СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основоположник русской басни А.П.Сумароков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основоположник русской басни А.П.Сумароков»

Основоположник русской басни А.П.Сумароков.

Басни


Цель:

  • знакомство с биографией и творчеством А.П.Сумарокова.

  • углубить представление о жанре басни;

  • повторить теорию литературы (понятия "басня", "мораль", "эзопов язык", "аллегория".

  • формировать навыки выразительного чтения (инсценирования), лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.


Эпиграф.

Басни не так просты, как кажутся:

В них учиться можно даже и у животного.

Голая мораль наводит тоску,

А рассказ поможет и урок принять.

Наша уловка — поучать, услаждая;

А рассказывать просто так — не стоит труда.

Лафонтен




ХОД УРОКА.


І. Организационный момент.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач, работа с эпиграфом урока.

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Узнаем, откуда берет корни басня и кто прославился в этом жанре. А также познакомимся более подробно с басенным творчеством А.П.Сумарокова.

Но сначала вспомним, что такое басня.

2. Вступительное слово.

- Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?

Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в VI веке до н.э. Имя легендарного раба-мудреца навсегда закрепилось за басенным жанром. Все свои басни греки и

римляне называли «баснями Эзопа». Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто.

В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном. Русская литература обратилась к этому жанру в 18 веке. Утвердил его Александр Петрович Сумароков. Он стремился писать басни простым, разговорным языком, избегая подробностей в пересказе, воссоздавая живые картинки нравов, грубовато-правдоподобный быт.

Позже самую широкую известность получили басни созданные И.А.Крыловым.

И.А. Крыловым.

Так кто же он родоначальник русской басни?

3. Повторение теории литературы.

- Дайте понятие басни, аллегории, морали, эзопов язык.

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Эзопов язык — язык иносказаний.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение подготовленного ученика об А.П.Сумарокове.

Александр Петрович Сумороков родился в Москве в известной дворянской семье. До 15 лет обучался и воспитывался дома. В 1732–1740 г. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи.

Александр Петрович Сумароков был известным русским литератором XVIII века: его трагедии пользовались большой популярностью и многократно разыгрывались в театрах, его стихи заучивали наизусть. Директор Российского театра, издатель журнала «Трудолюбивая пчела», какое-то время он являлся влиятельным лицом в петербургском обществе.

Но наибольшей популярностью у современников пользовались басни Сумарокова. Он охотно писал в этом жанре в течение почти всей своей творческой жизни (им создано около 400 басен) и выступил здесь подлинным новатором. Писатель сумел придать басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил в них против многих общественных пороков и людских недостатков.

2. Особенности басен А.П.Сумарокова. (запись в тетради)

1. Первый в русской литературе начал писать басни в стихотворной форме.

2. Смело вводил в басни народные выражения. пословицы.

3. "Склад басни должен быть шутлив.

4. Обращался к сюжетам народных анекдотов.

5. Резкость сатирических красок.

Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, против пороков я писать не перестану..."

3. Выразительное чтение или инсценировка басен А.П.Сумарокова.

4. Чтение и анализ басни А.П.Сумарокова "Ворона и лиса".

И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела.

Увидела Лиса во рту у ней кусок
И думает она: «Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».

«Здорово, — говорит Лисица, —
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее стократ твои павлиньих перья!»

(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).
«О, если бы еще умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!»
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
«А сыру, — думает, — и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»

Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту, — Лисице на обед.


- В чем же особенность этой басни?


1. Стихотворный текст.

2. Намек на мораль.

3. Много глаголов.

4. Много сравнений.

5. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

6. Устойчивые выражения.

III. Самостоятельная работа.

1. Дайте понятия "басня", "мораль", "аллегория", "эзопов язык"

2. Выберите одну басню А.П.Сумарокова и определите:

  • В чем заключается мораль басни?

  • В чем иносказательный смысл басни?

  • Какие пороки высмеивает автор?

  • Какие выразительные средства использует для этого?

  • Как показаны герои?


Домашнее задание: Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!