Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу правовая грамотность для 8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа курса «Финансовая грамотность» Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
УМК:
1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Программа курса «Основы финансовой грамотности» реализуется с 01.10.2018 г. В соответствии с этим на реализацию программы отводится 30 часов из расчета 1 час в неделю.
Цели курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» направлены на формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи курса:
- способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов;
- продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений;
- продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Коли чество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1. | Введение в курс «Основы финансовой грамотности» | 1 | Введение в курс «Основы финансовой грамотности». Цели и задачи курса. Что мы уже знаем и умеем? Что мы будем изучать? | Выпускник научится: ориентироваться на перспективу в совершенствовании своих умений и навыков в процессе внеурочной деятельности. получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить анализ, сопоставлять, рассуждать. приобретёт опыт: вступать в речевое общение; работать с различными источниками информации; организовывать свой досуг и рационально использовать время в школе. |
2. | Раздел 1. Управление денежными средствами семьи. | 14 | Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег. Из чего состоит денежная масса. Способы влияния государства на инфляцию. Структура доходов населения России, её изменения в конце XX – начале XXI в. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные траты семьи и личные трат. Основные понятия: Деньги. Денежная масса. Эмиссия денег. Гознак. Центральный банк. Профицит. Дефицит. Инфляция. Семейный и личный бюджет. | Выпускник научится: понимать, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; роль денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; влияние образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы; что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи; различие в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи. пользоваться дебетовой картой; определять причины роста инфляции; рассчитывать личный и семейный доход; читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; различать личные расходы и расходы семьи; считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах; вести учёт доходов и расходов; развивать критическое мышление. устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей; использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; определять и оценивать варианты повышения личного дохода; соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; оценивать свои ежемесячные расходы; соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; |
3. | Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния | 8 | Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовое планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц. Возможные нормы сбережения по этапам жизненного цикла. Основные понятия: Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовые услуги. | Выпускник научится: понимать принцип хранения денег на банковском счёте; варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; возможных рисков при сбережении и инвестировании. рассчитывать реальный банковский процент; доходность банковского вклада и др. операций; анализировать договоры; отличать инвестиции от сбережений; сравнивать доходность инвестиционных продуктов. искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; откладывать деньги на определённые цели; выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. |
4. | Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 7 | Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды банковских операций, осуществляемых банками. Необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций. Основные понятия: Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Лицензия. Банковские операции. Виды банковских операций. | Выпускник научится: понимать устройства банковской системы, что вступление в отношения с банком должны осуществлять по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия; от чего зависят курсы валют; условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте. уметь читать договор с банком; рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране. |
| Всего | 30 | | |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов |
8 класс |
1. | Введение | 1 |
2. | Управление денежными средствами семьи | 14 |
3. | Способы повышения семейного благосостояния | 8 |
4. | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 7 |
| Итого | 30 |
Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности» (8 класс, 30 часов)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения |
план | факт |
1 | Введение в курс «Основы финансовой грамотности». | 1 | Устный опрос | 1-7 окт | |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (14 часов) Тема 1. Происхождение денег. (4 часа) |
2 | Деньги: что это такое? | 1 | Практикум | 8-14 окт | |
3 | Современные деньги | 1 | Творч. работа | 15-21 окт | |
4 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | Устный опрос | 22-28 окт | |
5 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 5-11 нояб | |
Тема 2. Источники денежных средств семьи (3 часа) |
6 | Какие бывают источники доходов | 1 | Устный опрос | 12-18 нояб | |
7 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | Практикум | 19-25 нояб | |
8 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 26 нояб – 2 дек | |
Тема 3. Контроль семейных расходов (2 часа) |
9 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать? | 1 | Устный опрос | 3-9 дек | |
10 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 10-16 дек | |
Тема 4. Построение семейного бюджета (5 часов) |
11 | Что такое семейный бюджет и как его построить. | 1 | Устный опрос | 17-23 дек | |
12 | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | Устный опрос | 14-20 янв | |
13 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 21-27 янв | |
14 | Итоговая работа по разделу «Управление денежными средствами семьи» | 1 | Творч. работа | 28 янв – 3 фев | |
15 | Осуществление проектной работы | 1 | Творч. работа | 4-10 фев | |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (8 часов) Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3 часа) |
16 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | Творч. работа | 11-17 фев | |
17 | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 1 | Устный опрос | 18-24 фев | |
18 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 25 фев – 3 мар | |
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (5 часов) |
19 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | Устный опрос | 4-10 мар | |
20 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 1 | Устный опрос | 11-17 мар | |
21 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 18-24 мар | |
22 | Итоговая работа по разделу «Способы повышения семейного благосостояния». Ролевая игра. | 1 | Творч. работа | 1-7 апр | |
23 | Осуществление проектной работы | 1 | Творч. работа | 8-14 апр | |
Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 часов) Тема 7. Банки и их роль в жизни семьи (7 часов) |
24 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 1 | Экскурсия | 15-21 апр | |
25 | Банки в родном городе | 1 | Творч. работа | 22-28 апр | |
26 | Польза и риски банковских карт | 1 | Устный опрос | 29 апр – 5 мая | |
27 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 6-12 мая | |
28 | Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» | 1 | Творч. работа | 13-19 мая | |
29-30 | Осуществление проектной работы | 2 | Творч. работа Защита проекта | 20-26 мая | |
Итого | 30 часов |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Планируемые результаты освоения курса
Выпускник научится:
• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• использовать и применять приёмы работы с экономической информацией, её осмысливать; проводить простые финансовые расчёты.
• использовать приобретенные знания и опыт для применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
владеть понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
владеть знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны и способов её определения; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции; основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; возможных норм сбережения; способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов страхования; видов финансовых рисков; способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; способов определения курса валют и мест обмена; способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
При осуществлении поиска и организации хранения информации
Выпускник научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
При работе с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
При работе с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.
В рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, используя некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.