что слушатели не усваивают 30-40% интересующей их информации, если интонация оратора не соответствует содержанию его речи.
6. Жесты. С помощью слов передается основная информация, а с помощью жестов — различное отношение к ней, иногда. Впрочем, жесты могут заменять и слова. Основное требование к жестам — это их естественность. Жесты должны быть разнообразными. Одни и те же жесты убаюкивают слушателей, утомляют их. Нельзя жестикулировать постоянно, безостановочно. Слушатели перестают понимать речь, не воспринимают ее, поскольку загипнотизированы жестами.
Цицерон говорил: «Оратор должен заботиться о трех вещах: что сказать, где сказать и как сказать».
Приемов подготовки выступления очень много. Вот некоторые из них:
Можно продумать кому ты будешь говорить, с какой целью, о чем, что главное хочешь сказать, какие факты, примеры хочешь использовать, как начнешь свою речь, как закончишь свою речь.
Можно записать ключевые слова, основные мысли, яркие выражения, план (сжатый или развернутый), схему, начало и конец высказывания, нужные цитаты, весь текст.
Можно проговорить, произнести заранее все выступление для определения времени звучания, прорепетировать высказывание перед зеркалом, следя за жестами, мимикой.
Анализ текста.
Мы говорим, что ныне в мире господствуют точные науки. Мы знаем многое, и в то же время наше познание об объективной реальности, о человеке в ней — еще лишь шаг к полуоткрытой двери, за которой лежит не один пласт неоткрытых возможностей. Отдавая должное науке, можно сказать, что есть особый инструмент эмоционального познания ценности мира и ценности человека в нем. Этот инструмент — категория эстетическая и моральная — художественное исследование бытия. В данном случае я имею в виду литературу и в той же мере кинематограф, этот новейший жанр полуторачасового диалога со зрителем, самый популярный в двадцатом веке вид искусства, заметно потеснивший некоторые другие его виды. Как бы ни было слишком решительным подобное утверждение, но это так. И с этим следует считаться. Да, и серьезная литература, и серьезный кинематограф (который становится все более психологическим) разными средствами достигают высокой степени воздействия на миллионы людей. А что значит познать? Это значит увериться в чем-то, докопавшись до глубины, за которой лежит пласт следующей неисследованной глубины. Очень давно известно: существуют в искусстве «что» и «как». Например, говоря о прошлом, мы знаем, что было, но все же не всегда знаем, как было. В литературе и кино важно не только что, но в большей степени как. Сначала что, а потом уже как, почему и зачем (не только что сделал, что сказал, но как сделал, зачем сделал). И это уже вопросы исследования, вопросы открытия общественных явлений, человеческих характеров. Дом строится не для того, чтобы холодно любоваться линиями карнизов, легким или тяжелым изяществом колонн. Дом строится не для того, чтобы исторгнуть восклицательные знаки у снобов или «философический» зевок у знающего всю архитектуру мира стороннего наблюдателя или скептически настроенного критика. Дом строится для людей. В доме живут люди, он должен быть удобен, прочен. Он не должен ошеломлять, пугать или быть рассчитанно модным, с желанием всем понравиться своим фасадом. Как известно, архитектурой дома трудно кого-либо удивить. Все дело в жильцах дома, в их страстях, форма проявления которых мало изменилась за весь двадцатый век. Художественная литература не может материально изменить мир, но она может изменить отношения людей к собственной жизни и жизни общества. И она как бы постоянно обновляет связь человека с действительностью. Задача нашей литературы необъятно огромна — художническими средствами воспитывать самую высокую человечность. Но как? Какие здесь использовать средства? На это ответят сами книги. Ю. Бондарев
План анализа:
1. Вслух прочитайте текст, соблюдая правильную и выразительную интонацию.
2. Сформулируйте основную мысль текста, озаглавьте его. (Литература связывает человека с жизнью).
3. Выделите в тексте абзацы и составьте план. (1. Точные науки не могут познать то, что познает искусство; 2. Литература и кинематограф обладают колоссальной возможностью воздействовать на людей; 3. Дом строится не для того, чтобы удивлять формой, а для людей; 4. Литература может изменить отношение человека к миру).
4. Определите, к какому стилю речи и функционально-смысловому типу речи относится этот текст. Обоснуйте свою точку зрения, приведите в качестве аргумента 2-3 примера из текста, (публицистический стиль; тип речи - рассуждение).
5. Объясните значение выделенного слова. Составьте два предложения с этим словом так, чтобы оно было употреблено в разных значениях. (Бесстрастно, равнодушно: Он разговаривал с ней холодно и надменно. — Я не люблю зимы, мне всегда холодно.)
6. Укажите 2-3 языковых средства, характерных для стиля речи, к которому относится данный текст. (Риторические вопросы: «Но как? Какие здесь использовать средства?»; публицистическая фразеология: «общественные явления», «инструмент познания»).
7. Найдите в тексте все примеры слов на орфограмму «Правописание сложных слов» и объясните их правописание, (полуоткрытой, кинематограф, полуторачасового, автомобилестроении).
8. Проведите пунктуационный анализ выделенного предложения. (1 - сложносочиненное предложение; 2 — однородные дополнения; 3 — тире между подлежащим и сказуемым; 4 — придаточное определительное).