СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы организации внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Просмотр содержимого документа
«Основы организации внеурочной деятельности»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 п.г.т. СУХОДОЛ СЕРГИЕВСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

















Реферат

на тему «Основы организации внеурочной деятельности»










Выполнила: педагог дополнительного

образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ

№ 2 п.г.т. Суходол

Верещагина Марина Евгеньевна







Сергиевск, 2015



1.Познавательная внеурочная деятельность.



Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

-игровая деятельность;
-познавательная деятельность;
-досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
-художественное творчество;
-социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
-спортивно-оздоровительная деятельность;
-туристско-краеведческая деятельность.


В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. 
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. 



Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.
На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Однако это не вполне верно. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. То есть, большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие даже этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности школьников должна быть привнесена ценностная составляющая.
В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должно затруднить педагога, ведь ее можно найти в самых разных предметных областях познания.
Рекомендуется при обсуждении такого рода информации инициировать и поддерживать внутригрупповые дискуссии. Они позволяют подростку соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с отношениями других детей и могут способствовать коррекции этих отношений – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. 

В качестве примера назовем несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: 

-Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? (биология)

-Может ли наука быть безнравственной? (физика)

- Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей? (экономика)

- Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (география)

- Согласны ли вы со словами И.Карамазова «Если Бога нет, значит все позволено»? (литература)

- Реформы Петра I – шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной? (история)

- Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении? (искусство) и т.п.

Ценностная составляющая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников и тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся физикой, на двойственное значение для человечества открытия способа расщепления атомного ядра. Со школьниками, интересующимися биологией, можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. Акцентировать внимание школьников можно и на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов, на гуманитарных последствиях Великих географических открытий для народов Нового света и т.п. К чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам? Такого рода проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками.
Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Наиболее удачными формами здесь могут оказаться, например: школьный интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» (здесь знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников этой уникальной по своему влиянию на умственное воспитание игры), дидактический театр (в нем знания из самых разных областей обыгрываются на сцене, в связи с чем становятся эмоционально переживаемыми и личностно окрашенными), научное общество учащихся (в рамках НОУ осуществляется исследовательская деятельность школьников, поиск и конструирование нового знания – знания своего, искомого, выстраданного).
Достижение результатов третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного социального действия) будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально-ориентированных акций.
Например, некоторые заседания кружка любителей литературы смогут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия, если, например, время от времени будут проводиться для воспитанников детских домов или обитателей домов престарелых.
В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения могут проводиться социально ориентированные акции по сбору книг, например, для библиотеки расположенной где-то в глубинке сельской школы.
В рамках предметных кружков школьники могут заниматься изготовлением наглядных пособий или раздаточного материала для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам.
Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.
Возможна также организация для одаренных детей с высокой познавательной мотивацией специальных «вечерних курсов» на базе тех школ, которые имеют ограниченные возможности в преподавании отдельных предметов. Там школьники смогли бы поделиться с детьми этих школ своими знаниями, став для них своеобразными репетиторами.
Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. 

-«Как улучшить качество питьевой воды в школе?», 

- «Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения», 

- «Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье»,

- «Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья», 

-«Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей», 

-«Отношение к старикам у жителей нашего района»… 

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.



Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности.


Уровни


воспитательных


результатов


Виды внеурочной


деятельности

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

Познавательная

- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п., направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.). 

- познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей.

- детские исследовательские проекты.






- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п. духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.).

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД. 

- интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.).

- детские исследовательские проекты социальной направленности.




- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.

- детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.













2.Художественное творчество как вид внеурочной деятельности.



Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности. Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. Это направление можно представить курсами “Сказочная мастерская”, “Мозаика”, “Цветик-семицветик”, “Вслед за солнышком идем” и т. д.

Каждый педагог выбирает свои методы.

Примерные занятия:

1-е занятие.

Художественно-эстетическое направление.

Интегрированное занятие по курсам “Школа этики” и “Час общения”.

“Сервировка стола. Культура поведения за столом”.

На занятии обучающиеся знакомятся с понятием “сервировка стола”, с правилами сервировки, с предметами сервировки, с правилами этикета за столом; учатся приемам складывания салфеток, расстановки посуды. На ноутбуках с помощью шаблонов моделируют вазу с цветами для украшения стола.

2-е занятие.

Художественно – эстетическое направление.

Курс “Сказочное рукоделие”.

Тема занятия “Приемы работы с бумагой. Оформление ширмы”.

Обучающиеся изготавливают элементы цветов для оформления ширмы, используя приемы: квилинг, оригами, резание.

3-е занятие.

Художественно-эстетическое направление.

Курс “Вслед за солнышком идем”.

Тема занятия “Май – лошадку запрягай. Приметы мая”.

На занятии дети знакомятся с приметами мая; узнают о праздниках этого месяца. Итог занятия – творческие работы детей по приметам мая.



Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности


Уровни

воспитательных 

результатов


Вид внеурочной

деятельности


Приобретение школьником новых социальных знаний


Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям


Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия



Художественное творчество


- кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.






- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.




- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.





3. Примерный план - конспект внеклассного мероприятия по виду внеурочной деятельности: познавательная деятельность.

План - конспект внеклассного мероприятия по виду внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Конспект внеклассного мероприятия для 1-го класса «В сказочной стране».

Тема: «В сказочной стране».

Цель: Развитие познавательного интереса учащихся посредством сказки.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся об уже известных им сказках;

- повышать учебную мотивацию посредством создания игровой ситуации;

- побуждать учащихся к самостоятельной познавательной активности посредствам создания проблемных ситуаций;

- расширение кругозора учащихся;

Коррекционно-развивающие:

- развитие связной устной речи;

- развивать процессы памяти (восприятие, сохранение, запоминание) в ходе повторения ранее изученного материала;

- развивать мыслительные операции (анализ, синтез) при анализе и выполнении заданий;

Воспитательные:

- воспитывать любовь и интерес к урокам чтения посредством включения в урок разнообразного дидактического материала;

- воспитывать положительные качества личности: усидчивость, стремление довести начатое дело до конца.

Подготовительная работа:

  1. Анализ методической литературы.

  2. Написание сценария.

  3. Подготовка костюмов, музыкального сопровождения, плакатов.

  4. Подготовка классной комнаты к празднику.

Оборудование:

костюмы, плакаты, музыкальное сопровождение, «ромашка» для игры, телеграммы, предметы героев сказок, подарки (книжки-раскраски).

План проведения мероприятия:

  1. Вводная часть (вступительное слово ведущего).

  2. Основная часть.

  3. Заключительная часть.

Ход мероприятия (сценарий):

По стенам зала прикреплены красочные названия остановок: «Избушка на курьих ножках», «Теремок», «Терем» с соответствующими иллюстрациями.

Ведущий: Ребята, с самого раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

И сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир сказок. Перед вами избушка на курьих ножках, терем-теремок и терем. Это наши остановки, где вы должны ответить на вопросы или отгадать сказку. А путешествовать мы с вами будем на поезде!

Дети встают паровозиком. «Паровоз», дав гудок, ведет вагончики по залу, сделав один круг и остановившись на станции «Избушка на курьих ножках».

Ведущий: Итак, на нашем пути Избушка на курьих ножках.

- Кто живет в этой избушке? (Баба-Яга)

- Правильно ли стоит избушка? (Нет)

- Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом)

- Чтобы вырваться из цепких рук Бабы-Яги и отправиться дальше в путешествие, необходимо отгадать 3 ее загадки (появляется студент в костюме Бабы-Яги).

Баба-Яга:

- В каких сказках я живу?

- Какие волшебные вещи есть в русских сказках?

- На чем передвигаются герои сказок?

- Да, перехитрили вы меня! Молодцы! Отпускаю я вас дальше, уезжайте. А на прощание подарю вам подарочки - самые красивые шишки из моих запасов.

Ведущий: Вот и отпустила нас Баба-Яга. Продолжим путь к следующей станции. Но чтобы дорога показалась нам интересной и нескучной, поиграем в игру «Ромашка» (участники по очереди отрывают лепестки ромашки и зачитывают, что на них написано).

Угадайте название сказки по отрывку. Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто». («Сказка о золотой рыбке»)

Назовите 3 сказки с главным героем Иваном.

Где спрятался седьмой козленок? (Под печкой)

Где баба взяла муку на колобок? (Поскребла по сусекам)

Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

Как звали трех поросят из одноименной сказки? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого)

Ведущий: - А теперь занимайте свои места в поезде, поедим дальше. Звучит веселая музыка. «Поезд» делает круг по залу.

- Мы прибыли на станцию «Теремок». Здесь нас тоже ожидают интересные задания. (Ведущий находит конверт с надписью «Знаешь сказки - дальше пойдешь») Вы должны угадать названия сказок:

«Тук - тук! Кто в теремочке живет? Я - мышка-нарушка, я - лягушка-квакушка. А ты кто?» («Теремок»)

«Часы стали бить полночь. Она вскочила и упорхнула, как птичка». («Золушка»)

«Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несет ее домой». («Маша и медведь»)

«Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка». («Дюймовочка»)

«Вымолвил словечко - покатилась печка.

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю». («По щучьему велению»)

6. «Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

7. «Не лежалось на окошке -

Покатился по дорожке». («Колобок»)

Ведущий: - Наше путешествие продолжается. Впереди у нас еще одна остановка. И опять мы в дороге будем играть. (Игра «Буратино» - по одному человеку из каждой команды должны нарисовать с закрытыми глазами Буратино).

- А теперь вам нужно ответить на вопросы:

Как в сказках называют лису?

Самые маленькие по росту герои сказок? (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка)

Где находится Кощеева смерть? (На конце иглы, игла - в яйце, яйцо - в утке…)

Какие слова проговаривают в сказках вечером перед очень серьезным делом? (Утро вечера мудренее)

Звучит веселая музыка. «Поезд» делает круг по залу.

Ведущий: И вот остановка «Терем». О, да тут герои сказок оставили телеграммы и некоторые свои вещи. Давайте угадаем, кто прислал нам телеграммы:

«Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Скоро буду у вас»

(Колобок)

«Золотое яйцо снесла,

Скоро простое снесу»

(Курочка Ряба)

«Спасите! Нас съел серый волк!»

(Семеро козлят)

«Нам не страшен серый волк»

(Три поросенка)

Ведущий: По предметам угадайте, какие герои побывали в нашем Тереме:

Корзинка с пирожками (Красная Шапочка)

Азбука, колпак (Буратино)

Туфелька (Золушка)

Ступа и метла (Баба-Яга)

Сапоги (Кот в сапогах)

Ведущий: - Молодцы! Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но есть много сказок, непрочитанных вами. Так что приходите в библиотеку за новыми книжками. А наше путешествие подошло к концу!

Баба-Яга: Ой, какие вы молодцы! За ваши старания и правильные ответы, за то, что вы такие смелые и любите сказки, я приготовила вам подарки - книжки-раскраски со сказочными героями! Вы сможете и порисовать, и любимых героев вспомнить!

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М.:


  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010г.


  1. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).


  1. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).


  1. [email protected].


  1. Степанов В. Г. Загадки из сказок / В. Г. Степанов.: Махаон, 2000 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!