Просмотр содержимого документа
««Основы черчения, графики и дизайна - на уроках технологии в 5-х классах (ФГОС)»»
«Основы черчения, графики и дизайна - на уроках технологии в 5-х классах (ФГОС)»
Учебник: И.А Сасова и др. «Технология: 5 класс» / М.: Вентана-Граф, 2014. Универсальная линия для мальчиков и девочек, «Алгоритм успеха».
С древнейших времен человечеству известен графический язык. Он состоит из разных графических примитивов: точек, линий, штрихов, кругов, знаков. На их основе возникли графические формы представления информации – рисунки, планы, чертежи, схемы, графики, диаграммы. Они применяются практически во всех сферах деятельности человека наряду с книгами, газетами, журналами. Каждый из нас способен прочитать простой чертеж какого-либо изделия, начертить технический рисунок, эскиз. Мы это ранее все изучали на уроках Черчения. В современном базисном плане обязательных предметов черчение выпадает, задача по формированию графической культуры ложится на Технологию, которая в рамках своей рабочей программы лишь знакомит с основами графической грамотности.
Так, в рабочей программы по Технологии (5 класс) согласно примерной программы по Технологии (5-9 класс) и материалу учебника И.А Сасовой для 5-х классов изучаются основные понятия черчения и графики: чертеж, эскиз, технический рисунок, масштаб, типы линий. Материал представленный в учебнике естественно плохо усваивается 5-ти классниками, так как понятийный запас у них довольно ограничен, как и недостаточно развитые практико-графические приемы работы, да и математические знания начальной школы не позволяют им до конца разобраться в нюансах этих понятий, несмотря на иллюстративный материал. Даже вычерчивание рамки и основной надписи у ребят вызывает затруднения из-за низкого навыка работы с чертежными инструментами, а именно размерных характеристик линейки. Учащиеся допускают массу ошибок.
Конечно, возможно в будущем им и не надо уметь вычерчивать ни рамку, ни основную надпись, за них это сделают современные графические прикладные программы, но что же тогда еще давать? Методы проецирование и построение видов?
Увы, этот материал еще сложнее для понимания 5-ти классника, нежели чем практическая работа «Оформление чертежа». Поэтому хочется, чтобы в учебниках технологии предусматривался материал по черчению соответственно уровню возраста обучающихся, а пока формирование графической культуры в нашей школе идет мелкими шажками от простого к сложному.
Практическая работа «Оформление чертежа» используется ребятами в индивидуальном творческом проекте в качестве технической документации в пояснительной записке(проекте) по Технологии. Как пойдет дальнейшее обучение графической грамотности покажет время, пока к сожаленью остается не мало вопросов.
Учитель технологии и ИВТ – Басурманова О.Л.