В И К Т ОР В АЗ А Р Е ЛИ (1906–1997)
французский художник и теоретик искусства, основоположник оп-арта
Родился в городе Печ (Венгрия) 9 апреля 1908 в семье зажиточного крестьянина-фермера. Настоящая фамилия – Виктор Вашархей С 1925 обучался медицине в Будапеште. Решив стать художником, в 1927–1929 занимался в местных частных академиях, попутно работая в сфере коммерческого дизайна. В 1930 уехал в Париж, где открыл бюро рекламной графики.
В конеце 1920-х — учится в Баухаузе у Шандора Бортника и Л. Мохой-Надя. 1930—1940 — работает в различных французских рекламных агентствах рисовальщиком и графиком. 1947 — художественный период «Бель-Иль», мастер работает с круглыми и эллипсоидными формами 1948 — переезд в Горд (департамент Воклюз), художественный период «Горд-Кристалл» ; картины художника двузначны, мастер много работает над перспективой и объёмом пространства. 1951 — период «Денфер». 1955 — пишет «Жёлтый манифест» (фактически, программа «оп-арата»); кинетический период творчества , архитектонические работы, создаёт эскизы для ковров, участвует в оформлении в киноиндустрии.
Музей Вазарели в Экс-ан-Прованс 1969 — ему присуждено звание профессора в Высшей школе прикладного искусства в Будапеште.
Вазарелли перенес опыт плакатиста в свою раннюю черно-белую графику, основанную на оптических эффектах «перетекания» абстрактных форм и узоров в фигурные и наоборот. Активно занимался и живописью такого же рода, где натурные мотивы во все большей степени превращались во фрагменты некоего тотального орнамента, разрушающего традиционные представления о зрительном соотношении переднего и заднего планов. Для периода «Belle-ile» («Прекрасный остров»; 1947–1954) характерны эллиптические конфигурации, мягкие и природные по ритмике, чуть позднее начался отчасти параллельный «Кристаллический период» (1948–1960) с его более строгим геометризмом. Однако, в отличие от представителей конструктивизма, его интересовала не столько геометрическая структура произведения как такового, сколько визуальное поле между произведением и глазом. Это поле у него стало воистину игровым, порождая бесконечные пространственные «обманки». В 1950-е годы Вазарели начал придавать своим образам и реальную пластическую трехмерность, создавая рельефные цветные композиции, а также скульптуры в виде прозрачных подсвеченных ящиков со стеклянными пластинами внутри. Более всего его интересовала чисто иллюзорная пластика, тот оптический «третий мир», что обретает живой кинетизм в игре контрастных форм и цветов. Посвятил этому «третьему миру» Желтый манифест , названный так по цвету бумаги, на которой он был напечатан (1955) , – манифест, ставший программой оп-арта.
Картины и графика Вазарелли стали «пластическими единицами», которые уже можно было продолжать разнообразно комбинировать и без участия автора.
Авторская поэтика играла свою роль, – например в мерцающих Космических структурах конца 1950-х годов (Метагалактика, 1959, галерея Д.Рене, Париж; и др.), в большинстве своем названных именами созвездий, – но в целом личный стиль Вазарели становился все более массовым, тиражным, переходя в руки помощников и потребителей (как Вазарели подчеркивал в теоретических текстах, такого рода комбинаторика и тиражность лишь дополнительно обогащают произведение).
Образы мастера не только воплощались в виде архитектурных сооружений и монументального декора (композиция Пара-виста на полу Факультета естественных наук в Париже, 1967), не только активно влияли на моду, упаковку и дизайн в целом, в том числе на украшающие новые здания «суперграфику», но и производились в виде коммерческих продуктов (декоративные объекты и детские игрушки). В 1976 в Экс-ан-Прованс, в здании, построенном по проекту самого Вазарели, был открыт фонд его имени. С 1982 музей художника существует в его родном городе.
Задача оп-арта – обмануть глаз, Спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий". Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой.
Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему(гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.
Вазарели писал: "Моя цель – внедрить пластическое сознание в повседневную жизнь. Мои работы предлагают социальное благосостояние раrехсеllenсе"
Представители оп-арта утверждали, что их работы побуждают зрителя к активному соучастию в творчестве, поскольку сам глаз генерирует форму,трансформирует "материю" живописи в "энергию" видимого образа