СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные угрозы национальным интересам и безопасности России»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Основные угрозы национальным интересам и безопасности России»»

Тема: «Основные угрозы национальным интересам и

безопасности России»

Дата проведения: 21.09.2018г.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Технология урока: личностно – ориентированная.

Цель урока: ознакомление обучающихся с основными угрозами национальным интересам и безопасности России. 

Задачи:

Обучающая: Изучить структуру национальной безопасности РФ; выработать умение анализировать степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.

  • Развивающая: Развивать аналитические навыки; способствовать развитию умений наблюдать.

  • Воспитывающая: Формировать чувство патриотизма.

Планируемые образовательные результаты:

учащиеся должны знать основные направления деятельности государства в области национальной безопасности страны, сопоставить свое поведение с понятием национальная безопасность; развивать речь, внимание, память, воспитывать патриотизм, гордость за Россию.

Основные термины, понятия: национальные интересы; национальная безопасность; концепция национальной безопасности Российской Федерации; внешняя угроза; внутренняя угроза; трансграничная угроза.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, экран.




План урока

I. Организационный момент........................................................................2 мин.

II. Мотивация учебной деятельности..........................................................2 мин.

III. Первичное усвоение новых знаний. ....................................................25 мин.

V. Первичная проверка понимания...........................................................10 мин.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока....................................................3 мин.

VII. Домашнее задание……………...............................................................2 мин.


Ход урока

Этапы урока

Время

Действия учителя:

Действия учащихся,

  1. Оргмомент

Открыта презента-ция на слайде «Основные угрозы национальным интересам и безопасности россии »








2 мин

  1. Приветствие, проверка присутствующих. Сообщение темы и цели урока:

Цель урока:

Изучить структуру национальной безопасности России

Как мы будем работать на уроке?

1.Изучим пути устойчивого развития цивилизации.

2. Рассмотрим компоненты национальной безопасности

3. Решим проблемное задание

4. Проведем анализ статистических данных и обсудим пути выхода из кризиса.

Итак, начнем.

Записывают тему урока.


  1. Мотивация учебной деятельности

3 мин

Что мы называем: «безопасностью»?

Выслушав ответы учащихся показать правильный ответ на слайде «Безопасность»


(варианты ответов: -это когда у нас мир и нас защищают и т.п.)

  1. Первичное усвоение новых знаний.




25 мин



Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире.

И поэтому ряд стран активизирует свои усилия, направленные на ослабление России в целом и её влияние на международную политику. Наряду с этим сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности.

Слайд «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24. Слайд «Национальная безопасность»

-Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

Слайд «Основные угрозы национальным интересам и безопасности России»

- К внешним угрозам следует отнести:

  • развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;

  • территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;

  • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

  • наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;

  • вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;

  • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

  • дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.

К внутренним угрозам специалисты относят:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

  • планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

  • создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

  • незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

  • широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;

  • деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

  • создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

  • деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;

  • трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

  • ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;

  • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

  • деятельность международных террористических организаций.

-Какова роль государства в национальной безопасности?

-Смотрим правильный ответ Слайд «Роль государства».

Слайд: «Структура национальной безопасности»

Рассматривая военный компонент национальной безопасности, мы должны определить угрозы национальной безопасности. (Демонстрирует 3 слайда с одновременным их обсуждением: «Национальные интересы России» и два- «Угрозы национальной безопасности»)

- Долгое время главная задача государства отчётливо всем виделась в обеспечении безопасности народа от внешних и внутренних врагов. Однако с конца 20 века на первый план в сознании людей стало выходить обеспечение достойных условий жизни.

Слайд: «Аспекты национальной безопасности».

- А теперь проведём сравнительный анализ основных показателей России и других стран.

Слайд «Показатели индекса развития человеческого потенциала»





- Побочным эффектом к повышению качества жизни послужила интенсификация природопользования. Причем ведущие страны в настоящее время практически полностью благоденствуют за счёт ресурсов других стран, превысив допустимый порог давления на природу. Слайд «Допустимый порог давления»

-Как вы помните из географии. Ресурсы планеты бывают возобновляемые и невозобновляемые. Но даже для возобновляемых ресурсов необходимо время. Возьмите дидактический материал (Таблица№2) и сравните. Насколько развитые страны превысили допустимый порог давления? Слайд «Интенсивность воздействия человека на природную среду»

Вывод

Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.

























Учащиеся записывают определения в тетрадь.

















Учащиеся делают краткий конспект















































































































(варианты ответов: -главная, ведущая и т.п.)







Учащиеся комментируют каждое положение, выписанное в тетради, приводят примеры из истории и международной жизни.



Учащиеся читают дидактический материал и выписывают в тетради 6 направлений угроз национальной безопасности







Учащиеся записывают в тетради информацию слайда.








Учащиеся внимательно сравнивают статистические данные и приходят к главному выводу: страна с низким ИРЧП имеет необеспеченную национальную безопасность



Учащиеся слушают и отвечают на вопрос: каковы пути выхода из критической ситуации?







Учащиеся проводят сравнительный анализ и приходят к выводу: необходимы пути снижения коэффициента энергетического давления!


  1. Первичная проверка понимания


10 мин

Вопросы

  1. Чем является Концепция национальной безопасности РФ и что в ней понимается под национальной безопасностью России? 

  2. Почему в настоящее время остро встал вопрос о формировании общей культуры в области безопасности у населения России? 

  3. Почему принято считать, что высокий уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности может обеспечить человеку благополучную жизнь? 

  4. Почему на национальную безопасность России оказывает определённое влияние поведение каждого отдельно взятого человека? 




Ученики отвечают на вопросы

  1. Рефлексия. Итог урока



3 мин

- А теперь подведем итоги нашего урока. Дайте ответ на вопрос «Что нового вы узнали на уроке?»

-Подумайте и определитесь с вопросами:

«Я» : как чувствовал себя, с каким настроением работал, дово­лен ли собой,

«МЫ» : комфортно ли было работать с ребятами класса, какие затруднения были в обще­нии,

«ДЕЛО» : достиг ли цели уче­ния, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные про­блемы.


варианты ответов: - о национальной безопасности; об угрозах национальной безопасности; мы нашли пути выхода из критической ситуации и др.

  1. Домашнее задание



2 мин

    1. Найдите в тексте и прочитайте ещё раз высказывание министра МЧС С. К. Шойгу. Коротко сформулируйте своё обоснование и объяснение этому положению. 

    2. Читать §1.3 «Основные угрозы национальным интересам и безопасности России» (сс. 15-19). 

Учащиеся записываю домашнее задание

Список использованной литературы



  1. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года N 2446-1 (ред. 25.07.2002).

  2. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие гос. документы. Ч. 1, 2. М.: МГФ «Знание», 1999.

  3. Зеленков М. Россия в современном мире и основные направления военной политики // Ориентир. - 2002.

  4. Концепция нац. безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета. 18 января 2000.

  5. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. Рос.акад.наук, Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2014, с приложением на электронном носителе (CD)

  6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

http://www.school-obz.org






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!