СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы девиантного и аддиктивного поведения. Современные аддикции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть полезна классным руководителям, социальным педагогам, педагогам-психологам, заместителям диеркторов. В этой работе дается определения отклоняющегося поведения. Особое внимание уделено аддиктивному (зависимому) поведению и современным аддикциям: зацепингу, руфингу и скайуогингу, диггерству и сталкерству, акростриту и паркуру, планкингу. Немалая часть презентации посвящена зависимости от виртуальных реальностей: социальных сетей, компьютерных игр, опасных челленджей, блогерства.

Просмотр содержимого документа
«Основы девиантного и аддиктивного поведения. Современные аддикции»

Основы девиантного и аддиктивного поведения. Современные аддикции. Теория и методика профилактики Подготовила: Е.С.Брагунец, социальный педагог МБОУ Школы № 7 г.Сарова   21.01.2022

Основы девиантного и аддиктивного поведения. Современные аддикции. Теория и методика профилактики

Подготовила:

Е.С.Брагунец, социальный педагог МБОУ Школы № 7 г.Сарова

21.01.2022

Определения Девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Отклонения от нормы может быть как в «негативную» сторону (патологичные отклонения), так и в «позитивную» (сверхразвитые способности, чрезмерный альтруизм, аскетизм и др.) Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Определения

  • Девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Отклонения от нормы может быть как в «негативную» сторону (патологичные отклонения), так и в «позитивную» (сверхразвитые способности, чрезмерный альтруизм, аскетизм и др.)
  • Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Девиантное поведение Деструктивное поведение - это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом. В узком смысле – нежелательное для общества поведение. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В широком смысле - все отклонения от норм: «позитивные и негативные»

Девиантное поведение

  • Деструктивное поведение - это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.

В узком смысле – нежелательное

для общества поведение.

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В широком смысле - все отклонения от норм: «позитивные и негативные»

Признаки деструктивного поведения отклонение от норм общественного развития (расхождение между индивидуальной линией развития индивида или группы и доминирующими ценностями/тенденциями общественной жизни); дестабилизация и деструктивность (наличие объективного ущерба, страдания от данного поведения или его последствий на нескольких уровнях: организма, личности, ближайшего окружения и на макросоциальном уровне); негативная социальная оценка и наказуемость (негативная общественная оценка данного расхождения как социально нежелательного и стремление социума контролировать, устранять нежелательные проявления в поведении индивидов); компенсаторность (компенсация деструктивными поведенческими актами имеющегося личностного неблагополучия и социальной дезадаптации); специфичность (выраженность в деструктивном поведении индивидуального и половозрастного своеобразия).

Признаки деструктивного поведения

  • отклонение от норм общественного развития (расхождение между индивидуальной линией развития индивида или группы и доминирующими ценностями/тенденциями общественной жизни);
  • дестабилизация и деструктивность (наличие объективного ущерба, страдания от данного поведения или его последствий на нескольких уровнях: организма, личности, ближайшего окружения и на макросоциальном уровне);
  • негативная социальная оценка и наказуемость (негативная общественная оценка данного расхождения как социально нежелательного и стремление социума контролировать, устранять нежелательные проявления в поведении индивидов);
  • компенсаторность (компенсация деструктивными поведенческими актами имеющегося личностного неблагополучия и социальной дезадаптации);
  • специфичность (выраженность в деструктивном поведении индивидуального и половозрастного своеобразия).
Не поддаются значительному изменению Поддаются значительному изменению Причины деструктивного поведения СРЕДОВЫЕ ПРИЧИНЫ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ Факторы внешней природной среды Персональные биологические факторы Факторы социальной среды Персональные психологические факторы

Не поддаются значительному изменению

Поддаются значительному изменению

Причины деструктивного поведения

СРЕДОВЫЕ ПРИЧИНЫ

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

Факторы внешней природной среды

Персональные биологические факторы

Факторы социальной среды

Персональные психологические факторы

Психологические причины деструктивного поведения Конституционально-биологический уровень (темперамент, задатки): ригидность, возбудимость, импульсивность; низкая выносливость и работоспособность; чрезмерная/недостаточная активность; органические и функциональные нарушения ЦНС; расстройства психики Не поддаются изменению Социоиндивидный уровень (характер, способности): эгоцентрическая фиксация, коммуникативные дефициты, аутичность; акцентуации характера, внутриличностные конфликты, эмоциональные нарушения; дезадаптивные копинг-стратегии, неэффективная саморегуляция Поддаются некоторому изменению Личностно-рефлексивный уровень (мотивационно-потребностная, ценностно-смысловая сферы): девиантные ценности, нарушения нормативно-правового и морального сознания; несформированность позитивных интересов, учебной мотивации; неразвитость временной перспективы; нарушения самооценки Поддаются значительному изменению

Психологические причины деструктивного поведения

Конституционально-биологический уровень (темперамент, задатки):

ригидность, возбудимость, импульсивность; низкая выносливость и работоспособность; чрезмерная/недостаточная активность; органические и функциональные нарушения ЦНС; расстройства психики

Не поддаются изменению

Социоиндивидный уровень (характер, способности):

эгоцентрическая фиксация, коммуникативные дефициты, аутичность; акцентуации характера, внутриличностные конфликты, эмоциональные нарушения; дезадаптивные копинг-стратегии, неэффективная саморегуляция

Поддаются некоторому изменению

Личностно-рефлексивный уровень

(мотивационно-потребностная, ценностно-смысловая сферы):

девиантные ценности, нарушения нормативно-правового и морального сознания;

несформированность позитивных интересов, учебной мотивации; неразвитость временной перспективы; нарушения самооценки

Поддаются значительному изменению

Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения Механизм массовой передачи деструктивного опыта под влиянием крупных социальных групп Механизм принятия человеком модели деструктивного поведения под давлением авторитетных людей или личностно значимой группы Механизм закрепления деструктивности через получение физического и психического удовлетворения от акта деструктивного поведения Механизм закрепления деструктивности через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний «Оппозиционный» механизм, заключающийся в осознанном противостоянии социальной группе или социуму в целом Механизм стимулирования активности посредством деструктивного поведения Механизм осознанного самонаказания

Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения

Механизм массовой передачи деструктивного опыта под влиянием крупных социальных групп

Механизм принятия человеком модели деструктивного поведения под давлением авторитетных людей или личностно значимой группы

Механизм закрепления деструктивности через получение физического и психического удовлетворения от акта деструктивного поведения

Механизм закрепления деструктивности через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний

«Оппозиционный» механизм, заключающийся в осознанном противостоянии социальной группе или социуму в целом

Механизм стимулирования активности посредством деструктивного поведения

Механизм осознанного самонаказания

Виды деструктивного поведения Делинквентное (противоправное) Отклоняющееся Криминальное (преступное) Аддиктивное поведение Суицидальное поведение Социально-паразитарное поведение Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение Отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности Отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации

Виды деструктивного поведения

Делинквентное (противоправное)

Отклоняющееся

Криминальное (преступное)

Аддиктивное поведение

Суицидальное поведение

Социально-паразитарное поведение

Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение

Отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности

Отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации

Определения Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции (зависимости).

Определения

  • Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции (зависимости).
Маркеры зависимости Поведенческие маркеры аддикта: агрессивное противостояние лицам, пытающимся избавить или отвлечь от зависимости; нежелание прервать аддиктивную реализацию даже на некоторое время; пренебрежение домашними делами, учебой или обязанностями; пренебрежение собственным здоровьем; дестабилизация отношений с близкими, потеря прежнего круга общения из-за поглощенности аддикцией. К психологическим симптомам относятся: хорошее самочувствие или эйфория в момент аддиктивной реализации; ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне аддиктивной реализации; примитивизация духовно-нравственной сферы и упрощение мотивационной сферы.

Маркеры зависимости

  • Поведенческие маркеры аддикта: агрессивное противостояние лицам, пытающимся избавить или отвлечь от зависимости; нежелание прервать аддиктивную реализацию даже на некоторое время; пренебрежение домашними делами, учебой или обязанностями; пренебрежение собственным здоровьем; дестабилизация отношений с близкими, потеря прежнего круга общения из-за поглощенности аддикцией.
  • К психологическим симптомам относятся: хорошее самочувствие или эйфория в момент аддиктивной реализации; ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне аддиктивной реализации; примитивизация духовно-нравственной сферы и упрощение мотивационной сферы.
Маркеры зависимости Физиологические симптомы специфичны для каждой формы аддиктивного поведения. Например, в случае нехимической аддикции в форме зависимости от виртуальной реальности наблюдаются: туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц (синдром карпального канала); нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; нарушения режимов сна и бодрствования; мигренеподобные головные боли и боли в спине, заболевания глаз; при длительной аддикции возможны депрессивные расстройства, в том числе с суицидальными тенденциями. В случае химических зависимостей (алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании) симптоматика связана с воздействием употребляемого вещества. Аддиктивное поведение имеет динамику: стадия легкой зависимости (или увлеченности); стадия психологической зависимости; стадия непреодолимой зависимости с абстиненцией.

Маркеры зависимости

  • Физиологические симптомы специфичны для каждой формы аддиктивного поведения. Например, в случае нехимической аддикции в форме зависимости от виртуальной реальности наблюдаются: туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц (синдром карпального канала); нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; нарушения режимов сна и бодрствования; мигренеподобные головные боли и боли в спине, заболевания глаз; при длительной аддикции возможны депрессивные расстройства, в том числе с суицидальными тенденциями. В случае химических зависимостей (алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании) симптоматика связана с воздействием употребляемого вещества.
  • Аддиктивное поведение имеет динамику: стадия легкой зависимости (или увлеченности); стадия психологической зависимости; стадия непреодолимой зависимости с абстиненцией.
Виды аддиктивного поведения Не химические Биохимические Химические Гэмблинг (зависимость от азартных игр) Анорексия Курение Зависимость от риска и экстремальных увлечений (обычно на стыке с отклонениями в самореализации: руферство, стритрейсинг, зацеперство и др.) Булимия Алкоголизм Токсикомания Зависимость от диет Фанатизм и аддикции от деструктивных групп (псевдорелигиозных объединений, сект; псевдопсихологических курсов и др.) Наркомания Социально не отторгаемые зависимости (ущерб обществу минимален, имеется ущерб лишь для индивида и ближайшего окружения: трудоголизм, ониомания, спортивная аддикция, любовная аддикция, ургентная аддикция и др.) Лекарственная зависимость Зависимость от виртуальной реальности (от социальных сетей, от игр; вредоносная виртуальная активность и др.)

Виды аддиктивного поведения

Не химические

Биохимические

Химические

Гэмблинг (зависимость от азартных игр)

Анорексия

Курение

Зависимость от риска и экстремальных увлечений (обычно

на стыке с отклонениями в самореализации: руферство,

стритрейсинг, зацеперство и др.)

Булимия

Алкоголизм

Токсикомания

Зависимость от диет

Фанатизм и аддикции от деструктивных групп

(псевдорелигиозных объединений, сект;

псевдопсихологических курсов и др.)

Наркомания

Социально не отторгаемые зависимости (ущерб обществу минимален, имеется ущерб лишь для индивида и ближайшего окружения: трудоголизм, ониомания, спортивная аддикция, любовная аддикция, ургентная аддикция и др.)

Лекарственная зависимость

Зависимость от виртуальной реальности (от социальных сетей, от игр; вредоносная виртуальная активность и др.)

Зависимость от риска и экстремальных увлечений Рискованное поведение активно развивается в различных формах экстремальных увлечений детей и молодежи. Виды: Зацепинг Руфинг и скайуокинг Диггерство и сталкерство Опасные видео и селфи Акрострит и паркур, планкинг «Собачий кайф» или «седьмое небо»

Зависимость от риска и экстремальных увлечений

Рискованное поведение активно развивается в различных формах экстремальных увлечений детей и молодежи.

Виды:

  • Зацепинг
  • Руфинг и скайуокинг
  • Диггерство и сталкерство
  • Опасные видео и селфи
  • Акрострит и паркур, планкинг
  • «Собачий кайф» или «седьмое небо»
Причины появления рискованного поведения Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками и различные увлечения, которые обуславливают поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни». Подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей более старшего возраста приводят к рискованному поведению. Подростки рискуют, потому что экспериментируют, самоутверждаются и исследуют.

Причины появления рискованного поведения

Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками и различные увлечения, которые обуславливают поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни».

Подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей более старшего возраста приводят к рискованному поведению.

Подростки рискуют, потому что экспериментируют, самоутверждаются и исследуют.

Зацепинг Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Фронт-зацеп – это езда спереди, под носом машиниста, в слепой зоне. Классический зацеп – езда сзади транспортного средства. Руфрайд – езда на крыше поезда. Зацеперы объединяются в группы, общаются в социальных сетях и собираются группами для осуществления своих поездок под девизом «Кто круче, а кто – слабак». Несчастные случаи при зацепинге происходят по следующим причинам: – падение с поезда во время движения, в том числе под рельсы идущего состава; – столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей); – удар электрическим током при проезде на электрифицированных линиях, получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам

Зацепинг

  • Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.
  • Фронт-зацеп – это езда спереди, под носом машиниста, в слепой зоне.
  • Классический зацеп – езда сзади транспортного средства.
  • Руфрайд – езда на крыше поезда.

Зацеперы объединяются в группы, общаются в

социальных сетях и собираются группами для осуществления своих

поездок под девизом «Кто круче, а кто – слабак».

Несчастные случаи при зацепинге происходят по следующим

причинам:

– падение с поезда во время движения, в том числе под рельсы

идущего состава;

– столкновение с препятствиями по ходу движения (например,

платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей);

– удар электрическим током при проезде на электрифицированных

линиях,

  • получение тепловых ожогов при прикосновении

к нагретым тормозным резисторам

Руфинг и скайуокинг Руфинг (от англ. roof – «кровля», «крыша») – лазание по крышам высотных строений, небоскребов, радиовышек, многоэтажных жилых домов и т.п. Скайуокинг - покорение самых больших вершин без специального обмундирования. Скайуокеры тоже без ума от высоты. Название такого хобби переводится как «хождение по небу». Подростки залазят на высочайшие здания – небоскребы, мосты. На вершинах они делают фотографии и наслаждаются ощущением свободы. Желание поразить сверстников и ощущение полета заставляет молодых людей взбираться на высоты без страховки. О том, как это опасно, можно даже и не говорить.

Руфинг и скайуокинг

  • Руфинг (от англ. roof – «кровля», «крыша») – лазание по крышам высотных строений, небоскребов, радиовышек, многоэтажных жилых домов и т.п.
  • Скайуокинг - покорение самых больших вершин без специального обмундирования. Скайуокеры тоже без ума от высоты. Название такого хобби переводится как «хождение по небу». Подростки залазят на высочайшие здания – небоскребы, мосты. На вершинах они делают фотографии и наслаждаются ощущением свободы. Желание поразить сверстников и ощущение полета заставляет молодых людей взбираться на высоты без страховки. О том, как это опасно, можно даже и не говорить.
Диггерство и сталкерство Диггерство (от англ. digger – «копатель») – исследование подземных убежищ и других подземных объектов рукотворного происхождения. Диггеры особенно интересуются заброшенными подземными военными спецобъектами. Сталкерство – посещение заброшенных объектов, разновидность индустриального туризма. В этом контексте сталкер – тот, кто увлечен поиском и обследованием малоизвестных, нередко опасных для жизни мест и кто является проводником по таким местам. Диггерство и сталкерство относят к видам индустриального туризма. Очень часто это сопряжено с разного рода опасностями. Угрозу могут представлять, например, контактный рельс, обрушение конструкций, радиационные секторы.

Диггерство и сталкерство

  • Диггерство (от англ. digger – «копатель») – исследование подземных убежищ и других подземных объектов рукотворного происхождения.

Диггеры особенно интересуются заброшенными подземными военными спецобъектами.

  • Сталкерство – посещение заброшенных объектов, разновидность индустриального туризма. В этом контексте сталкер – тот, кто увлечен поиском и обследованием малоизвестных, нередко опасных для жизни мест и кто является проводником по таким местам.

Диггерство и сталкерство относят к видам индустриального туризма. Очень часто это сопряжено с разного рода опасностями. Угрозу могут представлять, например, контактный рельс, обрушение конструкций, радиационные секторы.

Опасные видео и селфи Опасное селфи и видео – фотографирование или видеосъемка себя, при которых выбор места или объекта для фотографии, видео связан с повышенной опасностью. Например, человек висит на строительном кране на одной руке, свешивается из окна и т. д. Такие снимки и короткие видео выкладываются в виртуальные социальные сети, но больше всего опасных селфи/видео в настоящее время содержится в TikTok.

Опасные видео и селфи

  • Опасное селфи и видео – фотографирование или видеосъемка себя, при которых выбор места или объекта для фотографии, видео связан с повышенной опасностью.

Например, человек висит на строительном кране на одной руке, свешивается из окна и т. д. Такие снимки и короткие видео выкладываются в виртуальные социальные сети, но больше всего опасных селфи/видео в настоящее время содержится в TikTok.

Одной из разновидностей съемок опасного видео является игра «Беги или умри». Суть заключается в том, что ребенок перебегает дорогу в минимальной близости от едущего автомобиля. В это время другой снимает все происходящее на телефон. После они выкладывают свои «подвиги» в специальные группы в соцсетях и даже получают за это баллы.

Одной из разновидностей съемок опасного видео является игра «Беги или умри». Суть

заключается в том, что ребенок перебегает дорогу в минимальной близости от едущего

автомобиля. В это время другой снимает все происходящее на телефон. После они выкладывают

свои «подвиги» в специальные группы в соцсетях и даже получают за это баллы.

Акрострит и паркур Это уличная акробатика, при которой выполняются сложные и опасные трюки: стойки на голове, прыжки с больших высот и пр. Это увлечение пришло в Россию из Англии, и сейчас занимает лидирующие позиции среди хобби подростков. Акрострит чем то схож с паркуром, но имеет небольшие отличия – тюки совершают на одном месте, а в паркуре дети постоянно двигаются и перемещаются. Людей, которых занимаются паркуром, называют трейсерами.

Акрострит и паркур

  • Это уличная акробатика, при которой выполняются сложные и опасные трюки: стойки на голове, прыжки с больших высот и пр. Это увлечение пришло в Россию из Англии, и сейчас занимает лидирующие позиции среди хобби подростков. Акрострит чем то схож с паркуром, но имеет небольшие отличия – тюки совершают на одном месте, а в паркуре дети постоянно двигаются и перемещаются. Людей, которых занимаются паркуром, называют трейсерами.
Планкинг Суть этого увлечения в том, что подросток ложится в необычных местах лицом вниз и его снимают на видео или делают фотографию. Родина планкинга – Англия, но в Россию пришло это увлечение из Австралии. Имеет и другие названия – «паркур для ленивых», «притворись мертвым». Нынешние планкеры ложатся на колени друзей, на скамейки или бордюры, на полы в торговых центрах и т. п. Несмотря на комичность увлечения, оно приводит к трагедии. Чтобы кадр получился эффектным, подростки выбирают опасные места – поручни в метро, выступающие элементы памятников, рельсы. Был случай, когда планкер расположился на балконном ограждении и на краю крыши. Такие увлечения могут закончиться плачевно.

Планкинг

  • Суть этого увлечения в том, что подросток ложится в необычных местах лицом вниз и его снимают на видео или делают фотографию. Родина планкинга – Англия, но в Россию пришло это увлечение из Австралии. Имеет и другие названия – «паркур для ленивых», «притворись мертвым». Нынешние планкеры ложатся на колени друзей, на скамейки или бордюры, на полы в торговых центрах и т. п. Несмотря на комичность увлечения, оно приводит к трагедии. Чтобы кадр получился эффектным, подростки выбирают опасные места – поручни в метро, выступающие элементы памятников, рельсы. Был случай, когда планкер расположился на балконном ограждении и на краю крыши. Такие увлечения могут закончиться плачевно.

«Собачий кайф» или «седьмое небо»

  • Это преднамеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу ребенка. Тем самым он получает кайф. «Собачий кайф» невозможно назвать зависимостью, но у этого увлечения есть сторонники. Многие подростки попрощались с жизнью из-за этого, а другие, выжившие, начали искать более смертоносные источники «опьянения». Расстраивает тот факт, что такое увлечение распространено не только среди учеников старших классов, но и начальных. Игра с жизнью и смертью встречается не только среди воспитанников интернатов, но и среди учеников элитных учебных заведений. Дети в возрасте 12-19 лет занимаются этим как поодиночке, так и в группах.
  • Суть несложная: сперва тинейджер начинает часто дышать (как собака) и из-за этого у него повышается давление. Затем он душит себя веревкой. Или это делают его друзья. После этого веревку убирают, и от этого к мозгу приливает кровь – у подростка начинается чувство легкости и наслаждения.
  • Понять, что подросток увлечен «собачьим кайфом», можно по его поведению или изменениям во внешнем виде – следам на шее, красным белкам глаз, необычным поступкам и жалобам на головную боль. А если среди личных вещей тинейджера обнаружатся веревки, платки на шею, поводки для собак – стоит забить тревогу!
Маркеры рискованного поведения сленг («залаз», «сходинг», «заброс», «пойдем дигать», «запал объекта» и т. п.); участие в группах и форумах, посвященных руфингу, диггерству, сталкингу, зацепингу или объектам, интересующим представителей перечисленных групп; размещение на страницах в виртуальных социальных сетях фотографий и видео, сделанных на крышах зданий, строительных кранах, в подземных сооружениях и т. п.; экшен-камера, с помощью которой ведется специфическая сьемка; грязь на одежде непонятного происхождения; наличие спецовки в гардеробе, специальных инструментов в рюкзаке (резиновые или строительные перчатки, разводной ключ, налобный фонарь и т. п.); исходящий специфический запах, например запах железной дороги или канализации, без объяснимых причин.

Маркеры рискованного поведения

  • сленг («залаз», «сходинг», «заброс», «пойдем дигать», «запал объекта» и т. п.);
  • участие в группах и форумах, посвященных руфингу, диггерству, сталкингу, зацепингу или объектам, интересующим представителей перечисленных групп;
  • размещение на страницах в виртуальных социальных сетях фотографий и видео, сделанных на крышах зданий, строительных кранах, в подземных сооружениях и т. п.;
  • экшен-камера, с помощью которой ведется специфическая сьемка;
  • грязь на одежде непонятного происхождения;
  • наличие спецовки в гардеробе, специальных инструментов в рюкзаке (резиновые или строительные перчатки, разводной ключ, налобный фонарь и т. п.);
  • исходящий специфический запах, например запах железной дороги или канализации, без объяснимых причин.
Зависимость от виртуальной реальности В марте 2020 года, в большинстве стран мира, в том числе и в России, были введены карантинные меры в связи с пандемией короновирусной инфекции. Люди были вынуждены оставаться в собственных домах; все развлекательные, образовательные и другие заведения были закрыты. Подобные ограничения оказали большое влияния на общество и изменили уровень медиапотребления. Исходя из данных статистики, средний индекс медиа-активности увеличился на 23% по сравнению с 2019 годом. Рейтинг онлайн-сервисов в России: 1) Youtube – 92% 2) ВКонтакте – 33% 3) Яндекс – 25% 4) Instagram – 15% 5) Одноклассники – 14%.

Зависимость от виртуальной реальности

  • В марте 2020 года, в большинстве стран мира, в том числе и в России, были введены карантинные меры в связи с пандемией короновирусной инфекции. Люди были вынуждены оставаться в собственных домах; все развлекательные, образовательные и другие заведения были закрыты.
  • Подобные ограничения оказали большое влияния на общество и изменили уровень медиапотребления. Исходя из данных статистики, средний индекс медиа-активности увеличился на 23% по сравнению с 2019 годом. Рейтинг онлайн-сервисов в России:
  • 1) Youtube – 92%
  • 2) ВКонтакте – 33%
  • 3) Яндекс – 25%
  • 4) Instagram – 15%
  • 5) Одноклассники – 14%.
Зависимость от социальных сетей Зависимость от социальных сетей является одной из разновидностей компьютерной интернет-зависимости и выражается в неспособности человека контролировать время, проведенное за общением в сети, снижение потребности заниматься другими видами деятельности, а при отнятии проявляется признаками абстинентного синдрома на психологическом и физиологическом уровне.

Зависимость от социальных сетей

  • Зависимость от социальных сетей является одной из разновидностей компьютерной интернет-зависимости и выражается в неспособности человека контролировать время, проведенное за общением в сети, снижение потребности заниматься другими видами деятельности, а при отнятии проявляется признаками абстинентного синдрома на психологическом и физиологическом уровне.
Причины зависимости от социальных сетей Зависимость молодёжи от социальных сетей объясняется тем, что это культ настоящего времени. Уже не модно пить, употреблять наркотики или курить, зато модно вести свой блог, записывать сториз и выкладывать фото о каждом событии. Каждый сам создаёт свой идеальный мир, являющимся более привлекательным, чем настоящий, постоянно доступным (сейчас больше шансов получить ответ в месседжере, чем того, что человек придёт на встречу или поднимет трубку).

Причины зависимости от социальных сетей

  • Зависимость молодёжи от социальных сетей объясняется тем, что это культ настоящего времени. Уже не модно пить, употреблять наркотики или курить, зато модно вести свой блог, записывать сториз и выкладывать фото о каждом событии.
  • Каждый сам создаёт свой идеальный мир, являющимся более привлекательным, чем настоящий, постоянно доступным (сейчас больше шансов получить ответ в месседжере, чем того, что человек придёт на встречу или поднимет трубку).
Причины зависимости от социальных сетей Со временем у личности начинают вырабатываться гормоны радости от проведённого там времени, внедряются различные платные контентны, с дополнительными функциями, а там есть задействование оплаты, там маркетологи подключают механизмы влияния на подсознание. Для некоторых социальная сеть – это единственное место, где есть возможность получить признание. Всем необходимы похвалы и психологические поглаживания, поэтому если в реальности отсутствует признание красоты, талантов или ума человека, то он будет стремиться в тот мир, где это есть. Кроме того формирует зависимость подростков от социальных сетей большое количество комплексов, связанных с переходным возрастом, а онлайн-общение создаёт ощущение некой безликости, свободы, безответственности. Можно как следует выбрать фотографию и вообще загрузить анонимный аватар и создать выдуманную личность, какой хочется быть, реализовывать там свои тёмные стороны.

Причины зависимости от социальных сетей

  • Со временем у личности начинают вырабатываться гормоны радости от проведённого там времени, внедряются различные платные контентны, с дополнительными функциями, а там есть задействование оплаты, там маркетологи подключают механизмы влияния на подсознание. Для некоторых социальная сеть – это единственное место, где есть возможность получить признание. Всем необходимы похвалы и психологические поглаживания, поэтому если в реальности отсутствует признание красоты, талантов или ума человека, то он будет стремиться в тот мир, где это есть.
  • Кроме того формирует зависимость подростков от социальных сетей большое количество комплексов, связанных с переходным возрастом, а онлайн-общение создаёт ощущение некой безликости, свободы, безответственности. Можно как следует выбрать фотографию и вообще загрузить анонимный аватар и создать выдуманную личность, какой хочется быть, реализовывать там свои тёмные стороны.
Признаки зависимости от социальных сетей Первоочерёдным признаком зависимости от социальных сетей является появление непреодолимого желания зайти на свою страницу или посмотреть новости в группе, проверить количество лайков или новых комментариев. На эмоциональном уровне человеку не доступен анализ отсутствия необходимости ежеминутной проверки, а вместо него может присутствовать тревога и страх. Потом появляется потеря временного контроля, что в итоге начинает приводить к фрустрации материальной настоящей жизни и невыполнению определённых обязательств. Так, не понимая, что на проверку лайков и фото ушло не несколько минут, а пара часов, человек пропускает встречи или не выполняет необходимую работу.

Признаки зависимости от социальных сетей

Первоочерёдным признаком зависимости от социальных сетей является появление непреодолимого желания зайти на свою страницу или посмотреть новости в группе, проверить количество лайков или новых комментариев. На эмоциональном уровне человеку не доступен анализ отсутствия необходимости ежеминутной проверки, а вместо него может присутствовать тревога и страх.

Потом появляется потеря временного контроля, что в итоге начинает приводить к фрустрации материальной настоящей жизни и невыполнению определённых обязательств. Так, не понимая, что на проверку лайков и фото ушло не несколько минут, а пара часов, человек пропускает встречи или не выполняет необходимую работу.

Признаки зависимости от социальных сетей Проблемы перемещаются на вполне физический и материальный уровень – может страдать сон ради того, чтобы всем вовремя отписаться и ответить, зависимый может не есть и не пить, находясь в социальной сети, или целыми днями только сидеть на кофе. Это тянет не только проблемы взаимодействия и нарушения здоровья, но и возможность нормального самостоятельного финансового обеспечения. Появляется высокий уровень  раздражительности, если отсутствует подключение к спутнику или возможность открытого вай-фай. Стремление к постоянному привлечению внимания через смену аватара, новые фотографии и постоянное обновление постов говорит не только о зависимости, но также о недостатке внимания и признания, которое находит насыщение таким способом.

Признаки зависимости от социальных сетей

  • Проблемы перемещаются на вполне физический и материальный уровень – может страдать сон ради того, чтобы всем вовремя отписаться и ответить, зависимый может не есть и не пить, находясь в социальной сети, или целыми днями только сидеть на кофе. Это тянет не только проблемы взаимодействия и нарушения здоровья, но и возможность нормального самостоятельного финансового обеспечения.
  • Появляется высокий уровень  раздражительности, если отсутствует подключение к спутнику или возможность открытого вай-фай.
  • Стремление к постоянному привлечению внимания через смену аватара, новые фотографии и постоянное обновление постов говорит не только о зависимости, но также о недостатке внимания и признания, которое находит насыщение таким способом.
Игровая компьютерная зависимость Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу. Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.

Игровая компьютерная зависимость

  • Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу.
  • Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.
Игровая компьютерная зависимость Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр. Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.

Игровая компьютерная зависимость

  • Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр.
  • Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.
Виртуальные активности Тематические направления Тематическое Челленж направление видео, Обзор Тематическое 53.9% созданных молодежью направление видео, 48,7% Летсплей 45,2% 28,5% популярных среди 42,1% Пранк 35,5% молодежи Хендмейд 40,9% 47,3% 35,5% Скетч 26,3% 28,0% Тревел-блоги 23,1% 13,2% 20.4%

Виртуальные активности

Тематические направления

Тематическое

Челленж

направление видео,

Обзор

Тематическое

53.9%

созданных молодежью

направление видео,

48,7%

Летсплей

45,2%

28,5%

популярных среди

42,1%

Пранк

35,5%

молодежи

Хендмейд

40,9%

47,3%

35,5%

Скетч

26,3%

28,0%

Тревел-блоги

23,1%

13,2%

20.4%

Челленджи Самой популярной категорией для создания видеоконтента является челленж. Интерес челленджи вызывают у молодежи потому, что в них можно принять участие. В основном все челленджи безопасны: в «bootle flip challenge» нужно было подбросить бутылку с водой, чтобы она приземлилась и осталась стоять; в «ice bucket challenge» облиться холодной водой; в «floor is lava challenge» страдали разве что супермаркеты — подростки бросалась на полки в магазинах

Челленджи

  • Самой популярной категорией для создания видеоконтента является челленж. Интерес челленджи вызывают у молодежи потому, что в них можно принять участие. В основном все челленджи безопасны:
  • в «bootle flip challenge» нужно было подбросить бутылку с водой, чтобы она приземлилась и осталась стоять;
  • в «ice bucket challenge» облиться холодной водой;
  • в «floor is lava challenge» страдали разве что супермаркеты — подростки бросалась на полки в магазинах
Челленджи Есть и смертельно опасные челленджи, например, набирающий популярность «Tripping Jump Challenge». Суть этого челленджа в том, что плечом к плечу становится три человека, сначала прыгают двое по краям, затем прыгает средний участник, а крайние делают подсечку, в результате чего, человек стоящий посередине падает и получает серьезные травмы, которые могут привести к летальному исходу. Есть и другие опасные челленджи: вдохнуть полиэтилен через нос и вытащить через рот, съесть что-нибудь несъедобное, например капсулу со стиральным порошком или поджечь себя.

Челленджи

Есть и смертельно опасные челленджи, например, набирающий популярность «Tripping Jump Challenge». Суть этого челленджа в том, что плечом к плечу становится три человека, сначала прыгают двое по краям, затем прыгает средний участник, а крайние делают подсечку, в результате чего, человек стоящий посередине падает и получает серьезные травмы, которые могут привести к летальному исходу.

Есть и другие опасные челленджи: вдохнуть полиэтилен через нос и вытащить через рот, съесть что-нибудь несъедобное, например капсулу со стиральным порошком или поджечь себя.

Челленджи Популярный в США и России «Cinnamon Challenge» – человек должен съесть ложку корицы не запивая. Опасность этого челленжа заключается в том, что летучее вещество вызывает проблемы с дыханием, коллапс лёгких и удушье. Неизбежны летальные исходы. «Eyeballing challenge» – участник должен залить рюмку крепкого ликёра или другого алкогольного напитка в глаз. Соприкосновение спирта с чувствительной слизистой глаза вызывает рубцевание роговицы, отёк, раздражение и может привести к слепоте

Челленджи

  • Популярный в США и России «Cinnamon Challenge» – человек должен съесть ложку корицы не запивая. Опасность этого челленжа заключается в том, что летучее вещество вызывает проблемы с дыханием, коллапс лёгких и удушье. Неизбежны летальные исходы.
  • «Eyeballing challenge» – участник должен залить рюмку крепкого ликёра или другого алкогольного напитка в глаз. Соприкосновение спирта с чувствительной слизистой глаза вызывает рубцевание роговицы, отёк, раздражение и может привести к слепоте
Влияние блогеров Молодежь смотрит на популярных блоггеров, хейтеров, пранкеров и пытается подражать, бездумно повторяя за ними абсолютно всё. Так подростки и молодые люди срывают уроки и лекции, травят одноклассников и одногруппников, издеваются над преподавателями и участвуют в различных челенджах, которые часто опасны для здоровья и даже жизни.

Влияние блогеров

  • Молодежь смотрит на популярных блоггеров, хейтеров, пранкеров и пытается подражать, бездумно повторяя за ними абсолютно всё. Так подростки и молодые люди срывают уроки и лекции, травят одноклассников и одногруппников, издеваются над преподавателями и участвуют в различных челенджах, которые часто опасны для здоровья и даже жизни.
Профилактика Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичную профилактику можно обозначить как массовое и универсальное предупреждение действий, отклоняющихся от социальных норм. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и коррекция неблагоприятных индивидуальных и социальных факторов, с большой вероятностью вызывающих девиантное и аддиктивное поведение. Это работа с «группой риска», прежде всего, детьми и подростками, находящимися в неблагоприятных или «агрессивных» социальных условиях. Она направлена на выявление групп высокого риска и определение методов работы с ними.

Профилактика

  • Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичную профилактику можно обозначить как массовое и универсальное предупреждение действий, отклоняющихся от социальных норм.
  • Задача вторичной профилактики – раннее выявление и коррекция неблагоприятных индивидуальных и социальных факторов, с большой вероятностью вызывающих девиантное и аддиктивное поведение. Это работа с «группой риска», прежде всего, детьми и подростками, находящимися в неблагоприятных или «агрессивных» социальных условиях. Она направлена на выявление групп высокого риска и определение методов работы с ними.
Профилактика Третичная профилактика решает специальные задачи, например, предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения для личности и общества. По сути, это активное воздействие на еще более узкий круг лиц с устойчивыми или высоко вероятными поведенческими девиациями.

Профилактика

  • Третичная профилактика решает специальные задачи, например, предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения для личности и общества. По сути, это активное воздействие на еще более узкий круг лиц с устойчивыми или высоко вероятными поведенческими девиациями.
Форматы проведения профилактических мероприятий Традиционные лекции и просветительские беседы Интерактивные форматы общения: дискуссия, диспут, мозговой штурм, просмотр и обсуждение видеоматериалов, игра (деловая, организационно-деятельностная, имитационная, ролевая, сюжетная), ток-шоу, тренинг, интерактивный урок (урок с элементами игры, тренинга, упражнений) и др. В последнее время стали популярными у учащихся новые формы: фотокросс, перфоманс, флеш-моб, различного рода акции. В большинстве своем интерактивные методы и формы работы вызывают живой интерес учащихся, вовлекают в деятельность даже самых пассивных подростков

Форматы проведения профилактических мероприятий

  • Традиционные лекции и просветительские беседы
  • Интерактивные форматы общения:

дискуссия, диспут, мозговой штурм, просмотр и обсуждение видеоматериалов, игра (деловая, организационно-деятельностная, имитационная, ролевая, сюжетная), ток-шоу, тренинг, интерактивный урок (урок с элементами игры, тренинга, упражнений) и др.

В последнее время стали популярными у учащихся новые формы:

фотокросс, перфоманс, флеш-моб, различного рода акции.

В большинстве своем интерактивные методы и формы работы вызывают живой интерес учащихся, вовлекают в деятельность даже самых пассивных подростков

Активити-мероприятия Основная идея таких мероприятий – вовлечение подростков и молодежь в организованные формы социально-одобряемой деятельности: спортивной, творческой, волонтерской, познавательной и т.п. К ним относятся туристические походы, совместные посещения музеев, мест исторической памяти, спортивные соревнования и творческие конкурсы. В числе эффективных форм воспитательной и психопрофилактической работы с молодежью можно отметить вариант создания мастерской театра, сказкотерапии, арт-терапии.

Активити-мероприятия

Основная идея таких мероприятий – вовлечение подростков и молодежь в организованные формы социально-одобряемой деятельности: спортивной, творческой, волонтерской, познавательной и т.п. К ним относятся туристические походы, совместные посещения музеев, мест исторической памяти, спортивные соревнования и творческие конкурсы.

В числе эффективных форм воспитательной и психопрофилактической работы с молодежью можно отметить вариант создания мастерской театра, сказкотерапии, арт-терапии.

Профилактическая работа с родителями Темы бесед с родителями: возрастные и индивидуальные особенности развития; современные риски взросления и угрозы детству; маркеры деструктивного поведения различных видов; способы позитивной коммуникации, профилактики конфликтов; службы и специалисты по оказанию помощи лицам с признаками поведения в кризисных ситуациях. Формы работы с родителями: лекции, групповые консультации, диспуты, дискуссии, «круглые столы», коуч-сессии, тренинги, конференции, семинары-практикумы, кейс-технологии, конкурсы, информирование (стенды, буклеты, рубрики на сайте)

Профилактическая работа с родителями

Темы бесед с родителями:

  • возрастные и индивидуальные особенности развития;
  • современные риски взросления и угрозы детству;
  • маркеры деструктивного поведения различных видов;
  • способы позитивной коммуникации, профилактики конфликтов;
  • службы и специалисты по оказанию помощи лицам с признаками поведения в кризисных ситуациях.

Формы работы с родителями: лекции, групповые консультации, диспуты, дискуссии, «круглые столы», коуч-сессии, тренинги, конференции, семинары-практикумы, кейс-технологии, конкурсы, информирование (стенды, буклеты, рубрики на сайте)

Эффективные технологии профилактики деструктивного поведения ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫМ НАВЫКАМ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ

Эффективные технологии профилактики деструктивного поведения

  • ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫМ НАВЫКАМ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
  • ТЕХНОЛОГИИ АКТИВАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ
Источники информации https://psihomed.com/zavisimost-ot-soczialnyh-setej / https:// cyberleninka.ru/article/n/videobloging-i-sovremennye-podrostki-opasnosti-internet-prostranstva/viewer  Хагуров Т.А., Чепелева Л.М., Рябченко Н.А., Ракачев В.Н. Девиантное поведение подростков и молодежи: формы, причины, профилактика/Учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2020. Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых). – М.: ФИОКО, 2021.

Источники информации

  • https://psihomed.com/zavisimost-ot-soczialnyh-setej /
  • https:// cyberleninka.ru/article/n/videobloging-i-sovremennye-podrostki-opasnosti-internet-prostranstva/viewer
  • Хагуров Т.А., Чепелева Л.М., Рябченко Н.А., Ракачев В.Н. Девиантное поведение подростков и молодежи: формы, причины, профилактика/Учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2020.
  • Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых). – М.: ФИОКО, 2021.
С уважением, Брагунец Екатерина! br.caterina@yandex.ru https:// vk.com/id348212465

С уважением, Брагунец Екатерина!

[email protected]

https:// vk.com/id348212465