Основоположник русской басни А.П.Сумароков.
Басни
Цель:
-
знакомство с биографией и творчеством А.П.Сумарокова.
-
углубить представление о жанре басни;
-
повторить теорию литературы (понятия "басня", "мораль", "эзопов язык", "аллегория".
-
формировать навыки выразительного чтения (инсценирования), лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении;
-
формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
Эпиграф.
Басни не так просты, как кажутся:
В них учиться можно даже и у животного.
Голая мораль наводит тоску,
А рассказ поможет и урок принять.
Наша уловка — поучать, услаждая;
А рассказывать просто так — не стоит труда.
Лафонтен
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач, работа с эпиграфом урока.
- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Узнаем, откуда берет корни басня и кто прославился в этом жанре. А также познакомимся более подробно с басенным творчеством А.П.Сумарокова.
Но сначала вспомним, что такое басня.
2. Вступительное слово.
- Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?
Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в VI веке до н.э. Имя легендарного раба-мудреца навсегда закрепилось за басенным жанром. Все свои басни греки и
римляне называли «баснями Эзопа». Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто.
В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном. Русская литература обратилась к этому жанру в 18 веке. Утвердил его Александр Петрович Сумароков. Он стремился писать басни простым, разговорным языком, избегая подробностей в пересказе, воссоздавая живые картинки нравов, грубовато-правдоподобный быт.
Позже самую широкую известность получили басни созданные И.А.Крыловым.
И.А. Крыловым.
Так кто же он родоначальник русской басни?
3. Повторение теории литературы.
- Дайте понятие басни, аллегории, морали, эзопов язык.
Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.
Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Эзопов язык — язык иносказаний.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение подготовленного ученика об А.П.Сумарокове.
Александр Петрович Сумороков родился в Москве в известной дворянской семье. До 15 лет обучался и воспитывался дома. В 1732–1740 г. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи.
Александр Петрович Сумароков был известным русским литератором XVIII века: его трагедии пользовались большой популярностью и многократно разыгрывались в театрах, его стихи заучивали наизусть. Директор Российского театра, издатель журнала «Трудолюбивая пчела», какое-то время он являлся влиятельным лицом в петербургском обществе.
Но наибольшей популярностью у современников пользовались басни Сумарокова. Он охотно писал в этом жанре в течение почти всей своей творческой жизни (им создано около 400 басен) и выступил здесь подлинным новатором. Писатель сумел придать басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил в них против многих общественных пороков и людских недостатков.
2. Особенности басен А.П.Сумарокова. (запись в тетради)
1. Первый в русской литературе начал писать басни в стихотворной форме.
2. Смело вводил в басни народные выражения. пословицы.
3. "Склад басни должен быть шутлив.
4. Обращался к сюжетам народных анекдотов.
5. Резкость сатирических красок.
Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, против пороков я писать не перестану..."
3. Выразительное чтение или инсценировка басен А.П.Сумарокова.
4. Чтение и анализ басни А.П.Сумарокова "Ворона и лиса".
И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок
И думает она: «Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».
«Здорово, — говорит Лисица, —
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее стократ твои павлиньих перья!»
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).
«О, если бы еще умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!»
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
«А сыру, — думает, — и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту, — Лисице на обед.
- В чем же особенность этой басни?
1. Стихотворный текст.
2. Намек на мораль.
3. Много глаголов.
4. Много сравнений.
5. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. Устойчивые выражения.
III. Самостоятельная работа.
1. Дайте понятия "басня", "мораль", "аллегория", "эзопов язык"
2. Выберите одну басню А.П.Сумарокова и определите:
-
В чем заключается мораль басни?
-
В чем иносказательный смысл басни?
-
Какие пороки высмеивает автор?
-
Какие выразительные средства использует для этого?
-
Как показаны герои?
Домашнее задание: Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки).