СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программаучебного предмета «Функциональная грамотность» (модуль «Основы финансовой грамотности») для основного общего образования (5-8 класс) срок освоения: 4 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программаучебного предмета  «Функциональная грамотность» (модуль «Основы финансовой грамотности») для основного общего  образования (5-8 класс) срок освоения: 4 года. Программа «Основы финансовой грамотности» является одним из базовых модулей для формирования у обучающихся функциональной грамотности. Рабочая программа по финансовой грамотности  для учащихся 5-8 классов составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной  образовательной программы основного общего образования предметной области «Общественно-научные предметы»,  примерной рабочей программы учебного курса «Основы финансовой грамотности.  Финансовая культура» (для 5–9 классов образовательных организаций).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программаучебного предмета «Функциональная грамотность» (модуль «Основы финансовой грамотности») для основного общего образования (5-8 класс) срок освоения: 4 года»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 города Лесосибирска»


ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

от «31» августа 2023 года № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

­­­­­­­­­­­­______________ А.А. Святуненко

от «31» августа 2023 года

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

от «30» августа 2023 года № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

­­­­­­­­­­­­______________ А.А. Святуненко

от «30» августа 2023 года










Рабочая программаучебного предмета

«Функциональная грамотность»

(модуль «Основы финансовой грамотности»)

для основного общего образования (5-8 класс)

Срок освоения: 4 года






Составители:

Стецюк Л.А. учитель предмета «Финансовая грамотность»























2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Основы финансовой грамотности» является одним из базовых модулей для формирования у обучающихся функциональной грамотности. Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 5-8 классов составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования предметной области «Общественно-научные предметы», примерной рабочей программы учебного курса «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» (для 5–9 классов образовательных организаций) (https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-uchebnogo-kursa-osnovy-finansovoi-gramotnosti-finansovaia-kultura-dlia-5-9-klassov-obrazovatelnykh-organizatsii ).

В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они включаются в следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса.

Задачи реализации учебного курса «Финансовая культура»:

-формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;

-развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;

-освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;

-развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;

-создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

-формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Курс «Финансовая культура» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», Математика»,«География».

Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Основы финансовой грамотности» — 36 ч (9 часов в год в каждом классе).



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

5—6 класс

Раздел 1. Финансовое планирование

Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов.

Раздел 2. Финансовые решения в семье

Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.

7 класс

Раздел 1. Экономическая активность личности и предпринимательство

Финансовые потребности личности. Управление личным временем и финансами. Разделение и специализация труда. Трудовые ресурсы. Рынок труда. Наёмный труд. Характеристики современного рынка труда. Виды предпринимательской деятельности. Налоги. Предпринимательские проекты и их цели. Формы предпринимательства. Эмоциональный интеллект. Задачи начинающего предпринимателя. Особенности предпринимательской деятельности. Ответственность предпринимателей перед обществом и государством. Самозанятость.

Фондовый рынок. Биржа. Ценные бумаги. Акции. Облигации, государственные облигации. Паевые инвестиционные фонды. Сберегательные сертификаты.

Раздел 2. Деньги в повседневной жизни

Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище, технику. Жилищно-коммунальные услуги. Зелёные технологии. Зёленые технологии и семейный бюджет. Энергоэффективность. Сбор и утилизация мусора. Деньги и защита окружающей среды.

Раздел 3. Защита прав потребителей финансовых услуг

Потребитель финансовых услуг. Финансовый рынок и его участники. Финансовая услуга. Финансовый инструмент. Конкуренция на рынке финансовых услуг. Финансовый договор. Хозяйствующие субъекты. Финансовые организации. Финансовые и налоговые консультанты. Финансовая реклама. Защита от финансовых манипуляций. Организации по защите прав потребителей финансовых услуг.

8 класс

Раздел 1. Банковские услуги

Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов. Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные приложения банков.



Раздел 2. Услуги небанковских организаций

Отличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг. Виды кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды. Управляющие компании. Инвестиционные фонды. Личное банкротство. Защита от кредиторов.

Раздел 3. Страховые услуги

Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности. Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые предметные результаты и содержание учебного курса

«Финансовая культура» распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания, рамки финансовой компетентности школьников, Рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по организации финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1)гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации егоправ, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активноеучастие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

2)патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигами трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

3)духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

4)эстетическое воспитание:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчествусвоего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5)физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждая других;

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.


6)трудовоевоспитание:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

7)экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наукдля решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

8)ценностинаучногопознания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее—оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области

концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Базовые логические действия

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений ипроцессов; устанавливать существенный признак классификации социальныхфактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимогоанализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

Формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливатьискомоеиданное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

Работа с информацией

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации и или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;



эффективно запоминать и систематизировать информацию.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных иписьменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;



  1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);

в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия поеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;



самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу

«Финансовая культура» (5—8классы):

  1. освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в цифровом обществе; личном финансовом планировании, жизненных целях, семейном и личном бюджете; российской национальной валюте, национальной платежной системе; государственном бюджете, налогах, правомерном налоговом поведении, государственных гарантиях социальной защиты и помощи российским семьям; банках и их функциях, банковских вкладах; инфляции и её последствиях; человеческом капитале; роли наёмного труда в цифровом обществе; роли предпринимательства и его видах; основах инвестирования, страхования, пенсионного обеспечения; цифровых услугах, рисках и способах защиты и обеспечения безопасности при использовании цифровых финансовых услуг; видах финансового мошенничества; защите прав потребителей финансовых услуг;

  2. умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные и ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод и человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины);

  3. умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) действий участников финансовых отношений; государственной социальной помощи российским семьям; использования сбережений, изменения стоимости активов; способов защиты персональных данных, использования банковских карт; налогов; выбора депозитов и иных финансовых инструментов; кредитов; государственных электронных услуг;

  4. обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное поведение в сфере финансов: составлять личный финансовый план, связанный с конкретными финансовыми целями, определять пути достижения этих целей и прогнозировать сроки их достижения; предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними; оценивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой; участвовать в составлении семейного бюджета; выделять плюсы и минусы использования заёмных средств; находить информацию о товарах и услугах, в том числе финансовых, и осознавать назначение этой информации; предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними; прогнозировать риски, связанные с использованием финансовых

продуктов, банковских услуг; обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.);

  1. умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями и финансовым планированием и инвестированием; формированием семейного и личного бюджета и бюджетной дисциплиной личности; ответственности потребителя финансовых услуг, предпринимателя; роли финансов в обеспечении рационального и ответственного потребления ресурсов и защиты окружающей среды; государственной политикой и социальными гарантиями;

  2. умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов, связанных с использованием финансов, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и финансовых технологий в современном мире при использовании финансов; социальной и личной значимости здорового образа жизни, рационального финансового поведения, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей при вступлении в финансовые отношения;

  3. умение с опорой на финансовые знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать сточки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, налогам, процессам социальной действительности, связанным с миром финансов, ролью государства в поддержке молодежи;

  4. умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические финансовые задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в сфере финансов;

  5. овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в том числе извлечений из законодательства Российской Федерации; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;

  6. овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее—СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

  7. умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

  8. умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;

  9. приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; а также опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

  10. приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числеиэлектронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);

  11. приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.

К концу обучения в 5—6 классах

осваивать и применять знания о личном финансовом планировании; личном бюджете, семейном бюджете; бюджетном балансе; роботизации финансах; влиянии денег на окружающую среду;

приводить примеры доходов семейного бюджета; легальных и нелегальных доходов; источников доходов семейного бюджета; виды

расходов семейного бюджета; персональных данных; считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;

осваивать и применять знания о сбережениях и накоплениях;

решать задачи о бюджетной дисциплине; налоговом поведении; бюджетном балансе; расчёте, времени на накопление определенной суммы денег с учетом текущих доходов и расходов;

овладеть смысловым чтением простых финансовых документов;

оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов; осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной и безналичной форме;

приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп.

К концу обучения в 7 классе

Осваивать и применять знания об основных формах труда; трудовыхресурсах; рынке труда; участниках финансовых отношений; инфляции, налогах, подушке финансовой безопасности; платежных системах; национальной платежной системе;

прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности, налогов;

характеризовать функции денег; наличные деньги; безналичные деньги; валюты; российский рубль;

характеризовать финансовые потребности личности; наёмный труд и его особенности; современный рынок труда; особенности предпринимательской деятельности; формы предпринимательства; ответственность предпринимателей перед обществом;

приводить примеры управления личным временем и финансами;

использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя;

характеризовать жизненные цели, возможности по улучшению благополучия семьи, имущество и обязательства участников финансовых отношений, в том числе в условиях инфляции;

приводить примеры альтернативных решений и целей, конкурентных финансовых предложений, быстрых платежей и их особенностей; организаций по защите прав потребителей финансовых услуг;

устанавливать и объяснять взаимосвязи между личной ответственностью участника финансовых отношений и принятием финансовых решений;

определять и аргументировать собственный выбор в условиях возможных финансовых рисков; осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной и безналичной форме; определять страховой продукт, который требуется в той или иной жизненной ситуации;

решать задачи по управлению финансовыми рисками, их прогнозированию и оценке финансовых услуг и инструментов, том числе при пользовании цифровыми ресурсами; рассчитывать размер финансовой подушки безопасности;

овладеть смысловым чтением финансовых документов о платежных системах, национальной платежной системе; страховых полисов; определять ситуации, в которых использование финансовой подушки безопасности является целесообразным;

искать и извлекать информацию о правах потребителя финансовых услуг; способах защиты прав потребителя финансовых услуг;

анализировать, обобщать, систематизировать информацию об ответственности за нарушения прав потребителей финансовых услуг;

оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов;

приобретать опыт использования полученных знаний при защите правпотребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовыхуслуг;

приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп.

К концу обучения в 8 классе

осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и применять знания об управлении финансовыми рисками; природе страхования; об ответственности за нарушение прав участника страховой сделки; банках и их функциях; микрозаймах; небанковских организациях;

определять и аргументировать необходимость получения кредитов; отличия займа от кредита;

характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии банков; мобильные приложения банков;

устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и системой страхования вкладов; инфляцией и платежеспособностью населения; микрозаймами в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах;

приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских операций, в том числе валютных операций;

использовать полученные знания о государственных услугах в электронном виде; по подготовке к пенсии;

решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять интерес к существующим в цифровой среде инструментам, помогающим осуществлять вычисления, связанные с вкладами и кредитами;

овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе договоров банковского вклада, кредитного договора; выделять основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.);

искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов;

искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;

анализировать, обобщать, систематизировать информацию по кредитной истории, видах банковских карт и их функциях;

принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по займам (в том числе кредитам) и сберегательным продуктам в надежные, информированные источники до принятия финансовых решений;

приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС


п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Практические работы

Раздел 1.Финансовое планирование

1.1

Жизненные цели и финансовый план

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

1.2

Деньги и их роль в семье

1


Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/39

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками»https://моифинансы.рф/materials/azbuka-finansovoj-gramotnosti-so-smesharikami/

1.3

Потребности человека и семьи.

1

1

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Игры по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/individualevent/articles/Treningi/#sekretno2

1.4

Бюджет семьи. Доходы и их виды

2

1

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/39

Игры по финансовой грамотности

https://doligra.ru

Анимированные презентации по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#12

1.5

Бюджет семьи. Расходы и их виды

2

1

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/39

Анимированные презентации по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#12

Онлайн-тест по теме «Бюджет семьи» https://onlinetestpad.com/ru/testview/787673-test-po-teme-byudzhet-semi

1.6

Личный и семейный бюджет: сбережения, накопления

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Онлайн-тест «Доходы и расходы» https://onlinetestpad.com/ru/testview/1773794-finansovaya-gramotnost-tema-1-dokhody-i-raskhody

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками» https://моифинансы.рф/materials/azbuka-finansovoj-gramotnosti-so-smesharikami/

1.7

Мониторинг

1

1

Платформа РЭШ Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru

Итого по разделу

9

5



6 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Практические работы

Раздел 2.Сбережения и способы увеличения доходов семейного бюджета

2.1

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Анимированные презентации по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#12

Онлайн-тест «Как появились деньги. История Российских денег» https://onlinetestpad.com/ru/testview/1650632-1-kak-poyavilis-dengi-istoriya-rossijskikh-deneg

2.2

Семейное хозяйство. Основные виды имущества. Что такое собственность?

1


Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

2.3

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/39

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками» https://моифинансы.рф/materials/azbuka-finansovoj-gramotnosti-so-smesharikami/

2.4

Купля – продажа. Товары и услуги.

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/39

Мультсериал по финансовой грамотности «Развлечеба» https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

2.5

Виды торговли. Типы магазинов.

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/39

2.6

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

2.7

Пластиковые карты. Правила пользования.

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Анимированные презентации по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#12

2.8

Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?

1

1

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

2.9

Мониторинг

1

1

Платформа РЭШ Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru

Итого по разделу

9

5




7 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Практические работы

Раздел 3.Экономическаяактивностьличности

3.1

Рынок труда. Зарплата как источник дохода.

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/39

3.2

Налоговая система России. Налоги семьи

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/39

Анимированные презентации по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#12

Мультсериал по финансовой грамотности «Развлечеба» https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

3.3

Предпринимательство как источник доходов

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Онлайн-тест «Коммерческая деятельность» https://onlinetestpad.com/ru/testview/1300709-kommercheskaya-deyatelnost

Раздел 4. Деньги в повседневной жизни

4.1

Роль денег в достижении жизненных целей

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Онлайн-тест «Функции денег» https://onlinetestpad.com/ru/test/922973-funkcii-deneg

4.2

Составление, анализ семейного бюджета

2

1,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Раздел 5. Защита прав потребителей финансовых услуг

5.1

Что такое финансовое мошенничество.

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Мультсериал по финансовой грамотности «Развлечеба» https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

5.2

Организации по защите прав потребителей

1


Электронный учебник «Финансовая грамотность » 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/37

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 5-7 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/39

5.3

Мониторинг

1

1

Платформа РЭШ Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru

Итого по разделу

9

5



8 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Практические работы

Раздел 6. Банковские услуги

6.1

Банки. История развития банков

1


Электронный учебник «Финансовая грамотность » 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/55

Анимированные презентации по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#12

Онлайн-квиз «ФинЗнайка» https://onlinetestpad.com/ru/testview/1752269-onlajn-kviz-dlya-obuchayushhikhsya-5-8-klassov-finznajka

6.2

Денежные переводы, счета и вклады

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/55

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/41#page1

Онлайн-тест «Насколько вы финансово грамотны?»

https://testometrika.com/business/test-of-financial-literacy/

6.3

Кредитные продукты

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/55

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/41#page1

Раздел 7. Услуги небанковских организаций

7.1

Микрофинансовые организации.

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/55

7.2

Мошенничество на финансовых рынках.

1

0,5

Платформа РЭШ Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru

Онлайн-тест «Что может происходить с деньгами» https://onlinetestpad.com/ru/test/1786441-ofg8_test-1_chto-mozhet-proiskhodit-dengami

Раздел 8. Страховые услуги

8.1

Страхование и его виды

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/55

Рабочая тетрадь «Финансовая грамотность» 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/41#page1

8.2

Риски и личное страхование

1

0,5

Электронный учебник «Финансовая грамотность » 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/55

8.3

Страхование бизнеса

1


Электронный учебник «Финансовая грамотность » 8 класс http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/55

Анимированные презентации по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#12

8.4

Мониторинг

1

1

Платформа РЭШ Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru

Итого по разделу

9

4










ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Дата изучения


Всего


Практические работы

1

Жизненные цели и финансовый план. Игра «Шаги к успеху»

1

0,5


2

Деньги и их роль в семье. Игра «путь ФИНЗОЖника»

1



3

Потребности человека и семьи. Игра «Самое необходимое»

1

1


4

Бюджет семьи.Доходы и их виды

1



5

Игра «Семейный бюджет»

1

1


6

Бюджет семьи.Расходы и их виды

1



7

Игра «Бюджет Колобковых»

1

1


8

Личный и семейный бюджет: сбережения, накопления Игра «Личные финансы»

1

0,5


9

Мониторинг

1

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9

5



6 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Дата изучения


Всего


Практические работы

1

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России. Игра «Финансовый квиз»

1

0,5


2

Семейное хозяйство. Основные виды имущества. Что такое собственность? Игра «Финансики»

1



3

Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Практикум «Собираем потребительскую корзину»

1

0,5


4

Купля – продажа. Товары и услуги. Игра «Удачная покупка»

1

0,5


5

Виды торговли. Типы магазинов. Игра «Поход в торговый центр»

1

0,5


6

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения. Практикум «Ответственный покупатель»

1

0,5


7

Пластиковые карты.Практическая работа «Правила пользования пластиковыми картами»

1

0,5


8

Рациональный бюджет школьника. Практическая работа «Сколько стоит ученик?»

1

1


9

Мониторинг

1

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9

5



7 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Дата изучения


Всего


Практические работы

1

Рынок труда. Зарплата как источник дохода. Практическая работа «Анализируем рынок труда в городе»

1

0,5


2

Налоговая система России. Налоги семьи. Игра «Финансовые задачи»

1

0,5


3

Предпринимательство как источник доходов Игра «Бизнес Глафиры»

1

0,5


4

Роль денег в достижении жизненных целей Игра «ФинИгра»

1

0,5


5

Составление, анализ семейного бюджета. Игра «Празднование дня рождения»

1

0,5


6

Ролевая игра «Семейный бюджет»

1

1


7

Что такое финансовое мошенничество. Игра «Манимафия»

1

0,5


8

Организации по защите прав потребителей.

1



9

Мониторинг

1

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9

5



8 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Дата изучения


Всего


Практические работы

1

Банки. История развития банков

1



2

Денежные переводы, счета и вклады. Деловая игра «Сломанный телефон»

1

0,5


3

Кредитные продукты. Деловая игра «Кредиторы и заемщики»

1

0,5


4

Микрофинансовые организации. Практикум «Сколько стоит займ?»

1

0,5


5

Мошенничество на финансовых рынках. Игра «Финансовая безопасность»

1

0,5


6

Страхование и его виды. Деловая игра «Страхование автогражданской ответственности»

1

0,5


7

Риски и личное страхование. Деловая игра «Отчаянные домохозяйства»

1

0,5


8

Страхование бизнеса

1



9

Мониторинг

1

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9

4


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват.орг./Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н.Корлюгова - 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 16 с. (Внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват.орг./И.В.Липсиц, О.И.Рязанова. - 6-е изд. – М.: 2019. - ВИТА-ПРЕСС, 2020. - 352 с. ил. (Внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Чумаченко В.В.Основы финансовой грамотности. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /В.В.Чумаченко, А.П.Горяев– М.: Просвещение, 2019. - 272 с. ил.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./И.В.Липсиц, О.И.Рязанова. - 2-е изд. – М.: 2019. - ВИТА-ПРЕСС, 2020. - 16 с. (Внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг./Е.Б.Лавренова, О.И.Рязанова, И.В.Липсиц.- 6-е изд. – М.: 2019. - ВИТА-ПРЕСС, 2016. - 32 с. (Внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразоват. орг./О.И.Рязанова, И.В.Липсиц, Е.Б.Лавренова.- 4-е изд. – М.: 2019. - ВИТА-ПРЕСС, 2016. - 144 с. (Внеурочная деятельность и дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Лавренова Е.Б.Финансовая грамотность. Современный мир: учеб. пособие дляобщеобразоват. организаций / Е.Б.Лавренова, О.Н.Лаврентьева – М.: Просвещение, 2020. - 208 с. – (Внеурочная деятельность)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://моифинансы.рф/materials/ - Библиотека по финансовой грамотности

https://моифинансы.рф/materials/scenarii-urokov-po-finansovoj-gramotnosti/ - Сценарии уроков по финансовой грамотности

https://моифинансы.рф/project/pushkin-znaet/videopodkasty/ - Образовательные видеоподкасты и конкурсы «Пушкин знает»

https://doligra.ru - Игры по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#12 – Образовательные продукты ПАКК: Анимированные презентации по финансовой грамотности

https://edu.pacc.ru/individualevent/articles/Treningi/#sekretno2 – Образовательные

продукты ПАКК: Тренинги и практикумы по финансовой грамотности

https://школа.вашифинансы.рф - Электронный учебник по финансовой грамотности

https://vashifinancy.ru/books/metodicheskie-materialy-dlya-uchashchikhsya-5-7-klassov/ - ФИНЗОЖэксперт

https://vashifinancy.ru/books/metodicheskie-materialy-dlya-uchashchikhsya-5-7-klassov/ - Персональный навигатор по финансам

https://olimpiada.oc3.ru – Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности

https://finfest24.ru – Краевой семейный финансовый фестиваль

https://моифинансы.рф/materials/azbuka-finansovoj-gramotnosti-so-smesharikami/ - Мультсериал «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»

https://www.youtube.com/watch?v=APy0ziPwGW4 – Мультсериал «Новое Простоквашино»

https://моифинансы.рф/project/den-finzozh-znanij/ - Дни финансовой грамотности (открытые уроки)

https://onlinetestpad.com/ru/tests/financial-literacy - Онлайн-тесты по финансовой грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc -Мультсериал по финансовой грамотности «Развлечеба»

https://vashifinancy.ru/ - Портал «Дружи с финансами»

https://хочумогузнаю.рф/ - Просветительский портал «Хочу Могу Знаю»

http://finance.instrao.ru/fin/ - Тесты по финансовой грамотности

https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1535 -Информационно -просветительский ресурс Банка России


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!