Технологическая карта занятия
Дата: 27.03.2017г. Преподаватель: Нурисламова Р.Г..
Курс: Второй
Группа: 624 по профессии: повар, кондитер
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
ВИД УРОКА: урок с элементами исследования.
Дисциплина: ОУД. 03 Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия
Тема ЗАНЯТИЯ: Обобщающий урок «Основные понятия комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики».
методическая цель: показать на учебном занятии применение продуктивных методов обучения (групповая работа, активные методы, использование ИКТ)
Цели занятия:
Конкретно-познавательные:
Закрепление комбинаторного мышления через решение задач;
Повторение основных понятий комбинаторики, бинома Ньютона и треугольник Паскаля и взаимосвязь между ними;
Повторить основные понятия: событие, исход, вероятность,.
Повторить основные типы вероятностных задач; показать студентам с помощью задач, что шанс выиграть в лотереях и др. азартных играх очень мал;
методы сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических выводов
научить применять полученные знания, как при решении задач, так и практической деятельности; в жизненной ситуации;
Коммуникативно-развивающие:
развитие умение анализировать и обобщать полученные знания;
развитие познавательного интереса, и культуры математической речи;
способствовать развитию кругозора, памяти, мышления, наблюдательности, пространственного представления и пространственного воображения;
Социально-ориентационные:
формировать чувство ответственности, самостоятельности, аккуратности, оперативности;
формировать познавательные потребности, дисциплинированность, умение работать в коллективе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
личностные:
понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
• метапредметные:
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
• предметные:
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
профессиональной деятельности.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемный, активные методы, видеообучение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: информационно-коммуникативные, технология развития критического мышления.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная (коллективная), групповая, индивидуальная.
дидактическое пространство:
Мультимедийный проектор, ПК, звуковые колонки, презентация,.
Литература:
Башмаков М.И Математика: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования 8-е издание. Издательский центр «Академия».2013г.
Башмаков М.И Математика: Сборник задач профессиональной направленности: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования 5-е издание. Издательский центр «Академия».2014г.
Video/yandex.ru- видеоролик из кинофильма «Мастер и маргарита»
План занятия
Организационный этап.
приветствие;
проверка отсутствующих.
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности студентов.
активный метод «Шаг навстречу»
формулировка темы, целей, опасений и ожиданий.
Актуализация знаний, УУД, ОК.
упражнение на подсчёт перестановок, сочетаний и размещений;
раскрытие бинома;
свойства треугольника Паскаля;
бином Ньютона в литературе;
математическая пьеса «Бесплатный обед»
Актуализация знаний, УУД, ОК.
упражнения на определение событий;
упражнение на вычисление вероятностей;
факты о вероятности, доказывающие, что математика
невероятно интересна;
Актуализация знаний, УУД, ОК.
статистика в литературе;
результаты исследования о росте населения в России, по южному федеральному округу, по краснодарскому краю, по белоглинскому району;
результаты анкетирования среди студентов первого курса
Подвести итоги урока
Домашнее задание.
Рефлексия.
Конспект урока. «Основные понятия комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики».
Организационный этап. Преподаватель приветствует студентов, задает настрой, проверяет список присутствующих.
Преподаватель: ребята, вы наверное, очень удивились когда услышали позывные телевизионной игры «Что? Где? Когда?».
Какой раздел математики возник первоначально в связи и с распространением различных азартных игр?
Как вы думаете в связи с этим как называется тема нашего урока.
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности студентов.
Знакомство обучающихся с темой урока целесообразно построить в форме беседы.
Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Эпиграфом нашего урока неслучайно взяты слова античного афоризма «Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз».Сегодня мы подведем итоги по изучению раздела математики «Комбинаторика, теория вероятностей, и математическая статистика». Часть материала данного раздела мы изучали на первом курсе, часть в текущем году, поэтому, что то нам придется вспомнить, а где-то просто показать свои знания.
В конце урока мы вернемся к нашему эпиграфу, и каждый из вас должен будет дать самооценку по уроку. (Слайды 2,3)
Итак:
Комбинаторика- это раздел математики который изучает вопросы о том, сколько различных комбинаций можно составить из заданных объектов.
Вероятность - это отношение числа появления события к числу экспериментов.
Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных явлениях, происходящих в природе и обществе.(Слайд 4)
Актуализация знаний, УУД, ОК.
На экране появляется слайд 5 с надписями: перестановки, размещения, сочетания, бином Ньютона, коэффициенты, треугольник Паскаля,.
Информационное сообщение студента(Лебединцева Алексея)
Информационное сообщение по свойствам треугольника Паскаля студентка ( Юля) (Слайд 6)
Преподаватель предлагает студентам обсудить, какие термины и формулы им знакомы, а какие нет (активный метод «Шаг навстречу»). Основываясь на обсуждении, преподаватель совместно с студентам формулирует первый раздел урока «Комбинаторика». Актуализация знаний, УУД, ОК.
Студенты у доски решают комбинаторные задачи на подсчёт перестановок, размещений, сочетаний.(Слайды 7,8,9,10)
Задача №5 Разложение двучлена (Слайд № 11)
В художественной литературе «бином Ньютона» появляется в нескольких запоминающихся контекстах, где речь идёт о чём-либо сложном.
Видеоролик из Кинофильма «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.
Информационное сообщение №3 (Ромащенко Димы) (Слайд№12)
Математическая пьеса: «Бесплатный обед»
Актуализация знаний, УУД, ОК.
Преподаватель: мы переходим к следующему блоку нашего урока и вспомним с вами « Основные понятия теории вероятностей»
Эпиграфом к этому блоку могут послужить слова великого математика Пьера-Симона Лапласса:«Теория вероятностей есть в сущности не что иное, как здравый смысл, сведенной к исчислению» (Слайд 14)
На экране (Слайд15) Какие основные события мы знаем?
Ответ (достоверные, равновозможные, невозможные)
Выполнение упражнений на определение событий; (активный метод)
Используя выражения « более вероятно», «менее вероятно», «равновероятные события», сравните возможность наступления случайных событий А и В: (слайд16)
1) Вы просыпаетесь утром
А={это будний день}; В={это выходной}.
2) Вы бросаете игральный кубик
А={выпадает шестёрка};
В={выпадает не шестёрка}.
3) Сборная России играет в хоккей со сборной Чехии
А={выигрывает Россия};
В={сборная России не выигрывает}.
4) При подбрасывании кнопки она упадёт
А={остриём вниз}; В={упадёт на кружок}.
Выполнение упражнений на вычисление вероятностей; (активный метод)
Решение задач по теории вероятностей(Слайды №№ 19-22).
Сообщение студентов: Интересные факты о вероятности, доказывающие, что математика невероятно интересна; (Слайды 23-27)
Сообщение студентов: С юмором о вероятности ( слайды 28-33).
Преподаватель даже в сложных задачах и понятиях теории вероятности , можно всегда найти позитивные нотки.
Ну и в таком приподнятом настроении мы переходим к третьему блоку нашего урока «Основные понятия математической статистики.»
Что такое статистика?
Главный герой романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" -Остап Бендер дает определение статистики.
« Статистика знает все.
Точно учтено количество пахотной земли в СССР с подразделением на чернозем, суглинок и лесс. Все граждане обоего пола записаны в аккуратные толстые книги, так хорошо известные Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову-книги загсов. Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики. Известно, сколько в стране охотников, балерин, револьверных станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, девушек, маяков и швейных машинок.
И т. д. ..
Информация учащегося:
Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей».
Что такое статистика?
Это наука, изучающая количественные показатели развития общества и общественного производства
Информация студента.
Ребята, вы в курсе что студенты вашей группы проводили небольшие исследования по приросту численности населения, а также провели анкетирование среди студентов первого курса; послушаем что нам расскажут ваши одногруппники.
Информация студента Приложение № 1 Мирзоян Лидия
Информация студента Приложение №2 Харсиева Аня.
Итоги урока:
Выставить оценки (Оценки комментировать, обратить внимание на тех учащихся которые на уроке вели себя пассивно).
Домашнее задание.(На выбор)
Подготовить доклад: По свойствам треугольника Паскаля которые мы с вами не изучали.
Также можно подготовить доклад о интересных и шуточных фактах по теории вероятностей
Или составить статистику по своей группе.
Рефлексия.
Вернемся к нашему эпиграфу:
«Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз».
Сегодня мы на уроке не только повторили способы решения задач комбинаторики и теории вероятностей. Рассмотрели результаты небольших исследований по статистике. В тоже время мы постарались с вами показать, что о комбинаторике и теории вероятности можно говорить и в шутку и всерьез.
Подводя итог урока хочу Вам предложить самоанализ урока.
Перед вами лестница успеха. А на столе у вас человечки трех цветов
Если ты сегодня на уроке трудился, но в то же время ты знаешь , что тебе еще надо много трудиться, чтобы достичь хороших результатов. Берешь желтого человечка и ставишь на желтую ступеньку.
Если ты понимаешь, что в знаниях имеются еще пробелы, но на достигнутом остановиться не собираешься .
Берешь зеленого человечка и ставишь на зеленую ступеньку.
Если ты в своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме достиг успехов.
Берешь красного человечка и ставишь на красную ступеньку.