СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные задачи воспитания и социализации личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителю для составления программы воспитательной работы

Просмотр содержимого документа
«Основные задачи воспитания и социализации личности»

Основные задачи воспитания и социализации личности по каждому из направлений.


Направления воспитания и социализации

Основные задачи

Развитие духовно-нравственной культуры учащегося



Добро в

чувствах,

мысляхи поступках.

• Способствовать усвоению подростком нравственных ценностей

(на основе общечеловеческих, российских, национальных пред-

ставлений о «добре») – через отделение «доброго» от «дурного» в

культуре, общественном и личном опыте; через участие в нрав-

ственной, общественно значимой деятельности, опыт конструк-

тивного социального поведения.

• Содействовать развитию внутренней потребности подростка

поступать согласно своей совести и осуществлять нравственный

самоконтроль; в том числе помогать подросткам учиться сдерживать свои возрастные агрессивные порывы, угрожающие уничтожением красоты в мире и добрых отношений между людьми.

• Воспитывать нравственное сознание – целенаправленно учить

(через создание ситуаций и их осмысление) самостоятельно

делать моральный выбор, решать моральные проблемы, выбирая

позитивные поступки и действия (в том числе речевые) в неоднозначно оцениваемых ситуациях (при столкновении между собой разных правил поведения).

• Развивать у школьников умение отвечать занравственные

последствия своих поступков (в том числе речевых) перед своей

совестью и другими людьми.



Развитие гражданской культуры учащегося.



Родина – страна

граждан

• Создавать условия, помогающие школьникам проявлять себя

гражданами России в добрых словах и поступках.

• Способствовать постепенному осмыслению каждым подростком

своей причастности к интересам и ценностям своего ближайшего

общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (наци-

ональности) и своей страны – России (её многонационального

народа – российская гражданская идентичность).

• Способствовать (прежде всего, не словами, а включением в

реальные добрые дела) пробуждению в школьниках внутренне-

го чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего

общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордо-

сти за их достижения, сопереживание им в радостях и в бедах.

• Создавать условия, способствующие осуществлению школьни-

ками по своему выбору и желанию разных добрых дел, полезных

другим людям, своей стране, в том числе требующих ради этого

добровольно ограничить часть своих интересов.

• Развивать и укреплять у обучающихся чувство долга и личной

ответственности перед людьми своего общества и своей страной

за её настоящее и будущее; учить отвечать за свои гражданские

поступки перед своей совестью и гражданами своей страны.

• Воспитывать свободолюбие как способность к сознательному

личностному, профессиональному, гражданскому и иному само-

определению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, страной.

• Пробуждать у обучающихся желание и формировать умение

отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению.

• Развивать готовность и способность адекватно и корректно

выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки (в том

числе и речевые).

Развитие культуры самоидентификации учащегося.



Мировоззрение личности и солидарность людей

• Способствовать (не только словами, но и поступками) формированию жизненного оптимизма подростка, осознанию им ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

• Способствовать процессу самостоятельного постепенного

выстраивания целостного мировоззрения школьника:

1) знакомить с современным многообразием типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, их различий при объяснении происходящего в мире;

2) на основе этого многообразия стимулировать школьника к

выработке своих собственных ответов на основные жизненные

вопросы, которые ставит его личный жизненный опыт; 3) в диалогах стараться научить подростка признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; 4) через рефлексию учить подростка корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения собственного жизненного опыта.

• Помогать осознавать единство и целостность окружающего

мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

• Учить подростков (на конкретных примерах) использовать

свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,

решения возникающих проблем и извлечения жизненных уро-

ков.

• Способствовать социальной самоидентификации школьников,

освоению основных социальных ролей и форм общения, их норм

и правил поведения по мере своего взросления и встраивания вразные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация):

– учить выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях

совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на

общий результат;

– учить не только воспринимать, но и критически осмысливать

и принимать, новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса;

– учить критически оценивать и корректировать свое поведение в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами;

– создавать условия для постепенного включения в различные

стороны общественной жизни своего региона (экономические

проекты, культурные события и т.п.);– помогать (без вмешательства и давления) осознавать свои

общественные интересы, договариваться с другими обих

совместном выражении, реализации и защите в пределах норм

морали и права;

– учить участию в общественном самоуправлении (классном,

школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.);

– помогать в процессе включения в общество учиться, с одной

стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщён-ность, а с одной стороны, противостоять «растворению в толпе»,

в коллективной воле группы, подавляющей личность.

• Развивать собственные представления учащихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профес-сиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.

• Знакомить обучающихся с особенностями различных сфер

профессиональной деятельности, особенностями местного,

регионального, российского и международного спроса на раз-

личные виды трудовой деятельности.

• Формировать у школьников ответственность за языковую

культуру как общечеловеческую ценность; осознание

коммуникативно-эстетических возможностей родного языка

на основе изучения культуры своего народа и мировой культуры.

Развитие культуры учебной и трудовой деятельности учащегося.



Образование – труд для себя и для других

• Вырабатывать у обучающихся мотивацию к учебному труду,

развивать познавательную активность через осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности

в виде применения на практике полученных знаний и умений.

• Способствовать (в ходе совместной учебно-познавательной деятельности) развитию у обучающихся стремления к познанию,

трудолюбия, целеустремлённости, добросовестности, креативности, ответственности за результат своего труда.

• Помогать школьникам осознавать свои познавательно-деловые интересы, способности и использовать их для приобретения практического опыта, достижения важных для себя

результатов.

• Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Развитие культуры здорового образа жизни учащегося.


Здоровье

тела и духа

• Знакомить учащихся с нормами здорового и безопасного образа

жизни в целях сохранения и укрепления их физического, психологического и социального здоровья.

• Учить оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

• Создавать условия для осознанного самостоятельного выбора

подростками стиля поведения, привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также

близких людей и окружающих:

– развивать у школьников упорство, волю, настойчивость,

активность, усердие, выносливость, убеждённость в выборе

здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табака, смертельной опасности наркотиков;

– формировать осознанное отношение обучающихся к выбору

индивидуального рациона здорового питания и овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на

основе навыков личной гигиены.

• Учить подростков самостоятельно противостоять ситуациям,

провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и

здоровью:

– знакомить учащихся с современными угрозами для жизни и

здоровья людей, в том числе экологическими и транспортными,

готовить школьников активно им противостоять;

– способствовать формированию готовности обучающихся к

социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний.

• Приобщать обучающихся к участию в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, объединения по интересам, сетевые сообщества), в военно- и мирно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных).

Развитие культуры поведения учащегося.


Добро в отношениях людей – от любви в семье до толерантности в обществе

• Знакомить учащихся с общепринятыми нормами и правилами

поведения в семье, коллективе, обществе (этикет и речевой этикет) с учётом национальных особенностей культуры поведения

человека, сложившихся в результате нравственного развития

многих поколений.

• Помогать (в беседах) школьникам осмысливать роль семьи в

своей жизни; свою личную ответственность за поддержания мира

и любви в семье (не только принимать, но и проявлять любовь и

заботу о своих близких, старших и младших; учиться в своей

роли ребёнка-подростка предотвращать и преодолевать семейные

конфликты).

• Создавать условия для формирования у обучающихся необходимых для успешного поведения в обществе личностных качеств (доброжелательность, вежливость, достоинство, уверенность, порядочность, тактичность, терпимость и др.).

• Создавать условия для осознания подростками необходимости

выстраивать толерантное (терпимое, уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя (к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к разным народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям). Для этого:

– взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга;

– учиться строить взаимоотношения сдругим на основе добро-

желательности, добрососедства, сотрудничества при общих

делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях;– при столкновении позиций и интересов стараться понять друг

друга, учиться искать мирный, ненасильственный выход,

устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок.

• Развивать коммуникативно-речевые умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для достойного выражения своих чувств, мыслей и потребностей в различных жизненных ситуациях (в устной и письменной форме), учитывая социальные роли адресата.

• Обучать корректному и аргументированному отстаиванию собственной точки зрения в конфликтных ситуациях общения.

Развитие экологической культуры учащегося.


Природа – наш

хрупкий дом

• Способствовать пониманию школьниками роли экологической

культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и

безопасности, в необходимости жить в гармонии с природой (эко-

логическое сознание).

• Учить вырабатывать стратегию собственного поведения, совершения поступков, нацеленных на сохранение природы, бережное отношение к ней.

• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и

природы, последствий своих поступков по отношению к природе

и ответственности за них.

• Формировать готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения.


Развитие эстетической культуры учащегося


Красота в чувствах

мыслях и поступках

• Способствовать усвоению ребенком-подростком эстетических

ценностей (на основе общечеловеческих, российских, национальных представлений о «красоте») – через отделение «красивого» от «безобразного» в культуре, общественном и личном опыте;

• Развивать у школьников чувство прекрасного и эстетический

вкус – желание и готовность к восприятию и оценке красоты в

искусстве, природе, обыденной действительности.

• Создавать условия для развития творческих способностей

школьников в области художественной, духовной, физической

(телесной) культуры, их стремления к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!