«Основные периоды истории полифонии»
Выполнила: Местяшова Надежда
– так именуется эпоха расцвета полифонического искусства с середины XV до конца XVI века.
Это был период строгого полифонического письма, так называемого строгого стиля (правила строгого письма ограничивают композитора в выборе музыкальных средств в области образного строя, ладовой основы, мелодии, ритма и т.д.).
Эпоха строгого стиля была первым периодом расцвета полифонии в жанрах хоровой музыки вершиной этого периода времени является тфворчество композитора
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина -
итальянский композитор , один из крупнейших полифонистов своего времени
Палестрина написал более 100 месс , около 180 мотетов , гимны , магнификаты , духовые и светские мадригалы .
Палестрины является ясность и выразительность в полифонической музыке, достигнутая благодаря выявлению гармонических возможностей вокальной полифонии.
В его музыке равновесие полифонических и гармонических закономерностей, она носит умиротворённый, созерцательный характер.
Гийом де Машо – французкий поэт, композитор.
В произведениях Машо традиции музыкально-поэтического рыцарского искусства сочетаются с достижениями в области полифонии . .
Орландо ди Лассо - франко-фламандский композитор.
Один из величайших
мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в .
новый период в историческом развитии полифонического искусства. Это время характеризуется развитием свободного стиля. Свободный стиль дает совершенно новые возможности полифонического письма по сравнению со строгим стилем: найдена возможность воплощать средствами полифонии внутренний (духовный, душевный) мир человека. Музыка становится искусством самостоятельным, существующим не как атрибут богослужения; появляются произведения инструментальной музыки, предназначенные только для слушания. .
Ге ó рг Фри́дрих Ге́ндель — немецкий и английский композитор эпохи барокко , известный своими операми , ораториями и концертами . В число его наиболее знаменитых произведений входят « Мессия », « Музыка на воде » и « Музыка для королевского фейерверка »..
Иога́нн Себастья́н Бах — немецкий композитор , представитель эпохи барокко , органист -виртуоз, музыкальный педагог . Полифония Баха была и остаётся образцом для всех последующих поколений.
(вторая половина XVIII века). Классицизм (от лат – образцовый).
Музыка этого периода называлась «эпохой венского классицизма».
Широко используются полифонические приемы для развития тематического материала в развивающих частях гомофонных форм: полифонические формы являются частью крупных циклических произведений .
Франц Йо́зеф Гайдн — австрийский композитор, представитель венской классической школы , один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет . Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии .
Во́льфганг Амаде́й Мо́царт — австрийский композитор , капельмейстер , пианист , скрипач , клавесинист , органист . Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха
Лю́двиг ван Бетхо́вен — немецкий композитор и пианист , представитель « венской классической школы ». Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты , концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры , симфонии . Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков
(XIX – начало XX века) На начальном этапе развития в музыке композиторов-романтиков полифония не имела большого значения, постепенно ее роль повышается. Полифоническая техника часто применяется в произведениях народно-жанрового характера (каноны в мазурках Ф. Шопена).
Полифония в русской музыке 19 - начала 20 века богата и своеобразна. «Русское начало» обнаруживается при использовании подголосочной полифонииДругим источником создания неповторимого полифонического облика русской музыки стало использование старинных мелодико-ритмических оборотв и особенностей старинного многогоглосия. .
Франц Шуберт — австрийский композитор , крупнейший представитель раннего романтизма . Создатель романтических песен и баллад, вокального цикла, фортепианной миниатюры , симфонии , инструментального ансамбля. Автор около 600 песен, 9 симфоний, квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен»,фортепианные сонаты (свыше 20 штук), экспромты, фантазии, вальсы , лендлеры .
Ро́берт Шу́ман — немецкий ( саксонский ) композитор , дирижер , музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов эпохи романтизма .
Симфонии Шумана преимущественно лиричны. Как и Мендельсон, он продолжает линию лирически-жанрового симфонизма Бетховена. Знаменательно, что наиболее яркие и оригинальные образы его симфоний связаны со скерцо *
* Формы шумановских скерцо обычно трактованы в стиле фортепианных контрастно-рондообразных миниатюр. Они, как правило, имеют два трио.
Фредери́к Франсуа́ Шопе́н — польский композитор и пианист - виртуоз , педагог . Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу , опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку , полонез , вальс ; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру ; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Ференц (Франц) Лист — венгерский композитор , пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма . Основоположник Веймарской школы в музыке. Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии , мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры ( рапсодия , симфоническая поэма ). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена , но не была развита так смело. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность .
Сеза́р Огю́ст Жан Гийо́м Юбе́р Франк — французский композитор и органист бельгийского происхождения. С 1874 года Франк создавал многочисленные произведения в различных жанрах — оратории, камерные ансамбли, фортепианные и органные сочинения и др. В 1885 году композитор был награждён Орденом Почётного легиона , а год спустя стал президентом Национального музыкального общества.
Э́двард Хагеруп Григ — норвежский композитор периода романтизма , музыкальный деятель, пианист , дирижёр . Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Григ опубликовал 637 песен и романсов . Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.
Михаи́л Ива́нович Гли́нка — русский композитор , основоположник национальной композиторской школы. Задумав создать оригинальную систему русского контрапункта. Глинка , живя в 1856 в Берлине, углублённо изучал полифонию старых мастеров и одновременно мелодии знаменного распева, в которых он видел основу русской полифонии .
Моде́ст Петро́вич Му́соргский — русский композитор, член «Могучей кучки» . В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал «музыкальной драмой».
Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн — композитор , пианист , дирижёр , музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна . Он является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория . Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.
Никола́й Григо́рьевич Рубинште́й — русский пианист - виртуоз и дирижёр . В 1866 году он стал во главе московского отделения Русского музыкального общества . А в 1866 году стал директором вновь учрежденной московской консерватории, с которой не расставался до самой смерти. Рубинштейн был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным, перворазрядным пианистом-художником. Под руководством Рубинштейна состоялась первая постановка оперы « Евгений Онегин » силами учеников консерватории.
Пётр Ильи́ч Чайко́вский — русский композитор , дирижёр , педагог , музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки [1] . Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов . Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты , программная симфоническая музыка, балеты « Лебединое озеро », « Спящая красавица », « Щелкунчик », более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Серге́й Ива́нович Тане́ев —
русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых . Младший брат адвоката В. И. Танеева . Создал уникальный труд — «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889—1906) и его продолжение — «Учение о каноне» (конец 1890-х гг. — 1915 года). Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров , пианистов
Музыка XX века отличается сложнейшим многоголосием, в котором полифония занимает одно из ведущих мест. Происходит значительное обновление полифонических форм и средств полифонического языка (двухтемные и трехтемные фуги, использование политональности в разнотемной полифонии и т.д.). В современной музыке полифония активно взаимодействует с гомофонно-гармоническим изложением, это взаимодействие выражается в полифоническом обогащении гомофонных форм.
Ашиль Клод Дебюсси́ - французский композитор , музыкальный критик. Музыку этого композитора относят к импрессионизму . Сам же он этот термин никогда не любил.Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
Жозе́ф Мори́с Раве́ль — французский композитор - импрессионист , дирижёр , один из реформаторов музыки XX века . Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 в., Равель продолжили развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармониии оркестровки, экзотической ритмики. Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. Творческие открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в.
Арнольд Франц Вальтер Шёнберг — австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма , основоположник новой венской школы , автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника . Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 30-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии .
Антон фон Ве́берн — австрийский композитор и дирижёр , один из основателей Новой венской школы . Автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960, и т. д.
Бе́ла Ви́ктор Я́нош Ба́рток — венгерский композитор , пианист и музыковед - фольклорист . Творчество Бартока отразило мрачные и трагические коллизии своего времени, сложность и противоречивость духовного мира современника, бурный процесс развития художественной культуры своей эпохи. Барток-исполнитель оставил яркий след в пианистической культуре XX в.
Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н — французский композитор , органист , музыкальный теоретик, педагог , орнитолог . Творчество Мессиана представляет самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область современной музыки (начиная с 30-х гг.) В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания, изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской, увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц.
Па́уль Хи́ндемит — немецкий композитор , альтист , скрипач , дирижёр , педагог и музыкальный теоретик. Хиндемит — один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, Хиндемит искал внесубъективных форм выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе — от додекафонии . Его ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле раннего Арнольда Шёнберга , а в 1920-е годы — к сложному контрапунктическому стилю.
Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич — советский композитор , пианист , педагог и общественный деятель. Народный артист СССР ( 1954 ), Герой социалистического труда . Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль»
Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин — выдающийся русский композитор и пианист . Его творчество принято рассматривать как стоя́щее совершенно особняком, хотя с точки зрения композиторской техники оно может быть сближено с Новой венской школой . Остро стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности», «узости» тональности Скрябин решает по-своему, усложняя до предела гармонию. Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку .
Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в — русский композитор , дирижёр , музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории , её директор. Народный артист Республики . Глазунов занимает заметное место в истории русской музыки. По стилю своих сочинений он примыкает отчасти к « Новой русской школе », но культивирует по существу европейские классические музыкальные формы. Его произведения отмечены яркой оркестровкой, большим гармоническим и контрапунктическим мастерством, тонким лиризмом.
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов — русский композитор , выдающийся пианист - виртуоз и дирижёр . Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века .
Серге́й Серге́евич Проко́фьев — пианист и дирижёр, один из наиболее значительных композиторов XX века. Народный артист РСФСР . Сергей Прокофьев вошёл в историю музыки как новатор, начавший вслед за Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIX века. В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм.
Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов — советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР ( 1970 ), Герой Социалистического Труда ( 1975 ),и Государственных премий СССР . Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.Самым непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». «Курские песни» Свиридова дали определение новому направлению в русской музыке, получившее название «новая фольклорная волна»
Родио́н Константи́нович Щедри́н — российский композитор, пианист, педагог. Член Межрегиональной Депутатской группы (1989—1991). Щедрин – один из самых крупных и известных композиторов второй половины ХХ века. Владея острым современным музыкальным языком, он смог создать произведения, доступные и широким кругам слушателей. Намеренная антиавангардная установка на слушателя пронизывает творчество Щедрина на протяжении всей жизни: «большая музыка должна иметь большую аудиторию». При этом он шире, чем кто-либо из композиторов его поколения, развил в своем творчестве русскую тематику: его оперы и балеты написаны почти исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей – Н.Гоголя, А.Чехова, Л.Толстого и т.д .