СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные положения Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы предназначены для выступления на собрании методического объединения учителей русского языка и литературы. Представленные в папке доклад и презентация помогут лучше  понять основные положения Концепции. Также прилагается Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ.

Просмотр содержимого документа
«Доклад»

КОНЦЕПЦИЯ

ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Основные положения

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.

Состоит из 6 разделов:

I. Общие положения.

II. Значение учебных предметов "Русский язык".

и "Литература" в современной системе образования

III. Цели и задачи Концепции.

IV. Проблемы изучения русского языка и литературы.

V. Основные направления реализации Концепции.

VI. Реализация Концепции.

Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в

образовательных организациях в Российской Федерации являются:

  • модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы;

  • повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;

  • развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;

  • популяризация русского языка и литературы.

Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательных

организациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научно-педагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также кадровые проблемы.


1. Проблемы мотивационного характера


В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и

условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с

возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых

текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).

Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.

Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики.

Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.

Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом – поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и

методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.


2. Проблемы содержательного характера


  • Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности.

  • В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета, а также для изучения русского языка в условиях многоязычия. Кроме того, не оптимально соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "Русский язык".

  • В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.

  • Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории. Кроме того, наблюдается несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений.

  • В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков. Вместе с тем опыт чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми важен для воспитания и интеллектуального развития обучающегося.

  • Содержание учебного предмета "Литература" не в полной мере отражает этнокультурные

особенности и традиции народов Российской Федерации. Образовательные программы в образовательных организациях, как правило, не предполагают изучение произведений, созданных на языках народов Российской Федерации и переведенных на русский язык.


3. Проблемы методического характера

  1. Учебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование разных компетенций

и предполагают различные методические подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на углубленном уровне.

  1. Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия.

  2. Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий).

  3. Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.


4. Кадровые проблемы


Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и

литературы не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде, предусмотренных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Профессиональная поддержка учителей русского языка и литературы носит несистемный характер, за

пределами крупных городов существуют сложности в обеспечении необходимой литературой, отсутствуют механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников, предусмотренных трудовыми (должностными) обязанностями, в том числе отмечается нехватка возможностей для самообразования.

Система оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в частности аттестация,

носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту.


V. Основные направления реализации Концепции

1. Общие направления

2. Русский язык

3. Литература

4. Подготовка кадров




V. Основные направления реализации Концепции

1. Общие направления

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так и углубленном уровне.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования также необходимо детализировать указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на действующие примерные основные общеобразовательные программы.

В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в

соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного обучения).

Необходимо создание:

учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания;

современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную экспертизу.

Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения.

Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература".

2. Русский язык

Необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с учетом состава обучающихся, при этом существующее в настоящее время распределение и объем учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета, считать оптимальным.

Освоение учебного предмета должно предусматривать:

усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;

овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;

формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;

формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);

использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);

состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, тендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;

использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода).

Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации.

Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.

3. Литература

Необходимо:

усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст;

учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых произведений (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов Российской Федерации);

определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного предмета.

4. Подготовка кадров

В целях повышения качества работы учителей русского языка и литературы крайне важно:

совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде;

разработать механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников (в том числе в дистанционном формате с использованием современных информационно-коммуникационных технологий);

совершенствовать систему оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в том числе аттестацию;

устранить избыточные параметры контроля над перспективным планированием работы учителя русского языка и литературы;

развивать электронные образовательные среды, позволяющие:

обучающимся - получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и (или) с помощью учителя осваивать часть образовательной программы;

педагогам - систематически повышать свой профессиональный уровень.





Просмотр содержимого презентации
«Концепция, р. яз.»

КОНЦЕПЦИЯ  ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ      Обзор подготовила учитель МОУ СОШ №1 с. Новоселицкого Ставропольского края Чальян И.Г.

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

Обзор подготовила

учитель МОУ СОШ №1

с. Новоселицкого

Ставропольского края

Чальян И.Г.

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.   Состоит из 6 разделов:   I . Общие положения. II. Значение учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в современной системе образования. III. Цели и задачи Концепции. IV. Проблемы изучения русского языка и литературы. V. Основные направления реализации Концепции. VI. Реализация Концепции.

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. Состоит из 6 разделов:

I . Общие положения.

II. Значение учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в современной системе образования.

III. Цели и задачи Концепции.

IV. Проблемы изучения русского языка и литературы.

V. Основные направления реализации Концепции.

VI. Реализация Концепции.

Цель Концепции - обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Цель Концепции -

обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Задачи Концепции:

Задачи Концепции:

  • модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы;
  • повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;
  • развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;
  • популяризация русского языка и литературы.
Проблемы изучения русского языка и литературы:

Проблемы изучения русского языка и литературы:

  • Проблемы мотивационного характера
  • Проблемы содержательного характера
  •   Проблемы методического характера
  • Кадровые проблемы
Проблемы мотивационного характера

Проблемы мотивационного характера

  • Снижение мотивации обучающихся к чтению.
  • Несформированность заинтересованности в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы
Проблемы содержательного характера

Проблемы содержательного характера

  • Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся.
  • В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета, а также для изучения русского языка в условиях многоязычия. Кроме того, не оптимально соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "Русский язык".
Проблемы содержательного характера

Проблемы содержательного характера

  • В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.
  • Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся.
Проблемы содержательного характера

Проблемы содержательного характера

  • В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков.
  • Содержание учебного предмета "Литература" не в полной мере отражает этнокультурные особенности и традиции народов Российской Федерации.
Проблемы методического характера

Проблемы методического характера

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на углубленном уровне, тогда как учебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование разных компетенций и предполагают различные методические подходы и формы организации образовательной деятельности.
  • Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия.
Проблемы методического характера

Проблемы методического характера

  • Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий).
  • Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.
Кадровые проблемы

Кадровые проблемы

  • Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде, предусмотренных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
  • Профессиональная поддержка учителей русского языка и литературы носит несистемный характер.
  • Система оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в частности аттестация, носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту.
Основные направления реализации Концепции: 1. Общие направления 2. Русский язык 3. Литература 4. Подготовка кадров

Основные направления реализации Концепции:

1. Общие направления

2. Русский язык

3. Литература

4. Подготовка кадров

Общие направления

Общие направления

  • В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так и углубленном уровне.
  • В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования также необходимо детализировать указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на действующие примерные основные общеобразовательные программы.
  • В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного обучения).
Общие направления Необходимо создание:  -учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;  -хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания;  -современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную экспертизу.

Общие направления

  • Необходимо создание:

-учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

-хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания;

-современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную экспертизу.

  • Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения.
  • Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература".
Русский язык

Русский язык

  • Необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с учетом состава обучающихся, при этом существующее в настоящее время распределение и объем учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета, считать оптимальным.
  • Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации.
  • Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.
Русский язык Освоение учебного предмета должно предусматривать:

Русский язык

Освоение учебного предмета должно предусматривать:

  • усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;
  • овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;
  • формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
  • формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
  • использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
  • состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, тендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;
  • использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода).
Литература Необходимо:

Литература

Необходимо:

  • усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст;
  • учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых произведений (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов Российской Федерации);
  • определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного предмета.
Подготовка кадров  В целях повышения качества работы учителей русского языка и литературы крайне важно:

Подготовка кадров

В целях повышения качества работы учителей русского языка и литературы крайне важно:

  • совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде;
  • разработать механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников (в том числе в дистанционном формате с использованием современных информационно-коммуникационных технологий);
  • совершенствовать систему оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в том числе аттестацию;
Подготовка кадров устранить избыточные параметры контроля над перспективным планированием работы учителя русского языка и литературы; развивать электронные образовательные среды, позволяющие:  обучающимся - получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и (или) с помощью учителя осваивать часть образовательной программы;  педагогам - систематически повышать свой профессиональный уровень.

Подготовка кадров

  • устранить избыточные параметры контроля над перспективным планированием работы учителя русского языка и литературы;
  • развивать электронные образовательные среды, позволяющие:

обучающимся - получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и (или) с помощью учителя осваивать часть образовательной программы;

педагогам - систематически повышать свой профессиональный уровень.

Реализация Концепции   Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования. Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования. Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.