СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основные виды словарей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка предназначена для проведения урока, посявщенного Дню словаря.

Просмотр содержимого документа
«"Основные виды словарей"»

Тема урока «Основные виды словарей» .

Класс: 10 «В», «Г».

Дата: 14.10.2023

Цель: познакомить обучающихся с историей возникновения различных видов словарей, авторами создания, спецификой словарей и способами построения словарных статей.

Задачи:

- совершенствовать умение работать со словарями разных типов;

- способствовать проявлению интереса к словам и словарям;

- развивать познавательную, коммуникационную и творческую компетенции; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала;

- воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширять жизненные познания школьников.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; работа индивидуальная, в парах, группах, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: выставка словарей, презентация.

Словарная работа (словарь, словарная статья, этимология, лексикография, орфоэпия, орфография, словообразовательные цепочки, словообразовательное гнездо). 

Ход урока.

I. Приветствие.

Актуализация знаний; определение темы урока.

Чтение эпиграфа, отгадывание загадки.

Язык и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно.

По улице не ходит, в окно не глядит,

никого не спрашивает, но всё знает.

Кто его открывает, тот всё понимает.

(Толковый словарь)

II. Записывают тему урока.

Работа с текстом (на листах). Назвать изученные орфограммы, средства художественной выразительности.

1.

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче, 

Но беднее стала речь.

2.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.


III. Синтаксическая разминка: выполняют изученные виды разбора, объясняют постановку знаков препинания, составляют схему.

Величайшее богатство народа (-) его язык!

IV. Учитель: Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать? Без постоянной работы со словарями не может быть подлинной филологической культуры. Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

Все ли знают, что такое словарь.

Ведущий – «лексикограф»:

Словарь - это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка.

Слова́рь  — книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

Назовите и запишите си­нонимы к слову «словарь»: слов­ник, словотолковник, словотолк, слова­рик, речник, лексикон, сборник слов, тезаурус.

Назовите известные вам словари.

Учитель: Существуют разные типы словарей. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников.
В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.

Различают энциклопедические и лингвистические словари.

С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.

Ведущий – «историк»: когда и как появились словари, подскажет историческая справка.

Книги на Руси писались и многократно переписывались от руки. 
Часто случалось так, что монах-переписчик встречал неизвестные ему слова. Чтобы сэкономить время, монах записывал найденные в других книгах объяснения неизвестных слов на полях рукописной книги или между строчками текста.

Подобные разъяснения непонятных слов прямо в тексте специалисты назвали глоссами (от греч. glossa - устарелое слово, требующее объяснения). Постепенно язык развивался и обогащался новыми словами. Все больше глосс появлялось на полях и страницах рукописных книг. Это сильно затрудняло чтение основного текста и привело к мысли о создании толковых книг, а потом и первых древнерусских словарей-глоссариев, в которые включались неизвестные и малопонятные читателю слова с объяснениями.

- Кто знает, когда и где появились первые словари?

Первый словарь появился в Китае, а первым русским словарём принято считать Азбуковник, помещенный в списке Кормчей книги 1282 года и содержащий 174 слова. Первые русские словари, появившиеся в конце XIII в., представляли собой небольшие списки непонятных слов (с их толкованием). В XVI в. такие словари стали составляться по алфавиту, вследствие чего получили название «азбуковников» (слайд).



Ведущий – «историк»:

Первыми печатными словарями у восточных славян были "Лексис"(1061 слово), который появился в 1596 г. как приложение к грамматике известного филолога того времени священника Лаврентия Зизания Тустановского и "Лексикон славянороссийский и имен толкования" (6982) украинского филолога  Памвы Берынды, вышедший в 1627 г. в Киеве.

В Петровскую эпоху в России была продолжена работа по созданию словарей. В 1704 г. был издан в Москве «Лексикон треязычный» Федора Поликарпова-Орлова с толкованием русских слов на греческом и латинском языках. В ту же Петровскую эпоху был составлен первый словарь иностранных терминов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», содержавший 503 слова.

О значении словарей в жизни общества говорилось ещё во время правления Екатерины II, которая решила и сама изучить русский язык, и сделать так, чтобы держава ее языком владела достойно. И когда к императрице обратилась одна из образованнейших женщин России Е.Р. Дашкова, которая часто задумывалась, почему же в русском языке столько нестроения и говорила: «До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего», и предложила Екатерине II создать по примеру флорентийской или парижской академий русскую академию и выпускать словари. Екатерина сразу согласилась.

Ведущий – «историк»:

В XVIII в. возникает интерес к вопросам происхождения и образования отдельных слов, появляются этимологические заметки Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Татищева и других писателей и ученых. В конце века был издан ряд словарей церковнославянского языка («Церковный словарь» и «Дополнение» к нему содержали объяснение более 20 тысяч слов).

На основе предшествующей лексикографической работы появилась возможность приступить к работе над созданием нормативного словаря русского языка. В основу его могли быть положены, в частности, рукописные материалы Ломоносова и других исследователей. Шеститомный словарь Академии Российской, выпущенный в 1789—1794 гг. и переизданный позже, открыл традицию нормативных толковых словарей русского языка.

Вторая половина XIX в. подарила миру знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля.

За сравнительно короткое время вышел четырёхтомный словарь под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, однотомный словарь С.И. Ожегова; в 1965 г. было завершено издание семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка» Академии наук.

До сих пор словарное дело развивается в нашей стране, появляются новые словари, энциклопедии, справочники.

Учитель (ведущий – «лексикограф»):






Как называется раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения?

Лексикография (греч. lexikos - словарный и grapho - пишу).

В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём.

Создано более 30 типов лингвистических словарей, от­ражающих богатство русского языка, его историю, изо­бразительно-выразительные возможности. Достаточно пол­ное научно-методическое описание их с древних времён и до нашего времени (всего свыше 250 названий) даётся в пособии И. Ф. Протченко «Словари русского языка» (М.: МИРОС, 1995).

Ведущий – «лексикограф»:

назовите вид словаря (выступают подготовленные ученики, групповая работа, работа в парах) : один отвечает, другой демонстрирует).

1.  В какой словарь мы заглянем, если нас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять.

В толковый словарь.

В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, мы также найдём сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получим краткую справку о происхождении слова и другие сведения. В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Существуют многотомные и однотомные толковые словари русского языка.

Однотомный «Словарь русского языка» С. И. Ожегова – самый известный из толковых словарей – выдержал множество изданий. Первый раз словарь увидел свет в 1949 г., 9-е его издание, исправленное и дополненное, и последующие издания вышли под редакцией известного языковеда Н. Ю. Шведовой.

2. В какой словарь мы заглянем, если у нас возникли трудности с ударением и произношением:

  Если у нас возникли трудности с ударением и произношением, мы обратимся к орфоэпическому словарю. В словарях правильного произношения даются сведения об ударении и других произносительных особенностях слов. Вот, например, некоторые из таких словарей: словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (М., 1988); словарь-справочник «Современный орфоэпический словарь русского языка» (под ред. К. С. Горбачевича. Изд-во: АСТ, 2010); словарь-справочник «Школьный словарь по культуре русской речи» (сост. Л. И. Скворцов. Под ред. Г. В. Карпюка, Изд-во: Дрофа, 2010).

3. Голова идёт кругом. О чём это?

Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет фразеологический словарь. В 2013 г. вышло в свет 7-ое переиздание «Школьного фразеологического словаря русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым. Объяснение пословиц и поговорок, крылатых слов и образных выражений дадут словари пословиц, поговорок и крылатых слов. Вот лишь некоторые из них: В. П. Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок», Э. А. Вартаньян «Из жизни слов», С. Н. Зигуненко, А. Ф. Истомин «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей».

4. Какой словарь подскажет выбор подходящего синонима из синонимического ряда?

  «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой.

5. В каком словаре есть гнёзда? В словообразовательном словаре.

Словообразовательное гнездо – это группа однокоренных слов, расположенных в виде словообразовательных пар и цепочек, которые показывают, какое слово от какого образовано. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово. Каждое гнездо содержит слово, являющееся его вершиной, а затем расположены по алфавиту производные слова.

6. Вспомним, в каких словарях можно узнать о том, как пишутся слова

- в орфографических.

7.Объясняющие смысл и происхождение заимствованных слов - словари иностранных слов.

8. Дающие сведения о строении и происхождении слов с древнейших времен – этимологические словари.

9. Показывающие развитие и изменение лексики в определенный период времени - исторические словари

10.Объясняющие диалектные слова - областные, или словари русских народных говоров.

11. Дающие описание всего словарного богатства писателя -  словари языка писателя.

12. Раскрывающие характер наиболее типичных языковых и речевых ошибок и неправильностей - словари трудностей словоупотребления

13.Объясняющие историю и происхождение географических названий - топонимические словари.

Перечень словарей можно было бы продолжить.

VII. Учитель: Знаете ли вы, что в календаре у словаря есть свой день. Да, да. Он отмечается 22 ноября. Дата приурочена ко Дню рождения великого русского лексикографа и писателя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка».

«А, первая буква русской азбуки, аз. Москва и весь юг (кроме Малой Руси) и запад (кроме Польши) говорят высокою речью, акают, обращая букву о, если она без ударения, в неполногласное а…», — так начинается один из крупнейших словарей русского языка, который содержит около 200 000 слов и 30 000 поговорок и пословиц, загадок и пояснений.
Учитель: Полное собрание сочинений Даля составляет десять томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское Географическое общество. А сколько сочинил их...

Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Бота­ника» и «Зоология». С детства Даль любил, по его собственному признанию, «копаться над какой-нибудь ручной работой»: он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей — крестьян, ремесленников, сол­дат.

Отгадайте:

«В воде родится, а воды боится» (соль),

«Кочет голенаст, кланяться го­разд» (топор),

«Мать толста, дочь крас­на, сын кудреват, в поднебесье ушёл» (печь, огонь, дым).

Ведущий: Межеумок, бутырка, или бурлацкая, а ещё боская, полубоская, носатая, тонкая. О чём идёт речь?

Обыкновенная ложка.

Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела», «Знай кошка своё лукошко», «Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть», «Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется ».

VIII. Ведущий: А теперь приведите примеры с использованием слова «словарь» или запомните ( задание даётся заранее):

Невозможность — слово из словаря глупцов.

Словарь — это Вселенная, уложенная в алфавитном порядке. 

Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь.

Я не люблю пустого словаря,
Любовных слов и жалких выражений:
«Ты мой», «Твоя», «Люблю», «Навеки твой».
Я рабства не люблю.

А.А. Блок

И вкусы, и запросы мои странны,
Я экзотичен, мягко говоря:
Могу одновременно грызть стаканы
И Шиллера читать без словаря!

В.С. Высоцкий

Привет, король бубновой масти.
Ты появился в октябре.
И я искала слово «счастье»
В большом толковом словаре.
Екатерина Горбовская

IX.Рефлексия. Учитель:

Куда же помещаются новые слова и старые слова, у которых появились новые значения? Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Одни словари включают неологизмы сразу, как только они появляются, другие лишь по истечении определенного периода времени, когда неологизм, утратив свою новизну, становится обычным словом. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу «Тол­ковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора Владимира Ивановича Да­ля. Человека, который собирал слова. Автор достоин того, чтобы мы больше знали о его судьбе, об истории создания его замечательного Словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаем особенности национального характера русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

Прощаться настала пора.

Словари закрывать нам пора!

С ними узнал ты много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!