СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы финансовой грамотности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу основы финансовой грамотности в 8-х классах.

Просмотр содержимого документа
«Основы финансовой грамотности»

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу правовая грамотность для 8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Примерная программа курса «Финансовая грамотность» Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


УМК:

1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Программа курса «Основы финансовой грамотности» реализуется с 01.10.2018 г. В соответствии с этим на реализацию программы отводится 30 часов из расчета 1 час в неделю.


Цели курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» направлены на формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи курса:

- способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов;

- продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений;

- продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Содержание учебного предмета


п/п

Наименование раздела/темы

Коли

чество часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

1.

Введение в курс «Основы финансовой грамотности»

1

Введение в курс «Основы финансовой грамотности». Цели и задачи курса. Что мы уже знаем и умеем? Что мы будем изучать?


Выпускник научится:

  • ориентироваться на перспективу в совершенствовании своих умений и навыков в процессе внеурочной деятельности.

  • получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить анализ, сопоставлять, рассуждать.

приобретёт опыт: вступать в речевое общение; работать с различными источниками информации; организовывать свой досуг и рационально использовать время в школе.


2.

Раздел 1.

Управление денежными средствами семьи.

14

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег. Из чего состоит денежная масса. Способы влияния государства на инфляцию.

Структура доходов населения России, её изменения в конце XX – начале XXI в.

Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные траты семьи и личные трат.

Основные понятия: Деньги. Денежная масса. Эмиссия денег. Гознак. Центральный банк. Профицит. Дефицит. Инфляция. Семейный и личный бюджет.


Выпускник научится:

  • понимать, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; роль денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; влияние образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы; что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи; различие в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

  • пользоваться дебетовой картой;

  • определять причины роста инфляции;

  • рассчитывать личный и семейный доход;

  • читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

  • различать личные расходы и расходы семьи;

  • считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

  • вести учёт доходов и расходов;

  • развивать критическое мышление.

  • устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

  • использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

  • определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

  • соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

  • сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

  • оценивать свои ежемесячные расходы;

  • соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

  • определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

  • осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

3.

Раздел 2.

Способы повышения семейного благосостояния

8

Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовое планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц. Возможные нормы сбережения по этапам жизненного цикла.

Основные понятия: Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовые услуги.


Выпускник научится:

  • понимать принцип хранения денег на банковском счёте; варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; возможных рисков при сбережении и инвестировании.

  • рассчитывать реальный банковский процент; доходность банковского вклада и др. операций;

  • анализировать договоры;

  • отличать инвестиции от сбережений;

  • сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

  • искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

  • компаний и др. финансовых учреждений;

  • оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

  • откладывать деньги на определённые цели;

выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.


4.

Раздел 3.

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

7

Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды банковских операций, осуществляемых банками. Необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций.

Основные понятия: Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Лицензия. Банковские операции. Виды банковских операций.


Выпускник научится:

  • понимать устройства банковской системы, что вступление в отношения с банком должны осуществлять по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия; от чего зависят курсы валют; условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

  • уметь читать договор с банком;

  • рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

  • находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.



Всего

30




Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

8 класс

1.

Введение

1

2.

Управление денежными средствами семьи

14

3.

Способы повышения семейного благосостояния

8

4.

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

7


Итого

30




Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности» (8 класс, 30 часов)



Тема занятия

Кол-во

часов

Вид

контроля

Дата проведения

план

факт

1

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1

Устный опрос

1-7 окт


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (14 часов)

Тема 1. Происхождение денег. (4 часа)

2

Деньги: что это такое?

1

Практикум

8-14 окт


3

Современные деньги

1

Творч. работа

15-21 окт


4

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

Устный опрос

22-28 окт


5

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

5-11 нояб


Тема 2. Источники денежных средств семьи (3 часа)

6

Какие бывают источники доходов

1

Устный опрос

12-18

нояб


7

От чего зависят личные и семейные доходы

1

Практикум

19-25

нояб


8

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

26 нояб – 2 дек


Тема 3. Контроль семейных расходов (2 часа)

9

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?

1

Устный опрос

3-9

дек


10

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

10-16 дек


Тема 4. Построение семейного бюджета (5 часов)

11

Что такое семейный бюджет и как его построить.

1

Устный опрос

17-23 дек


12

Как оптимизировать семейный бюджет

1

Устный опрос

14-20 янв


13

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

21-27 янв


14

Итоговая работа по разделу «Управление денежными средствами семьи»

1

Творч. работа

28 янв – 3 фев


15

Осуществление проектной работы

1

Творч. работа

4-10

фев


Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (8 часов)

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3 часа)

16

Для чего нужны финансовые организации

1

Творч. работа

11-17 фев


17

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

Устный опрос

18-24 фев


18

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

25 фев – 3 мар


Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (5 часов)

19

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

Устный опрос

4-10

мар


20

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

Устный опрос

11-17 мар


21

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

18-24

мар


22

Итоговая работа по разделу «Способы повышения семейного благосостояния». Ролевая игра.

1

Творч. работа

1-7

апр


23

Осуществление проектной работы

1

Творч. работа

8-14

апр


Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 часов)

Тема 7. Банки и их роль в жизни семьи (7 часов)

24

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

Экскурсия

15-21

апр


25

Банки в родном городе

1

Творч. работа

22-28 апр


26

Польза и риски банковских карт

1

Устный опрос

29 апр – 5 мая


27

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

6-12

мая


28

Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

1

Творч. работа

13-19 мая


29-30

Осуществление проектной работы

2

Творч. работа

Защита проекта

20-26 мая


Итого

30 часов

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту






















































































Планируемые результаты освоения курса


Выпускник научится:

• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимать и правильное использовать экономические термины;

• использовать и применять приёмы работы с экономической информацией, её осмысливать; проводить простые финансовые расчёты.

• использовать приобретенные знания и опыт для применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

  • владеть понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

  • владеть знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны и способов её определения; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции; основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; возможных норм сбережения; способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов страхования; видов финансовых рисков; способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; способов определения курса валют и мест обмена; способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.


Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


При осуществлении поиска и организации хранения информации

Выпускник научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.


При работе с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.


При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.


При работе с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.


В рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, используя некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.


Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!