СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные законы бесконфликтного существования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого мероприятия  для 8 класса    : беседа с элементами психологического тренинга.

Просмотр содержимого документа
««Основные законы бесконфликтного существования»»


КОУ ВО «Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
















Конспект открытого мероприятия

для 8 класса



«Основные законы бесконфликтного

существования»














Составила -воспитатель Дядяшева Елена Валентиновна

Село Красное








Оборудование: слова - грубость (вежливость); ненависть (любовь); обман (доверие); злость (доброжелательность); унижение (уважение); равнодушие (внимательность); рисунки дерева без корней ,презентация,проектор,шаблоны облачка,солнца.карандаши.





Цель: Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Задачи:

  • развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки;

  • усвоение правил разрешения конфликта;

  • развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга.

Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций.

Подготовительный этап. Вам понадобятся листы ватмана или белой бумаги, фломастеры, листки в форме облака для каждого учащегося, заготовка правил бесконфликтного поведения и рисунка дерева (в раздатке).


Ребята, поздоровайтесь глазами, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Давайте повторим быстренько правила поведения на занятии

На занятии будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).

Говорите чётко, внятно, 
Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать, 
Надо руку … (поднимать).

Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу – 
Подними спокойно … (руку).

  • Игровой тренинг

СЛАЙД 2 Упражнение 1. «Звездочки и созвездия»

Ребята, сейчас представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.

(Подбирается число так, чтобы никто не оставался лишним. Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 4, 5, 10. Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается.)

Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками

СЛАЙД 3

- Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите? (Класс, школа, друзья, кружки и секции)

В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент.

Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов…

СЛАЙД 4

Ребята,сейчас вы посмотрели этот ролик. Что происходило с героями ролика?(Они сначала ссорились,потом находили выход из этой ситуации,они мирились)Знакомы ли вам эти ситуации.Кого вам напоминают герои мульфильма? .Происходят ли подобные ситуации в жизни нашего класса, школы?(Ответы детей)


Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь другим? Как вы думаете о чём сегодня мы будем говорить на нашем занятии ?Чему будет посвящена наша беседа?(ОТВЕТЫ - КОНФЛИКТНЫМ СИТУАЦИЯМ и выходам из них )

СЛАЙД 5

Правильно тема нашего занятия звучит так :Основные законы бесконфликтного существования.


СЛАЙД 6,7

Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения, научиться анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолеть разногласия, которые могут возникнуть в Вашей жизни и в будущей профессиональной деятельности. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации.

Следующее упражнение -

Упражнение №2: «Облака».

Закройте глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Только честно . Сейчас будем учиться исправлять эту ситуацию.

Воспитатель раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.

Воспитатель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.

Учитель обращается к ребятам с вопросом «Что может сейчас произойти?». Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.

Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ. Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.

Действия Чувства

Я просто отошел в сторону. Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.

Решения

В левой колонке получим несколько конструктивных решений

Воспитатель предлагает ребятам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной.

Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации.Прости ,я был не прав!Я не хотел,чтобы так вышло! И т.д

Правильно ,ребята.СЛАЙД 8



СЛАЙД 9

Запомните ! Никогда не стоит отвечать на оскорбление – оскорблением. Ведь когда на человека лает собака, он не становится на четвереньки, не скалит зубы и не гавкает в ответ. Словесную агрессию чаще всего используют неуверенные и слабые люди. Именно поэтому вы должен испытывать к обидчику не злость, а жалость. Вы сильнее обидчика, поэтому не стоит обращать на его нападки внимание. Улыбнись и пройди мимо. Иногда самым сильным оружием бывает доброта. Обидчик должен понять, что самоутвердиться за твой счет у него не получится, и желание нападать у него пропадет. Прежде чем отвечать на словесную агрессию, сделать пять глубоких вдоха и выдоха. Это простое упражнение позволит сохранить душевное равновесие и спокойно разобраться в конфликтной ситуации. Можно даже поблагодарить обидчика за перечисление всех видимых ему недостатков. И пообещать подумать над его словами. Говоря все это нужно быть спокойным и серьезным. Такая позиция однозначно понравится всем одноклассникам, а «хам» окажется в глупом положении.

Ребята! А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо. (Ответы учащихся: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друзьям и прочие.)

Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основы человеческого счастья. Хорошо, что сейчас возрождаются эти понятия.

Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми.


Слайд 10

Но человека, который никогда, ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.


- Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт.

- Как вы понимаете слово «конфликт»? (Конфликт – это непонимание друг друга, спор, ссора, драка)

Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова:

СЛАЙД 11

«Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор».

Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

Слайд 12

  • Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

  • - будете плакать;

  • - ударите его;

  • - сделаете ему замечание;

  • - не скажите ничего;

  • - пожалуетесь учителю.


Ученики. Сделаю ему замечание.

  • Слайд 13

  • Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

  • - будете плакать;

  • - продолжите играть;

  • - начнёте злиться;

  • - ничего не скажете.


Ученики. Продолжу играть.

Слайд 14

Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

  • - толкнете и отнимите ластик;

  • - ударите и отнимите;

  • - отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;

  • - скажите учительнице;

  • - попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.


Ученики. Попрошу вернуть ластик.

Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности.

СЛАЙД 15

 «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»

СЛАЙД 16

Сейчас я попрошу вас подумать и составить предложения на тему «Что такое конфликт?»

Посмотрите на таблицу и напишите, что такое конфликт, выбирая самое значимое слово из каждого

Итак, конфликт для меня – это …, когда я думаю … и чувствую (дети пишут свои определения понятия «конфликт» на листах, затем читают их и магнитами крепят на доску по кругу, в центре оставляем место для таблички со словом «сотрудничество»).

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

ссора

меня хотят обидеть,

страх

война

унизить

обида

спор

меня хотят оскорбить

раздражение

борьба


напряжение

состязание

меня подавляют

тревога

схватка

надо мной хотят посмеяться

злость


КОНФЛИКТ  — ЭТО...

Кто справился с заданием, поднимите руку.. Зачитайте пожалуйста ваши предложения. Молодцы, вы хорошо поработали

А сейчас отдохните немного !

СЛАЙД 17 Зрительная гимнастика

.

Слайд 18

Существует несколько 4типа конфликтов:

1.Внутриличностный конфликт

2.Межличностный конфликт.

3.Конфликт между личностью и группой.

4.Межгрупповой конфликт. .

СЛАЙД 19 Посмотрите мультипликационный фильм «Конфликт».


Задание 1

Какие виды конфликтов можно выделить в сюжете данного фильма?.....

Задание 2.

СЛАЙД 20

Подумайте, каковы причины возникновения конфликтов. Вспомните и приведите примеры из своей жизни.



Итак,в переводе с латинского «конфликт» - это столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор (определение демонстрируем и на экране). Все ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному, т.е. выбирают различные способы поведения в конфликте

Посмотрите мультипликационный фильм о конфликте и конструктивном решении проблемы.…

СЛАЙД 21 -случай на мосту


Мы все разные, каждый по-своему видит разрешение конфликтной ситуации. Вот к чему может привести  неуступчивость и упрямство. Вот так ребята в очередной раз мы с вами убедились, что без выходных ситуаций нет. Любой конфликт можно решить, только нужно найти это решение, этот выход и обсудить все в спокойной обстановке, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Рассудительные всегда найдут пути решения проблемы , а наглые падают в пропасть Ребята, а как бы вы поступили данной ситуации?  Наши герои смогли договориться.

Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется в компромиссом. СЛАД 22 

  (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса

Воспитатель-Нужно просить прощения первым ? Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? Просить прощения это величайшее человеческое дарование .Это трудно сделать,но потом становиться легче. Иметь мужество признаться в своих ошибках ,попросить прощения это признак силы духа ,сознательности .Я очень ценю в людях это качество.Слабак струсит и отмолчится!

Воспитатель-Нужно уступать друг

другу?

Ученики. Нужно уступать друг другу.

Воспитатель Правильно

СЛАЙД 23 Уступка - один из способов выхода из конфликта.

 Можно обратиться к какому-нибудь  авторитетному человеку за советом.

Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам  и т.д. за советом.


Слайд 24

Физкультминутка


Воспитатель А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Следующая сценка продемонстрирует нам, как можно с помощью шутки выйти из конфликтной ситуации.

                                                     Сценка «Зеркало»

Роли исполняют учащиеся

Петя-Автор. Жил-был один носорог. Он имел привычку обзываться и над всеми издеваться.

Витя -- Носорог (Верблюду). Горбун! Горбун!

Косьян -Верблюд. Это я горбун? Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей!

Носорог (Слону). Эй, толстокожий! Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу.

Данила - Слон. И чего это он ко мне пристает? Хоботом своим я доволен, и он совсем не похож на хвост!

Носорог (Жирафу). Дяденька, достань воробушка!

Косьян -Жираф. Сам-то больно хорош!

Петя-Автор. Однажды друзья раздобыли где-то зеркало и стали искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал.

Носорог (Страусу). Эй, ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!    

Верблюд (Носорогу). Послушай, друг! Неужели ты сам себя красивым считаешь и выше всех ставишь?

Носорог. Конечно! Кто же в этом сомневается?!

Слон. Ну, тогда посмотри на себя. (Подает Носорогу зеркало)

Носорог. Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что за уродина на меня смотрит? Что у неё на носу! Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

Петя -Автор. И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало. Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

Воспитатель-Правильно ли вел себя носорог? Почему?

Ученики. Носорог вел себя неправильно. Нельзя издеваться, смеяться и обижать других людей.

Воспитатель Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил  человеческого общения.

СЛАЙД 25

«Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).


Вначале мы с вами говорили о тех качествах, которыми должен обладать человек: доброта, отзывчивость, умение любить и помогать... А как вы понимаете слово - доброта»? (Ответы учащихся.)

вы понимаете такие качества как доброта?Деликатный человек?Отзывчивый?Чуткий?



Слайд 26

Доброта - это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку.

Деликатный человек - вежливый, мягкий в обращении;

Отзывчивый - легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь:

Чуткий - отзывчивый, сочувствующий другим людям.

Но часто рядом с добром идет зло. Зло - это все плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.



Даша

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго - добро,

От злого зло родится.

Добро, сколь ни было б оно мало.

Гораздо лучше, чем большое зло.





Ребята, давайте поиграем.

Задание - заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:


- грубость (вежливость);

- ненависть (любовь);

- обман (доверие);

- злость (доброжелательность);

- унижение (уважение);

- равнодушие (внимательность).


Учитель. Молодцы! Вот какими добрыми качествами должен быть наделен каждый человек. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.


СЛАЙД 27

«Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»).

А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо? (Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки).

СЛАЙД 28

Молодцы, это и будет следующим нашим правилом. «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»).




СЛАЙД 29 -32 Правила бесконфликтного общения


  • Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

  • Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

  • Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.

  • Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.

  • Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

  • В споре будь сдержан и тактичен.

  • Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

  • Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора

произошла - скорее помирись.

  • Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.


Катя Камерцель


Не обижай людей - придет расплата.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

Ты будешь ближними любим

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим того.

Чего себе не пожелаешь.


СЛАЙД 33 Запомним советы на всю жизнь


СЛАЙД 34 В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».


СЛАЙД 35

Рисунок «Дерево дружбы»

Прочитайте пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Раздайте листочки с рисунком дерева без корней. Попросите каждого раскрасить свое дерево и нарисовать у этого дерева столько корней, сколько друзей он имеет. Обсудите с детьми, как чувствует себя дерево, если у него мало корней.

(Думаю, смысл пословицы в том, что каким бы сильным, большим, могучим дерево не было - без корней оно погибнет, ведь они его держат, даже дубу будет без корней не устоять и ветра не надо, оно упадет не дожидаясь его. Так и человек, каким бы он сильным, здоровым не был, богатым не был, без друзей он пропадет и держится своими друзьями, которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат. Сам по себе человек не может одолеть и трудности, а с друзьями и беду пережить легко. Поэтому, друзей нужно ценить, любить, уважать и не ссориться с ними.)  

СЛАЙД 36 Рефлексия.

Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

Примерные ответы детей:

- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.

- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.

- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.

- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.

- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.



СЛАЙД 37

Песня "Ты да я, да мы с тобой".








Упражнение «Дружеское пожатие»

Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь по кругу передадим хорошее настроение в виде дружеского пожатия руки. Пожимая руку, каждый мысленно пожелает соседу всего самого хорошего, уверенности, успехов и т.д. пожимать руку будем по часовой стрелке. Я начну, а тот, кому пожали руку, по эстафете передаст пожатие следующему. Старайтесь не сбиваться и не забывать вкладывать в пожатие добрые пожелания. Игра закончиться, когда пожатие дойдёт до меня. А теперь усложним задание. Закроем глаза и сделаем то же самое, но в другом направлении.


На этом наше занятие окончено! Всем спасибо и до свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!