I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Рассказ с элементами беседы | - На уроках изобразительного искусства в 8 классе вы познакомитесь с образно-выразительным языком конструктивных искусств - дизайна и архитектуры. В «Изречениях в прозе» Гете есть фраза: «Архитектура - онемевшая музыка». Сравнение с музыкой - это, конечно же, прежде всего сравнение с прекрасным. Как вы думаете, с чего начинают «сочинение» здания архитекторы? Что необходимо знать, чтобы здания получились настолько прекрасны, что их хотелось бы сравнить с музыкой? Думаю, нас ждут увлекательные и интересные открытия в познании архитектуры и дизайна! | Слушают и обсуждают тему урока, цели, пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Личностные: стремятся хорошо учиться; осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?); правильно идентифицируют себя с позицией школьника | |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | - Перед вами изображения различных зданий и вещи, имеющие разное назначение. Рассмотрите их внимательно и попробуйте вставить пропущенное слово в предложение: Архитектура - это искусство ... зданий. Дизайн - это искусство создания ... вещей. - Правильно! Архитектура - это искусство «сочинения» зданий. Дизайн - это искусство создания облика вещей. И здания, и вещи конструируются, поэтому архитектуру и дизайн объединяют в понятие конструктивные искусства. Почему надо знать основы архитектуры и искусства? Дома, предметы вокруг нас формируют окружающую нас среду, мы в ней живём, а значит, нам необходимо, чтобы она была удобной и комфортной, отвечала нашим представлениям и вкусам. Немногие из вас станут дизайнерами и архитекторами, но каждый станет хозяином в своём доме и захочет, чтобы его жилище было красивым и удобным, захочет красиво одеваться и хорошо выглядеть, жить в красивом городе. Для всего этого понадобятся знания о красоте и удобстве зданий и вещей, законы их создания. С чего же всё начинается? «... - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». - Как вы думаете, о чём так говорил ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттист Альбёрти? Конечно, о композиции. (См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 47.) Презентация «Законы композиции». (Слайды 2-4.) - Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого, иначе в ней не было бы никакого смысла. То есть люди имеют схожее представление о гармонии, целостности, единстве. Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры, то есть в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время как геометрический центр один. (Композиционный центр может быть выделен контрастом света и тени, контрастом цвета, размером, формой ) Презентация «Законы композиции». (Слайды 5 8.) В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного. Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения. Презентация «Законы композиции». (Слайды 9-10.) Динамичная композиция - это композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция создает впечатление неподвижности. Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий. (Динамическая композиция: Казимир Мачевич. Крестьянки с ведрами. 1912. Супрематическая композиция. 1916.) Также можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение. Движение можно замедлить или ускорить. Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо. (К. С. Малевич. Супрематическая живопись: летящий аэроплан. 1915 г.) Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. В изобразительном ритм может создаваться повторением цвета, объектов пятен света и тени. (К. С. Малевич. Спортсмены. Супрематизм в контуре «Спортсменов».1930-1931 г) Презентация «Законы композиции». «Слайды 11-19) В природе не бывает ничего идеально. Кроме симметричных образов, много и асимметричных. Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении асимметричной композиции, и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. (См. ресурсный материал (2) к уроку на с. 47.) Презентация «Законы композиции». (Слайды 19-24.) | Слушают учителя, вставляют пропущенные слова в предложения. Вставляют пропущенное слово в высказывание Альберта. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Смотрят презентацию. Дискутируют. Смотрят презентацию. Дискутируют. Смотрят презентацию, анализируют и выражают свое мнение о произведениях художника Казимира Малевича. Смотрят презентацию. Дискутируют. Смотрят презентацию. Дискутируют. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения; сравнивают и определяют типы композиций, центр внимания в композиции: доминанту; устанавливают аналогии для понимания закономерностей при построении композиции; анализируют, делают вывод, определяют понятия. Коммуникативные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для собеседника высказывания. Личностные: выражают осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни; адекватно выражают и контролируют свои эмоции | |
III. Творческая практическая деятельность | Практический | Выполняя задания, вы будете шаг за шагом развивать заложенное в вас чувство композиции. Приобретая навыки организации пространства, вы можете использовать не только прямоугольники, но и круги, точки, треугольники, накладывая, соединяя их друг с другом. Мы будем выполнять практическую работу в технике коллажа. , Выполнение заданий: с. 20 учебника (раздаточный материал) | Готовят рабочее место. Выполняют практическую работу, создают композиции в соответствии с изученными законами | | Регулятивные: определяют проблему в деятельности; находят и исправляют ошибки в процессе работы. Личностные: аргументируют и оценивают свою деятельность; осознают свою учебную позицию, добиваясь зрительной гармонии в работе | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Беседа - обмен мнениями | - Рассмотрите фото города из самолета. Сравните их со своими композициями. Расскажите, как вы добились зрительного равновесия масс в композициях; как добились динамического равновесия, гармонии? Найдите ошибки в представленных композициях, посоветуйте, как их можно исправить. | Сравнивают композиции с фотографиями. Обсуждают работы. Отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге. Личностные: осознают многообразие взглядов и вырабатывают свои мировоззренческие позиции; адекватно выражают и контролируют свои эмоции | |