• Способствовать (не только словами, но и поступками) формированию жизненного оптимизма подростка, осознанию им ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. • Способствовать процессу самостоятельного постепенного выстраивания целостного мировоззрения школьника: 1) знакомить с современным многообразием типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, их различий при объяснении происходящего в мире; 2) на основе этого многообразия стимулировать школьника к выработке своих собственных ответов на основные жизненные вопросы, которые ставит его личный жизненный опыт; 3) в диалогах стараться научить подростка признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; 4) через рефлексию учить подростка корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения собственного жизненного опыта. • Помогать осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. • Учить подростков (на конкретных примерах) использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уро- ков. • Способствовать социальной самоидентификации школьников, освоению основных социальных ролей и форм общения, их норм и правил поведения по мере своего взросления и встраивания вразные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация): – учить выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат; – учить не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать, новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса; – учить критически оценивать и корректировать свое поведение в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами; – создавать условия для постепенного включения в различные стороны общественной жизни своего региона (экономические проекты, культурные события и т.п.);– помогать (без вмешательства и давления) осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими обих совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права; – учить участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.); – помогать в процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщён-ность, а с одной стороны, противостоять «растворению в толпе», в коллективной воле группы, подавляющей личность. • Развивать собственные представления учащихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профес-сиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями. • Знакомить обучающихся с особенностями различных сфер профессиональной деятельности, особенностями местного, регионального, российского и международного спроса на раз- личные виды трудовой деятельности. • Формировать у школьников ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения культуры своего народа и мировой культуры. |