СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы физиогномики

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Основы физиогномики» предназначен для учащихся 8-11 классов .Физиогномика- область психологических знаний о взаимосвязи внешних и внутренних проявлений  человека на лице, и органах головы, указывающая на состояние организма. Научившись объяснять черты лица , связывать с особенностями поведения , мы можем быстрее начать понимать человека, которого видим впервые. Мы получим дополнительную информацию для того, чтобы разработать тактику и стратегию взаимодействия с ним. Человек, располагающий знаниями по физиогномике легче и точнее будет узнавать о состоянии партнера по общению, опираясь на малейшие нюансы движения лица.

Просмотр содержимого документа
«Основы физиогномики»












Программа элективного курса

для 8-11 класса, биологического профиля

Тема: «Основы физиогномики»





Бобровская Елена Васильевна,

Учитель биологии и экологии,


МБОУ

«Лицей «Эрудит»















Пояснительная записка к элективному курсу «Основы физиогномики» (17 часов)


Курс «Основы физиогномики» предназначен для учащихся 8-11 классов .Физиогномика- область психологических знаний о взаимосвязи внешних и внутренних проявлений человека на лице, и органах головы, указывающая на состояние организма. Научившись объяснять черты лица , связывать с особенностями поведения , мы можем быстрее начать понимать человека, которого видим впервые. Мы получим дополнительную информацию для того, чтобы разработать тактику и стратегию взаимодействия с ним. Человек, располагающий знаниями по физиогномике легче и точнее будет узнавать о состоянии партнера по общению, опираясь на малейшие нюансы движения лица. Познания в области физиогномики станут полезными для учащихся биологического профиля, помогут выбрать профессию, значительно расширят кругозор, помогут в самопознании себя и окружающих их людей. Программа элективного курса основывается на базовом знании анатомии человека, основ психологии человека, она «надстраивает»профильный курс, формируя познавательный интерес к проблемам, связанным с углубленным изучением биологии, дает базовые знания для изучения законов генетики. Программа авторская , утвержденная на научно-методическом совете. Новизна программы заключается во внедрении молодой, развивающейся отрасли науки антропологии-физиогномики.

Цель курса: Расширение области самопознания человека, психического и физиологического состояния его организма.

Задачи курса :

  • Способствовать развитию познавательного интереса к организму человека и способам диагностирования.

  • Способствовать расширению образовательного пространства.

  • Способствовать выбору профессии.

  • Формировать элементарные навыки диагностирования психологических особенностей человека, его заболеваний.

Ведущей идеей курса, является «чтение» личностных особенностей человека по лицу без длительного наблюдения за поведением человека, без близкого и частого общения с ним и собирания информации, описание физиологических особенностей строения его организма, состояние здоровья без дополнительного биотестирования. Ключевые понятия применяемые в изучении курса: зоны лица, пигментация лица, меланизация, асимметрия лица, френология, мимика, типология, психосемиотика, стеническое, астеническое состояние человека, патофизиогномика. биометрия.

Программа рассчитана на один курс обучения, предусматривается опора на знания по анатомии человека (8-10 классы). Программа курса рассчитана на 17 учебных часов.

В ходе реализации программы учащиеся должны знать:

  • Основные направления физиогномики, выраженность физиологических закономерностей черт лица, в зависимости от состояния организма.

  • Физиогномические признаки глаз, рта, носа, ушей, волос, формы лица.

  • Области применения физиогномики.

  • Зоны лица.

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять словесный портрет человека.

  • Характеризовать психологические и физиологические черты человека, опираясь на физиогномических признаках.

  • Определять половую принадлежность, возраст, расовые различия методом физиогномистики.

  • Выявлять психологический тип нервной системы человека.

  • Выявлять тип темперамента человека.



Отслеживание результатов проводится через практикум, семинар, защиту проекта. Все практикумы основаны на наблюдениях, биометрических измерениях, не требующих специального оборудования. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией, полученных группами результатов и выводов. Каждая работа может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Ожидаемый результат:

  • Расширение образовательного пространства.

  • Формирование навыков простейшего диагностирования.

  • Определение будущей профессии.

Методическое обеспечение программы:

Для реализации программы используется: литературный подбор изданий, фотографии, компьютерная обработка видеоматериалов.

Основные методы и формы :прикладные,системные, групповые, практикум, биометрия, словесный, описательный методы.

Литература для учителя:

  • Андреева Г.М. Психология социального познания. Уч.пособие для высших уч.заведений,М.1997

  • БиркенбилВ.Язык интонации, мимики, жестов.СПб.ПитерПресс,1997

  • Дальке Р. Болезнь как символ.СПб. ИК «Невский проспект»,2003

  • Мулдашев Э.Р.От кого мы произошли? М.»Пресс-ЛТД»,2002

  • Паршукова Л,П, Физиогномика. М.Высшая школа,2004

  • Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.

СПб.Питер,2001

Литература для учащихся:

  • Атлас анатомии человека (диск)

  • Руденский Е.В.Социальная психология. Курс лекций.Новосибирск,1997

  • ФастДж. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М.Знание,1986

Тематическое планирование

п/п

Наименование

тем курса

Всего

часов

Теория

Практика

Семинар

1

История и основные положения физиогномики

3

3



2

Практический аспект физиогномики

10


10


3

Прикладные аспекты физиогномики

3

3



4

Обобщение- зачет по основам физиогномики

1



1


Всего

17

6

10

1






Тематическое планирование элективного курса «Основы физиогномики» (17 часов)

Тема

часы

Тип урока

Методическое оснащение

Межпредметные связи

Валеологи-ческий аспект

Экологичес-кий аспект

ИКТ

1

История и основные положения физиогномики

3







1

Физиогномика как наука , искусство


Лек

ция


Паршукова Л.П. Физиогномика .М Высшая школа,2004


Мхк портреты

самопознание



2

Сущность физиогномики


Лек

ция

Паршукова Л.П. Физиогномика .М Высшая школа,2004



самопознание


Диск «Жесты,позы»

3

Факторы влияющие на мимику лица


Лек

ция

ДалькеР. Болезнь как символ Спб. ИК «Невский проспект»,2003



самопознание

Среда обитания

фото

2

Практичес

кий аспект физиогно

мики

10







1

Лицо.Расы.Зоны лица


Практикум

Атлас анатомии человека


Биология 11 класс расы

самопознание



2

Форма лица, асимметрия лица,цвет лица


Практикум

Атлас анатомии человека

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПбПитер,2001


Биология 11 класс расы асимметрия 7классгеометрия

самопознание

асимметрия

презентация

3

Волосы как признак состояния человека


Практикум

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПбПитер,2001



Биология 11 класс расы

самопознание



4

Лоб и брови как источник информации о человеке


Практикум

Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М. «Пресс-ЛТД», 2002


Биология 11 класс расы

самопознание


презентация

5

Глаза- зеркало человека


Практикум

Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М. «Пресс-ЛТД», 2002


Биология 11 класс расы

самопознание


презентация

6

Физиогномика ушей


Практикум

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПбПитер,2001



самопознание



7

Скулы и щеки


Практикум

Атлас анатомии человека


Биология8 класс

самопознание



8

Нос


Практикум

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и

Биология8 класс

самопознание



9

Рот,губы, зубы,подбородок и челюсти


Практикум

Атлас анатомии человека

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и

Биология8 класс

самопознание



10

Взгляд, мимика, лицо и возраст


Практикум

БиркенбилВ. Язык интонации, мимики, жестов.СПб.ПитерПресс, 1997



самопознание


Презентация

Диск «Жесты,позы,мимика»

3

Прикладные аспекты физиогномики

3







1

Физиогноми

ка на службе криминалистики


Лек

ция


Андреева Г.М.Психология социального познания .Уч Пособие для высших уч. Заведений, М.1997г.


Обществозна

ние




2

Физиогномика на службе искусства


Лек

ция


Паршукова Л.П. Физиогномика .М Высшая школа,2004

МХК




3

Физиогномика на службе медицины


Лек

ция


Паршукова Л.П. Физиогномика .М Высшая школа,2004

Анатомия человека


Воздействие заболеваний на анатомические изменения лица


4

Обобщение- зачет по основам физиогномики


Семи

нар

Паршукова Л.П. Физиогномика .М Высшая школа,2004




презентация


Содержание

Тема 1. История и основные положения физиогномики (3 часа)

Физиогномика как наука , искусство. Исторический экскурс в физиогномику прошлых лет. Вклад ученых Пифагора, Гиппократа, Аристотеля, Леонардо да Винчи, И.Лафатера, Ф.Галль., Ч.Дарвин, И.Сеченов. Физиогномика как область междисциплинарных исследований. Сущность физиогномики. Психофизиологическое обоснование физиогномики .Визуальная психосемиотика. Роль и функции визуальных знаков внешнего облика в общении людей. Психосемиотическая классификация знаков. Факторы влияющие на мимику лица.

Тема2 Практический аспект физиогномики (10 часов)

Лицо. Расы. Зоны лица. Размер, форма, положение черепа. Форма лица, асимметрия лица, цвет лица. Волосы как признак состояния человека. Лоб и брови как источник информации, показатель экспрессивности человека. Глаза- зеркало внутреннего мира человека. Физиогномика ушей. Скулы и щеки- признак взаимодействия с внешним миром. Физиогномические особенности носа, рта, губ, зубов. Подбородок и челюсти- источник информации о характере человека. Взгляд, мимика, лицо и возраст. Физиогномика и типология.

Тема3. Прикладные аспекты физиогномики (3 часа)

Физиогномика на службе криминалистики. Принципы описания внешнего облика человека по методу словесного портрета. Физиогномика на службе искусства. Как рисуют лицо. Что говорят и пишут о лице. Физиогномика на службе медицины. Психосоматический подход в физиогномике. Основы патофизиогномики.

Обобщение- зачет по основам физиогномики(1 час)


Приложение1

Вопросы семинара «Основы физиогномики»

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Вариант1


1. Дайте определение физиогномики.

2. Вспомните, что является предметом физиогномики.

3. Сформулируйте основные положения физиогномики.

4. Назовите различия в подходах к чтению лица специалистов Запада и Востока.

5. Выделите этапы развития физиогномических знаний.

6. Укажите, что является физическим механизмом проявления индивидуальных особенностей мимики.

7. Вспомните, какой психический процесс лежит в основе считы­вания информации с лица.

8. Сообщите, как называется зависимость восприятия от особен­ностей личности.

9. Перечислите основные положения визуальной психосемиотики.

10. Расскажите о визуальных знаках общения.

Вариант-2


1. Расскажите, какие факторы влияют на чтение лица.

2. Поясните, почему важно учитывать национальность и расу при считывании информации с лица.

3. Сообщите, чем характеризуется каждая зона лица.

4. Перечислите известные вам виды асимметрий лица и их основ­ные характеристики.

5. Поясните, о каких личностных особенностях человека может сообщить цвет лица.

6. Вспомните признаком какого человека являются большие лбы?.

7. Расскажите, о чем сообщают другим людям форма и движения наших бровей.

8. Проанализируйте, какую информацию о человеке можно узнать только по глазам.

9. Укажите, с какими характеристиками человека чаще всего связывают форму ушей.

10. Выделите основные признаки носа и соответствующие им особенности людей.

11. Подумайте, почему губы часто называют второй по информа­тивности, после глаз, частью лица. 12. Сообщите, виды подбородков, которые являются признаком силы и воли человека.

13. Выделите типы взглядов, подходящих для деловой ситуации для ситуации неформального общения. 14. Назовите внешние признаки, характеризующие стеническое состояние человека. 15. Назовите внешние признаки, характеризующие астеническое состояние человека. 16. Выделите главные особенности, свойственные лицам людей, представляющих разные возрастные группы. 17. Вспомните характерные черты лиц людей разных типов тем­пераментов. 18. Перечислите внешние признаки активных, энергичных личнос­тей (по представленной типологии) 19. Перечислите внешние признаки творческих личностей, опираясь на типологию

Вариант 3

1. Расскажите об основных методах изучения лица в криминалистике.

2. Поясните, в чем заключается метод составления словесного портрета.

3. Расскажите об этапах составления словесного портрета.

4. Вспомните значение словесного портрета.

5. Перечислите особенности рисования лица.

6. Расскажите, как художники передают характер человека в своих картинах.

7. Подберите в литературных произведениях описания черт лица и соответствующих им черт характера.

8. Назовите признаки жизненных сил и здоровья на лице.

9. Вспомните, о каких заболеваниях сообщает кончик носа.

10. Расскажите, о чем свидетельствуют крылья носа.

11. Поясните, что означает белый налет на языке.

12. Назовите признаки, по которым определяется нарушение пи­щеварения.

13. Сообщите о причинах возникновения мешков под глазами.

14. Расскажите, что может означать запах изо рта.

15. Укажите, по каким признакам можно определить болезни сердечно-сосудистой системы.

16. Расскажите, как используется информация об особенностях лица в кадровой службе.

17. Назовите основные факторы, влияющие на чтение лица, которые нужно учитывать при работе в сфере обслуживания.

Приложение2

Требования к выполнению проекта:

-актуальность выбранной темы;

-практическая значимость;

-наличие цели, задач, объекта, предмета исследования;

-оригинальность методов решения задач;

-логичность изложения;

-наглядность изложения материала;

-достоверность результатов;

-личный вклад;

-соответствие выводов поставленным цели и задачам проекта;

Критерии оценки защиты проекта:

-компетентность докладчика;

-наглядность


Пример тем проектов:

  • «Выявление гармоничного развития человека по строению ушной раковины»

  • «Выявление взаимосвязи между строением ушной раковины и уровнем интеллекта человека»

  • «Выявление психологических черт человека по строению окологлазничной области»

  • «Применение френологического метода для характеристики уровня развития памяти»

  • «Выявление уровня эмоционального развития и логического мышления по асимметрии лица»

  • «Выявление наиболее изменяющихся частей лица в возрастном промежутке времени»

  • «Физиогномические особенности асимметрии лица».

  • «Физиогномические особенности глаз».

  • «Выявление психологических черт по прическе и цвету волос».

  • «Физиогномика и типология личности»

  • «Физиогномика в кадровой службе»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!