II урок изобразительного искусства (11 – 17 сентября 2020 г.) Основы композиции в конструктивных искусствах Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
Любое здание имеет свой неповторимый силуэт.
Композиция этого силуэта должна быть гармонична с любой точки обзора. Поэтому художнику необходимо владеть искусством создания
выверенной композиции.
Какие разные силуэты
у мусульманской мечети, православного храма и католического костела!
Но их композиции вызывают восхищение!
Архитектурный объект состоит из геометрических тел, создающих композицию.
Эта композиция может быть скучна , а может быть выразительной и вызывать восхищение.
Любое творение художника – это сочетание удачной композиции, цвета и фактуры.
Компози́ция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.
Гармония – согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое.
Симметрия - соразмерность, пропорциональность частей чего-н., расположенных по обе стороны от середины, центра или другой оси. (например, бабочка, человек, равнобедренный треугольник)
Асимметрия – отсутствие симметрии
Эти композиции являются симметричными (равновесие масс достигается как бы зеркальным отражением одной части от другой.
Но интересны ли нам эти композиции? В них нет «рассказа», «действия», только «факт», нет изобразительного конфликта.
Как на счёт таких композиций? Чувствуется ли в них движение?
Они вызывают у нас некие ассоциации, чувства, основанные на нашем жизненном опыте, например,
одиночество (стойкость), неустойчивость (падение), эволюция (развитие), размножение (избыток), заполненность (неподвижность),
танец (хоровод).
Согласны?
Возникает ли у вас чувство, что чёрным квадратам «тесно» в этих композициях, что они вместились не целиком? Хочется ли вам отодвинуться подальше от них?
Не вызывают ли композиции нижнего ряда чувство тревоги, нестабильности?
Кажется ли вам,
… что квадраты падают на вас сверху? (1)
… что пол раздвигается под нами, и мы упадем? (2)
… что нечто провисает и вот-вот упадёт? (3)
Динамика (движение) в композиции достигается посредством наклона, скученности либо разреженности цветовых пятен.
Статичная композиция = неподвижная композиция
Ритм – чередование изобразительных элементов и свободных пространств (фона), их частота, сгущенность и разреженность, свет, насыщенность, тон и форма.
Примеры контрастных пар –
Статичная и динамичная композиция
Статичная и динамичная
Статичная и динамичная
Статичная и динамичная
Статичная и динамичная
Космогония Казимира Малевича
Поиски идеальных повествовательных композиций, композиций – сути нашего бытия.
Казимир Малевич (1879 -1935 гг.)– один из самых известных в мире художников-авангардистов XX века, основатель супрематизма, жил и работал в России, СССР.
Супрематизм - от латинского «супер материя», художественное и философское движение с использованием основных геометрических форм в ограниченном диапазоне цветов.
На выставке в 1915 году К.Малевич вывесил свой «Черный квадрат» на месте, предназначенном для иконы, провозглашая превосходство квадрата над всеми другими формами и черного цвета над всеми другими цветами.
Более подробно здесь (по желанию):
http :// lab.asyanemchenok.ru/journal/kosmogoniya-malevicha
«Спортсмены» К. Малевич, 1931 г.
Статичные фигуры в ожидании, в которых чувствуется энергия, сила, потенциал.
«Точильщик», Казимир Малевич, 1912 г.
Чувствуешь ли ты движение ноги и рук мастера в этой картине, звук затачиваемого ножа, звук станка, звук качающегося маховика?
«Женщина с граблями», К. Малевич, 1931 г.
На футболках:
«Скачет красная конница», 1932 г.
и «автопортрет», 1935 г.
Творчество К. Малевича часто цитируют
в современной массовой культуре.
Практическое задание на оценку:
Создай пару контрастных силуэтных композиций из геометрических форм – «статичная» и «динамичная» композиции.
Пример на странице 11 моей презентации.
(Ты можешь нарисовать их в альбоме маркером или сделать аппликацию из тёмной бумаги. Подпиши, где статичная, а где динамичная композиции и своё ФИО и класс. Сфотографируй и вышли мне на WhatsApp +7924хххххххх)
Время на работу – 1 неделя (до следующего урока)
БЕЗ ОЦЕНКИ:
- Для самопроверки пройди тест в Google-формах: https:// forms.gle/JJRiC4ngahDPDAj хххххх
(высылать фото теста мне не надо, если в конце триместра будет спорная оценка, я буду исходить из результативности тестов, поэтому не балуйтесь, отвечая. 10-8=«5», 7-5=«4», 4-3=«3» )
2. Не забудь сделать очень краткий конспект в альбоме или тетради - тема урока и термины (высылать мне не надо).
Храни свои работы в папке, не теряй (в мае будет выставка работ).