Тема: «Основы эрготерапии и сенсорной терапии в сопровождении детей с тяжелыми множественными нарушениями».
Основы эрготерапии и сенсорной терапии в сопровождении детей с тяжелыми множественными нарушениями
Здоровье человека определяется не только его физическим состоянием – психологический настрой также очень важен. Но когда нас настигает болезнь, страдает не только тело. Тяжелый недуг, который делает нас беспомощными, - это еще и большая психологическая нагрузка. А если болезнь или травма лишает ребёнка с ТМНР способности двигаться, то дело совсем плохо. Именно в таких ситуациях на помощь приходит эрготерапия.
Эрготерапия занимается улучшением качества жизни ребёнка с ТМНР, которые из-за болезни или потеряли способность двигаться, координировать движения и заниматься обычными делами. Это сложный комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учетом имеющихся у него физических ограничений. Врач-эрготерапевт помогает пациенту заново научиться ухаживать за собой, работать, развлекаться и общаться.
Слово «эрготерапия» происходит от латинского ergon - труд, занятие, и греческого therapia– лечение. Таким образом, эрготерапия – это исцеление через деятельность. Этот раздел медицины изучает методы и средства восстановления двигательной активности верхних конечностей при помощи различных тренажеров и игровых заданий.
Цель эрготерапии – не просто восстановить утраченные двигательные функции, но и заново адаптировать человека к нормальной жизни, помочь ему достичь максимальной самостоятельности и независимости в быту.
Однако эрготерапия – это не просто специальная лечебная гимнастика, направленная на тренировку мелкой моторики и координации. Эрготерапия включает в себя знания по нескольким специальностям - психологии, педагогике, социологии, биомеханике и физической терапии. При помощи эрготерапии улучшаются не только двигательные, но и когнитивные и эмоциональные возможности.
Эрготерапия в России и за рубежом
В наши дни эрготерапия получила большое распространение, ее принципы используются при реабилитации детей с ТМНР(тяжелые множественные нарушения развития) и не только во всем мире. В настоящее время эта специальность преподается в университетах и колледжах всех развитых стран, а также в странах Африки, Азии и Южной Америки. Более 50 лет назад была создана Всемирная Федерация Эрготерапевтов (WFOT), которая сейчас насчитывает около 60 стран-участников. С 2004 года в их число входит и Россия. А еще раньше, в 2001 году, была основана Русская Ассоциация Эрготерапевтов. Однако несмотря на эти факты, в нашей стране методы эрготерапии пока применяются не так широко, как могли бы. Как врачебная специальность, которой обучают в медицинских ВУЗах, эрготерапия в России существует лишь с 1999 года, хотя отдельные ее элементы использовались в реабилитации и раньше.
Эрготерапия находит применение в самых разных сферах. Это очень важная часть современных реабилитационных программ. Методы эрготерапии используются в лечении детей, страдающих ТМНР, детским церебральным параличом, пациентов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, особенно – с повреждениями позвоночника. Эрготерапия помогает и тем, чьи мышцы атрофировались от долгой неподвижности (например, после долговременного постельного режима). Эрготерапия входит в состав адаптационных программ для людей, страдающих психическими заболеваниями.
Эрготерапия и реабилитация
Как уже было сказано, эрготерапия – это не просто упражнения для разработки мышц и возвращения чувствительности. Для эрготерапии характерен комплексный и индивидуальный подход к пациенту. Эрготерапевта интересует не только состояние пациента и характер его заболевания. В таком лечении имеет значение все – окружение человека, образ, личные склонности и увлечения, уровень интеллекта. Все это очень важно, поскольку задача эрготерапии – улучшить качество жизни, позволить человеку вернуться к обычной деятельности, дать ему возможность не только самостоятельно обслуживать себя, но и разнообразить свой досуг, и даже начать работать.
Эрготерапевт решает конкретные проблемы, которые возникают у человека в процессе выполнения каких-то обычных действий.
Чтобы выявить их, врач может попросить выполнить какое-то задание – нарисовать рисунок или завязать шнурки на ботинках. Наблюдая за выполнением задания, эрготерапевт определяет, с какими трудностями и ограничениями сталкивается пациент. Врач помогает больному правильно организовать свою повседневную деятельность и приспособиться к сложившейся ситуации – в том числе и психологически.
Эрготерапия и реабилитация
Эрготерапия является важной частью программы восстановления. Данная терапия уделяют немало внимания бытовой адаптации пациентов, детей с ТМНР, травм спинного или головного мозга. Тяжелая болезнь, которая лишает человека подвижности, причиняет не только физические страдания. Многим проще перенести боль, чем ощущение собственной беспомощности. Неспособность выполнить простые, обыденные действия – открыть дверь, заварить себе чашку чая, почистить зубы – угнетает человека, заставляет его стыдиться себя, а порой и доводит до депрессии.
Эрготерапия успешно обучают навыкам самообслуживания, что очень благотворно сказывается на душевном состоянии пациентов. Кроме того, эрготерапия готова помочь не только самих пациентов, но и их близких. Совместного проживаний с родственником, с ребёнком с ТМНР или сопровождающим, который морально поддерживая пациента, можно обучить приемам ухода за ним. Разрабатывается специальная программа для родственников — «Школа реабилитации на дому». Пройдя эту программу, родные и близкие смогут применить полученные знания даже самостоятельно.
Состояние детей с ТМНР характеризуется сочетанным комплексом нарушений, требующих постоянной коррекции, направленной на предотвращение развития вторичных нарушений. Одним из направлений работы является коррекция нарушений сенсорной интеграции у детей.
Цель и задачи
Цель эрготерапии – реализация курсов занятий по сенсорной интеграции для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в комнате сенсорной интеграции. Задачи эрготерапии: ➢ Оборудование комнаты для занятий по сенсорной интеграции ➢ Реализация программы курса по сенсорной интеграции
Одним из направлений деятельности эрготерапии является организация комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР - это первичное нарушение двух или более систем организма у ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств.). Мы надеемся, что подопечные получат возможность занятий по сенсорной интеграции на современном и эффективном оборудовании.
Нарушения сенсорной интеграции приводят к тяжёлым последствиям и способствуют формированию вторичных нарушений, таких как: нарушения поведения, нарушения понимания обращённой речи, гиперчувствительность к акустическим и оптическим стимулам, тяжёлые проявления аутоагрессии. Все перечисленные состояния в значительной степени усугубляют состояние здоровья детей, препятствуют формированию навыков общения и социализации в целом, а зачастую, как в случае аутоагрессии, несут угрозу не только здоровью, но и жизни ребёнка.
Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем. Никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима стимуляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками.
Использование метода эрготерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития В нашем учреждении на государственном обеспечении находится 15 детей. Из них 13 детей ОВЗ . Из них 11 человек дети-инвалиды с множественными нарушениями ( психическими, соматические, сенсорными, поведенческими, нарушениями речевого развития , эмоционально-волевые , социальными и.т.д) Для нас очень актуально использования метода эрготерапии.
Общая характеристика метода эрготерапии
К основным образовательным потребностям детей с нарушениями относится познание окружающего предметного и социального мира. В практике коррекционно-развивающей их удовлетворению способствует использование метода эрготерапии.
Понятие «эрготерапия» происходит из греческого языка и в буквальном переводе означает поддержку занятиями, занятостью: «ergein» – означает делать, действовать, работать, «therapeutein» – лечить, ухаживать, сопровождать. Эрготерапия (или оккупационная терапия) – метод оказания лицам с ТМНР педагогической помощи через подбор доступных занятий и способов деятельности для того, чтобы они смогли достичь максимально высокого уровня независимости и самостоятельности в повседневной жизни. Эрготерапия базируется на том факте, что целенаправленная, имеющая для человека смысл деятельность, устремленная на решение определенной задачи, улучшает его моторные, познавательные, бытовые и трудовые, досуговые и социальные эмоциональные функциональные возможности.
Метод эрготерапии возник как антитеза постельному режиму с его пассивностью, отличается от трудотерапии тем, что сохраняет элементы игры, творчества, развлечения и отдыха. В основе эрготерапии лежит движение, но она не стремиться тренировать какие-либо отдельные двигательные функции, её основная задача – обеспечить стимулы для появления у ребёнка потребности двигаться и действовать. В процессе эрготерапевтического влияния специалист стремится пробудить любопытство ребёнка, создать условия для проявления им интереса к объектам окружающего мира и взаимодействию с ними. Эрготерапия рекомендуется людям любого возраста, которые страдают двигательными, сенсорными, психосоциальными расстройствами (страх, агрессия, пассивность). Эрготерапия занимает важное место в реабилитационных программах многих стран мира. Отличительной чертой этого метода является его междисциплинарность: эрготерапия включает в себя знания медицины, специальной психологии и педагогики, социологии, биомеханики и эргономики.
Области использования и назначение метода эрготерапии
В коррекционно-развивающей работе с детьми с помощью метода эрготерапии сопровождается их повседневная активность, труд и продуктивная деятельность, а также досуг. К повседневной активности относятся: личная гигиена, одевание и раздевание, приём пищи, приём медикаментов, функциональное общение по поводу удовлетворения физических потребностей, мобильность, удовлетворение сексуальных потребностей. К труду и продуктивной деятельности – выполнение домашних обязанностей, забота о других людях, лепка, рисование, конструирование и др. К досугу – отдых, игра, хобби и др.
В этих областях используем эрготерапию со следующими целями.
-. Стимуляция повседневной активности. Достигается за счёт приспособления объектов окружающей среды под потребности детей с учётом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и функциональных возможностей.). При еде, одевании, пользовании туалетом, уходе за телом, выполнении домашних обязанностей используются специально подобранные или изготовленные вспомогательные приспособления. Например, обеспечить самостоятельность при приёме пищи помогут неглубокая и округлая металлическая ложка, черенок которой сгибается и наклоняется, вставляется в подходящую рукоятку; пластиковый стаканчик с вырезом для носа; ограничитель для тарелки и др.
- Тренировка функций рук. Прежде чем учить действовать руками, специалист раскрывает ладонь ребёнка так, чтобы пальцы были выпрямлены, большой палец отведён, а запястье разогнуто. Для этого есть несколько способов: а) рука ребёнка разворачивается в плечевом суставе наружу, разгибается в плечевом суставе предплечьем и ладонью вверх, б) специалист проводит пальцем по тыльной поверхности ладони от большого пальца к мизинцу, в) используется фиксатор для большого пальца, который не только выпрямляет и отводит большой палец, но и разгибает запястье. Когда ладонь раскрыта предлагается: потереть, похлопать ладонями ребёнка друг о друга; погладить ладонями ребёнка разные расти его тела, называя их; вкладывать между ладонями игрушки с различными наполнителями и надавливать на них, сводя его ладони; давать удерживать шершавые, гладкие, сухие, тёплые, холодные, липкие предметы; использовать игрушки, которые надевают на палец или на руку.
-Вовлечение в творческую деятельность для развития ручной умелости. К основным видам творческой деятельности детей с ТМНР относятся: рисование и чёркание; лепка из глины, пластилина, теста; склеивание предметов и аппликация; составление коллажей; создание печатей; конструирование из природного и бросового материала; оформление поделок бумагой, тканью, пуговицами, нитками и др. Изобразительные материалы включают в себя, наряду с традиционными (бумага белая, тонированная, цветная; картон; акварельные, гуашевые, масляные, темперные краски; тушь; карандаши, маркеры, фломастеры; мелки; пластилин, глина, тесто; проволока; природный и бросовый материалы), альтернативные эрготерапевтические ресурсы:
– различные сорта бумаги (чертёжная, писчая, глянцевая, обёрточная, упаковочная, промасленная, газетная, папиросная, креповая, туалетная, гофрированная, наждачная, фольга, страницы журналов, старые фотографии, обои);
– материалы для чёркания (старые календари, открытки, визитные карточки; кофейные фильтры; испорченные книжные страницы; салфетки, бумажные тарелки, бумажные полотенца; камни; ткань; деревянные бруски);
– наклейки (почтовые марки, наклейки для адресов; наклейки для видеокассет, компьютерных дискет; праздничные наклейки; цветные этикетки; клейкая бумага для ценников);
– клеящиеся ленты (целлофановая, цветная изоляционная лента различной ширины, магнитофонная лента, двусторонняя липкая лента, пластырь разных цветов);
– инструменты для чёркания и рисования (малярные кисти и валики; щёточки или губки для мытья посуды; ёршики для бутылок; зубные щётки; использованные шариковые дезодоранты; веточки деревьев; соломинки для питья; помпоны; птичьи перья; свёрнутая в тугие рулончики цветная креповая бумага; сжатые комки бумаги; ватные шарики и палочки; древесный уголь; пипетки; нитки; свеча; губная помада);
– упаковочные материалы (крышки и пробки; стружка и опилки; бечевка; бумажные стаканчики; сеточки для лука; картонные коробки; пакеты от печенья; пенопласт; полиэтиленовые пакеты с пузырями; палочки от мороженного; картонные трубки от рулонов фольги и туалетной бумаги; фантики от леденцов; цветочная упаковка; целлофан).
Например, дети с двигательными ограничениями, которые не в состоянии удерживать в руках рисовальные принадлежности, могут получить опыт самостоятельной творческой деятельности посредством пальчиковой живописи и печатания своей ладони. Причём краски для рисования рекомендуется сделать вместе с детьми из шампуня, крема для бритья, кукурузного крахмала и сливок; сгущённого молока, желатина, чайной заварки. Дети с ранним детским аутизмом, нарушениями зрения часто испытывают дискомфорт при погружении рук в краску, пластические материалы. Им можно предложить распылять разбавленную водой краску из пульверизатора, сжимать и месить липкий материал в пластиковом мешочке; обеспечить влажными губками и щёточками для частой чистки испачканных рук.
Комплекс эрготерапевтических заданий
Сжимание и разжимание мочалок, мягких резиновых мячиков, колец различных диаметров
Нажимание кнопок
Открывание различных ёмкостей
Отвинчивание и завинчивание крышек
Набирание и пересыпание ложкой крупы
Укладывание каштанов, фасоли, шишек в ячейки для яиц
Переливание, пересыпание из одной ёмкости в другую
Захват предметов различными способами
Сортировка пуговиц
Нанизывание предметов на шнур
Пристёгивание прищепок
Перемещение различных игрушек вперёд-назад по полу, по поверхности стола
Обводка по трафаретам, опорным точкам
Раскрашивание кистью различной ширины, тампонами из поролона, губкой
Создание цветовых пятен с последующим нахождением их сходства с реальными объектами
Использование метода эрготерапии в коррекционно-развивающей работе увеличивает мобильность ребёнка , помогает осваивать новые движения и позы, улучшает манипулятивную функцию рук, а, следовательно, и социальные возможности, повышая его активность в повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007.
Финни, Н.Р. Ребёнок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие: Книга для родителей / Пер. с англ. Ю.П. Липес, А.В. Снеговской; под. ред. Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2001. – 336 с.