Р
абочая тетрадь по информатике
«Основы алгоритмизации»
9 класс
Алгоритм и его свойства
Алгоритм – четкое описание последовательности действий
Носители алгоритмов
Исполнители
Формы представления
инструкции
рекомендации
Устройство управления
инструменты
словесный
Блок-схема
Таблица решений
Приведите примеры
Приведите примеры
Э
Составление алгоритма
Составьте алгоритм для решения задачи.
По заданным сторонам прямоугольника a и b найти его площадь S.
Определим, сколько действий необходимо выполнить для решения задачи:
-
задать длину a
-
задать ширину b
-
вычислить S=ab
-
сообщить результат
тапы решения задач
Математическая постановка задачи
Определение метода решения
Перевод алгоритма в программу
Тестирование и отладка программы
Анализ полученных результатов
Свойства алгоритмов
Допишите пропущенные слова
Свойство | Определение |
Дискретность | Это свойство состоит в том, что алгоритм… |
Определенность | Это свойство состоит в том, что каждое действие алгоритма… |
Конечность | Это свойство состоит в том, что алгоритм… |
Массовость | Это свойство состоит в том, что алгоритм должен быть применим… |
Формальность | Это свойство позволяет исполнителю… |
Правильность | Алгоритм называется правильным, если его выполнение… |
Понятность | Это свойство состоит в том, что каждая команда алгоритма… |
Домашнее задание.
-
Дай определение алгоритма.
-
Как можно представить исполнителя алгоритмов?
-
Какими способами можно представить алгоритм?
-
Сколько свойств алгоритма ты знаешь?
-
Дай определение каждому свойству.
-
Составь словесный алгоритм деления отрезка пополам с помощью циркуля и линейки.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Блок-схема алгоритма
Блок-схемой алгоритма называется наглядное графическое изображение структуры алгоритма, когда отдельные действия алгоритма изображаются при помощи различных геометрических фигур, а связи между этапами указываются при помощи стрелок, соединяющих эти фигуры.
Выполнение операции
В
ыбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых переменных условий
ввод / вывод данных
н
ачало и конец алгоритма
Переменная – это область памяти, в которой может хранится определенное значение. Интерфейс программы «Конструктор блок-схем»
Запуск программы осуществляется двумя путями:
-
П
уск → Программы → Flowcharts → Редактор блок-схем
-
Щелчком по ярлыку на Рабочем столе.
В
нешний вид программы выглядит так:
Рабочая область
Заполните таблицу:
Руководство по работе с программой «Конструктор блок-схем»
Действие | Обозначение на схеме | Окно свойств оператора | Примечание |
Начало алгоритма | | | |
Ввод данных | | | С помощью блока ввода данных можно задать значение только одной переменной |
Вычисление значения | | | |
Вывод результата | | | |
Проверка условия | | | |
Конец алгоритма | | | |
Для изменения свойств блока нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по блоку и выбрать нужное свойство.
В диалоговом окне ввести нужное свойство.
Или можно было дважды щелкнуть по блоку и использовать иное поле ввода.
Добавление стрелочки
Для изменения положения стрелочки используйте узлы, которые подсвечиваются, когда стрелочка выделена.
Знаки арифметических операций
+ сложение
- вычитание
* умножение
/ деление
математические функции:
Sqr() возведение в квадрат
Sqrt() извлечение корня квадратного
х mod y – остаток от деления
Правила записи арифметических выражений
-
Целая часть от дроби отделяется точкой, например 3.14
- Если нет скобок, то порядок выполнения действий такой:
Возведение в степень
Умножение, деление
Сложение, вычитание
-
Скобки меняют порядок выполнения операций
-
Выражение должно быть записано в одну строку, например
Записывается как 17.0/(3.5+4.0)
Задание. Проставьте недостающие скобки и знаки арифметических операций и заполните таблицу ответов.
3 x + 7 x - 2
1.
3 x + 1 4 x +2
2.
3 sqr x – 5 x + 1 5 - x
3.
x sqrt 5 – 3 x
4.
№ задания Значение х | 1 | 2 | 3 | 4 |
-2 | | | | |
-1 | | | | |
0 | | | | |
4 | | | | |
8 | | | | |
Домашнее задание
-
Дайте определение блок-схемы алгоритма.
-
Какие блоки вам известны и для чего они предназначены?
-
Сколько переменных можно задать в блоке ввода данных?
-
Как осуществляется вычисление значения переменной?
-
Какие правила выполнения арифметических операций вам известны?
-
Запишите на языке «Конструктора блок-схем» следующие выражения и вычислите результат
1.
2.
a=10, b=5
a=15, d=5
Линейная структура алгоритмов Линейным называется такой алгоритм, все действия которого выполняются однократно и последовательно один за другим.
Пример. Составить блок-схему для решения задачи. Дан радиус окружности R. Вычислить длину окружности L и площадь круга S.
Задание 1. По двум заданным вещественным числам вычислить коэффициенты приведенного квадратного уравнения, корнями которого являются эти числа. Заполните шаблон блок-схемы, вписав пропущенные блоки.
№ п/п | x1 | x2 | p | q |
1 | 2 | 1 | -3 | 2 |
2 | 6 | -2 | -4 | -12 |
3 | -3 | 4 | -1 | -12 |
Задание 2. Какое значение получит переменная а после выполнения следующего алгоритма?
a=
Домашнее задание
-
Что такое линейный алгоритм?
-
Какими способами можно задать значение переменной?
-
Сколько переменных можно задать в блоке ввода данных?
-
Что означает запись команды: а: = а + 3
-
Что такое отладка блок-схемы?
Задачи для самостоятельного выполнения.
Составьте блок-схемы для решения следующих задач:
-
Дана площадь S квадрата. Вычислить длину стороны а и длину диагонали d.
-
В прямоугольном треугольнике заданы два катета а и b. Найти гипотенузу с и площадь S.
-
Дан периметр прямоугольника Р и длина стороны а. Найти вторую сторону.
-
Дана диагональ квадрата d. Найти его сторону и площадь.
-
По известному периметру Р равностороннего треугольника определить его площадь S.
-
По известным диагоналям ромба D1 и D2 найти его периметр Р.
-
Даны стороны прямоугольника А и В. Найти его периметр Р, площадь S и диагональ D.
-
Дана длина окружности L. Найти радиус и площадь.
-
Дана длина диагонали d и длина одной стороны а прямоугольника. Найти его периметр Р и площадь S.
-
* Для заданного х вычислить y по формуле
y=1-х+2,5х2+х3
При этом:
-
операцию возведения в степень использовать запрещено;
-
в одном операторе присваивания можно использовать не более одной арифметической операции (сложение, умножение, вычитание);
-
в блок-схеме может быть использовано не более пяти операторов присваивания.
Разветвляющаяся структура алгоритмов.
Разветвление (ветвление, развилка) – это такая структура организации действий в алгоритме, когда в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Имеется две формы ветвлений – полная, имеющая две ветви и неполная, имеющая одну ветвь. В каждой из них указывается условие, которое надо проверять, и наборы действий, которые надо исполнять при выполнении или невыполнении условия. Ясно, что проверка условия должна быть допустимым действием исполнителя.
Неполная форма, обход
Пример 1. Составить блок-схему для решения задачи. Дано число Х. Увеличить его на 10, если оно положительное, во всех остальных случаях уменьшить его на 10.
Пример 2 . Составить блок-схему для решения задачи. Дано число Х. Увеличить его на 5, если оно положительное
З адание 1. Заданы три числа a, b,c. Известно, что два равны между собой, а третье отлично от них. Найти число, отличающееся от двух других. Заполните шаблон блок-схемы.
да
нет
нет
да
З адание 2. Какое значение получит переменная а после выполнения следующего алгоритма?
-
x= 1, y=1, z=
-
x=-1, y=1, z=
-
x=1, y=-1,z=
Задачи для самостоятельного выполнения..
Составьте блок-схемы для решения следующих задач:
-
Даны два числа a и b. Удвоить меньшее из них.
-
Даны радиус круга R и сторона квадрата a. Определить у какой фигуры площадь больше.
-
Даны координаты точки (x,y). Определить, пройдет ли через нее график функции y = 5x.
-
Даны два числа a и b. Наименьшее из них возвести в квадрат, наибольшее – в куб и найти среднее арифметическое полученных значений.
-
Даны две точки в плоской прямоугольной системе координат. Определить, какая из них находится ближе к началу координат.
-
Даны площадь круга S1 и площадь квадрата S2. Определить, поместится ли круг в квадрате.
-
Даны площадь круга S1 и площадь квадрата S2. Определить, поместится ли квадрат в круге.
-
Даны координаты двух точек в плоской прямоугольной системе координат. Определить, какая из точек находится ближе к началу координат.
-
Вычислить значение функции.
4, если х – 1
Y =
3, если х – 1 0
-
Даны целые числа X и N. Определить, является ли число N делителем числа X. Для решения данной задачи воспользуйтесь функцией x mod y.
Составные условия в алгоритмах
Задание. На числовой оси отметьте две точки х и у. Причем точка х должна принадлежать промежутку [a, b], а точка у лежать вне этого промежутка.
0
a
b
Составными называются такие условия, которые могут быть получены путем объединения простых условий союзами и (and) и или (or)
Пример. Составить блок-схему для решения задачи. Даны координаты точки (x, y). Определить, принадлежит ли эта точка кольцу с центром в начале координат, внутренним радиусом R и внешним радиусом r.
Задачи для самостоятельного выполнения.
Составьте блок-схемы для решения следующих задач:
-
Заданы координаты двух точек. Определить, лежат ли они на одной окружности с центром в начале координат.
-
Проверить, можно ли построить треугольник из отрезков с длинами x, y, z и, если можно, то какой – остроугольный, прямоугольный или тупоугольный.
-
Даны координаты точки (x, y). Определить, принадлежит ли она части плоскости, лежащей между прямыми x=m и x=n (mn).
-
Даны два угла треугольника. Определить, какой это треугольник (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный).
-
Определите номер квадранта, в котором находится точка с заданными координатами (x, y).
Циклические алгоритмы Цикл. Циклическим алгоритмом называется такой алгоритм, операторы которого выполняются многократно при изменяющихся значениях аргумента.
Тело цикла – та последовательность действий. Которая выполняется многократно.
Начальные присваивания – задание начальных значений тем переменным, которые используются в теле цикла.
Пример1. Составить блок-схему для решения задачи Дано натуральное N. Выяснить, сколько цифр оно содержит.
Примечание. Мы не знаем, какое будет задаваться число. Определять количество цифр в нем будем делением на 10 до тех пор, пока остаток от деления не станет меньше 1-цы.
да
нет
Пример 2. Составить блок-схему для решения задачи Ученик в первый день занятий выучил 5 английских слов. В каждый последующий день он выучивал на 2 слова больше, чем в предыдущий. Через сколько дней ученик будет знать 250 английских слов?
Примечание. Будем считать дни, пока суммарное количество выученных слов не станет равным 250.
Пример 3. Составить блок-схему для решения задачи. Сосчитать сумму всех двузначных чисел.
З десь можно применить цикл с параметром, так как известны начальное и конечное значения параметра цикла.
Задание 1. Найти значение суммы S=1 + 1/2 + 1/3 + 1/4 + …. + 1/n. Заполните шаблон блок-схемы.
№ | n | s |
1 | 5 | 2.283 |
2 | 8 | 2.718 |
3 | 12 | 3.318 |
Таблица результатов
Задачи для самостоятельного выполнения.
Составьте блок-схемы для решения следующих задач:
-
Найти сумму и произведение всех целых чисел от1 до 20.
-
В кинотеатре 30 рядов кресел. В первом ряду 20 кресел, в каждом последующем на 2 кресла больше, чем в предыдущем. Сколько мест в зрительном зале?
-
Не пользуясь операцией возведения в степень, возвести число А в степень N.
-
Вывести на экран таблицу значений функции y = x2 при изменении х в интервале [-10; 10] с шагом Н=1.
-
Вычислить S=m(m+1)(m+2)…(m+n), где m, n – заданные числа.
-
Одноклеточная амеба каждые три часа делится на 2 клетки. Определить, сколько будет амеб через 3, 6, ,9,…., 24 часа.
-
В задаче № 6 определить, через сколько часов будет 512 амеб?
-
В первый час работы рабочий изготавливает 25 деталей, за каждый последующий час на 3 детали больше, чем за предыдущий. Подсчитать, сколько рабочий изготовит деталей за 8 часов работы.
-
Ученик в первый день занятий выучил 5 английских слов. В каждый последующий день он выучивал на 2 слова больше, чем в предыдущий. Сколько английских слов выучит ученик в 10-й день занятий?
-
В задаче № 9 определить, через сколько дней ученик будет знать 250 английских слов.
-
В текущем месяце бригада в каждый последующий день работы выпускала на три изделия больше, чем в предыдущий. В первый день было выпущено 42 изделия, что составило 67 % дневной нормы. В месяце 26 рабочих дней. Сумеет ли бригада выполнить месячную норму?
-
Царевна-лягушка съедает ежедневно на 20 % комаров больше, чем в предыдущий день, и еще 2 комара. Написать программу, определяющую, через сколько дней количество съеденных комаров превысит 100, если в первый день было съедено 12 комаров.
-
Начав тренировки, спортсмен в первый день занятий пробежал 10 км. Каждый последующий день он увеличивал норму на 10% от нормы предыдущего дня. Определить, сколько километров пробежит спортсмен на 10 день занятий.
-
*У гусей и кроликов вместе 64 лапы. Сколько могло бы быть кроликов и гусей (указать все возможные сочетания).
-
По блок-схеме алгоритма восстановите условие задачи.
Задания для самостоятельного выполнения.
Вариант 1.
-
Вместо многоточия вставить соответствующие высказывания.
«Свойство . . . алгоритма означает, что при всех допустимых данных исполнение алгоритма обязательно должно . . . »
-
Дискретности, завершиться получением результата;
-
Определённости, завершиться определённым результатом;
-
Результативности, завершиться получением результата;
-
Какие значения получат переменные “X” и “Y” после выполнения следующего алгоритма:
-
X = 3, Y = - 10
-
X = 5, Y = - 6
-
X = - 12, Y = - 6
-
X = - 20, Y = - 10
-
Нет верного ответа.
Вариант 2.
-
Выберите наиболее верное утверждение с точки зрения информатики: «Команда 2X=3Y+5 означает …»
-
Равенство «2Х» выражению «3Y+5»;
-
Ошибочно записанную команду;
-
Присвоение переменной «2Х» значения «3Y+5»;
-
Нет верного ответа.
-
Какое условие пропущено в данном алгоритме, если в результате его работы на экран выведено значение у = - 8
-
а – b
-
a – b
-
a - 12
-
a – b
-
нет верного ответа
Вариант 3.
-
Какое свойство алгоритма нарушено в следующем алгоритме вычисления периметра произвольного треугольника:
-
Вычислить Р=3+7+5;
-
Записать результат в тетрадь.
-
результативности;
-
определённости;
-
понятности;
-
массовости;
-
нет верного ответа.
-
Укажите величину шага С при условии, что цикл выполняется 6 раз.
-
С = 2
-
С = 3
-
С = 1,8
-
Верны ответы 1 и 3
-
Нет верного ответа
Вариант 4.
-
Вместо многоточия вставить соответствующие высказывания.
«Свойство . . . алгоритма означает, что каждая команда должна . . . »
-
Массовости, быть понятна исполнителю;
-
Понятности, быть однозначно понята исполнителем;
-
Дискретности, заканчиваться результатом;
-
Понятности, входить в систему команд исполнителя;
-
Нет верного ответа.
-
К акие значения получат переменные “C” и “D” после выполнения следующего алгоритма:
-
C = - 9, D = 3
-
C = 12, D = 3
-
C = - 18, D = 15
-
C = - 3, D = 15
-
Нет верного ответа
Вариант 5.
-
Выберите наиболее верное утверждение с точки зрения информатики: «Команда А=А+3 означает …»
-
Равенство «А» выражению «А+3»;
-
Ошибочно записанную команду;
-
Увеличение содержимого ячейки «А» на 3;
-
Нет верного ответа.
-
Какое условие пропущено в данном алгоритме, если в результате его работы на экран выведено значение Z = - 8
-
X
-
X – Y
-
X – Y
-
X + 14
-
нет верного ответа
Вариант 6.
-
Какое свойство нарушено в следующем алгоритме постройки дома (исполнитель – человек):
-
Построить стены;
-
Построить крышу;
-
Заложить фундамент;
-
Вставить окна;
-
Установить двери.
-
Понятности;
-
Правильности;
-
Однозначности;
-
Дискретности;
-
Нет верного ответа.
-
Укажите такое целое значение «К» при котором цикл выполняется 5 раз.
Вариант 7.
-
Вместо многоточия вставить соответствующие высказывания.
«Свойство . . . алгоритма означает, что исполнитель должен . . . »
-
Однозначности, выполнить алгоритм с заданной точностью;
-
Понятности, уметь принимать самостоятельные решения;
-
Понятности, понимать каждую команду алгоритма;
-
Определённости, на каждом шаге знать какую команду выполнять следующей;
-
Нет верного ответа.
-
Какие значения получат переменные “А” и “В” после выполнения следующего алгоритма:
1) A = - 12, B = 2
2) A = 0, B = 2
3) A = - 12, B = 20
4) A = 8, B = 20
5) Нет верного ответа.
Ответить на вопросы
-
Для решения какой задачи используется алгоритм, схема которого приведена на рисунке1:
-
Переменная М принимает значение противоположное по знаку переменной К –
Если К0, если К0, то М
-
Поиска максимального из трех чисел
-
Поиска минимального из трех чисел
-
Переменная М принимает значение соответствующее по знаку переменной К –
Если К0, то М0.
Рисунок 1
-
Для решения какой задачи используется алгоритм, схема которого приведена на рисунке 2:
-
Нахождение среднего арифметического значения
-
Поиска максимального из трех чисел
-
Поиска минимального из трех чисел
-
Упорядочивания введённых чисел по возрастанию
-
Для другой задачи
Рисунок 2
30