№ | Дата урока | Раздел, тема | Кол-во час | Средство обучение и применение ИКТ | Форма, тип учебного занятия | Требования к уровню подготовки учащихся |
Базовые знания | Развитие познавательных умений |
Введение. 1 ч. |
1 | | Россия – наша Родина. | 1 | Программа Комплексного учебного Курса «Основы религиозных культур и светской этики» Эл. приложение к учебнику. Урок № 1 | Комбинированный. Урок изучения нового учебного материала. Актуализация уже имеющихся знаний обучающихся | Знать: Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции? | Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). |
Основы религиозных культур и светской этики 16 ч. |
2 | | Культура и религия. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). http://www.predanie.ru/ Видео и аудиоматериалы о Церкви, праздниках, святых и т.д. Эл. Приложение к учебнику. Урок № 2 | Урок изучения нового учебного материала. Актуализация уже имеющихся знаний обучающихся | Знать: Что такое культура, и как она создаётся? Что такое религия? Что такое православие? | Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века. |
3 | | Человек и Бог в православии | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). http://www.reshma.nov.ru/ Официальный сайт Просветительского Центра и Издательства «Свет Православия» Эл. Приложение к учебнику. Урок № 3 | Урок изучения нового учебного материала. | Знать: Кого православная культура называет Творцом? Какие дары получили от Творца люди? | Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. |
4 | | Православная молитва | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса »ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к учебнику. Урок № 4 | Урок изучения нового учебного материала | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии? Какие бывают виды молитв? Что значит «благодать»? Кто такие Святые? | Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». |
5 | | Библия и Евангелие | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. приложение к учебнику. Урок № 5 | Урок изучения нового учебного материала. Актуализация уже имеющихся знаний обучающихся | Знать: Кто такой христианин? Кто такие пророки и апостолы? Что такое Библия и Евангелие? Что такое Откровение Божие? | Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. |
6 | | Проповедь Христа. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику. Урок № 6 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного. | Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь)? Как христиане относятся к мести, и почему? | Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. |
7 | | Христос и Его крест. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику. Урок № 7 | Урок изучения нового учебного материала | Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа? Кто такой Богочеловек? В чём состояла жертва Иисуса Христа? | Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. |
8 | | Пасха. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Сайт православие.ru – http://days.pravoslavie. ru/Life/life1204.html http://pasxa.eparhia.ru/ Православные посты и праздники. Информационный сайт Казанской епархии Эл. Приложение к учебнику. Урок № 8 | Актуализация уже имеющихся знаний обучающихся. Изучение нового учебного материала, а также целевое применение усвоенного. | Знать: Что такое Пасха (Воскресение)? Как празднуют Пасху? Как звучит пасхальное Приветствие? Как звучит пасхальный гимн? Что такое христианский пост? | Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. |
9 | | Православное учение о человеке. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). http://www.kuraev.ru/ Миссионерский портал диакона Андрея Кураева Эл. Приложение к учебнику. Урок № 9 | Урок- путешествие в историю сотворения мира и человека (Библия, Ветхий Завет). | Знать: Чем человек отличается от животного? Что такое «внутренний мир» Человека? В чём заключается свобода для христианина? Как Библия рассказывает о происхождении души? | Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. |
10 | | Совесть и раскаяние | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику. Урок №10 | Актуализация уже имеющихся знаний обуч-ся. Изучение нового учебного материала, а также целевое применение усвоенного. | Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние? | Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». |
11 | | Заповеди. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику. Урок №11 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного | Знать: Что такое «заповедь», «скрижали»? Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея? | Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. |
12 | | Милосердие и сострадание. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику. Урок №12 | Актуализация уже имеющихся знаний обуч –ся. Изучение нового учебного материала, а также целевое применение усвоенного. | Знать: Кого христиане называют «ближним»? Как христианин должен относиться к людям? Что такое «милосердие», «милостыня». | Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия. |
13 | | Золотое правило этики. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику. Урок №13 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного. | Знать: Что такое «этика»? Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение»? | Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. |
14 | | Храм. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). http://www.fotopalomnik.ru/ Сайт для паломников и путешественников. http://www.eparhia-tmb.ru/ Эл. Приложение к учебнику. Урок №14 | Урок-экскурсия (очная или заочная, в зависимости от возможности). | Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают? Как устроен православный храм? Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение»?. Что такое «церковно-славянский язык»? | Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. |
15 | | Икона | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). http://www.pravoslavie.ru/ Православный календарь. Православные СМИ. Эл. Приложение к учебнику. Урок №15 | Урок-экскурсия (очная или заочная, в зависимости от возможности). | Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему? Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир? | Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик». |
16 | | Творческие работы учащихся. | 1 | http://portfem.narod.ru /p11aa1.html Алгоритм работы и подведения итогов по работам:http://shamshurina.ucoz.ru/publ/7-1-0-8 Эл. Приложение к учебнику. Урок №16 | Подготовка творческих работ учащихся | Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ? Как пользоваться литературой и др. источниками информации? Как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы? | Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление. |
17 | | Подведение итогов | 1 | http://www.hristianstvo.r u/ Православное христианство. Каталог православных ресурсов в сети Интернет Эл. Приложение к учебнику. Урок №17 | Урок контроля знаний, умений и навыков. Это может быть выставка творческих работ, конкурс и т.п | Знать: Из чего складывается оценка творческой работы. | Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. |
Основы православной культуры 13 ч. |
18 | | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №18 | Урок контроля знаний, умений и навыков; урок- путешествие в прошлое. | Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос? Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной? | Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. |
19 | | Подвиг. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №19 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного | Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность? Пример «подвижнической» жизни архиепископа Луки Войно- Ясенецкого. | Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое. |
20 | | Заповеди блаженств | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №20 | Урок изучения нового учебного материала | Знать: Что такое «заповедь», «блаженство»? Что делает христианина счастливым? | Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. |
21 | | Зачем творить добро? | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №21 | Урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного | Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются Святые? | Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли –даром давайте». |
22 | | Чудо в жизни | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №22 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного | Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице? Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются? | Уметь: Отличать на иконе христианина изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. |
23 | | Православие о Божием суде | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №23 | Урок изучения нового учебного материала | Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде? Почему христиане верят в бессмертие? | Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. |
24 | | Таинство Причастия. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №24 | Урок изучения нового учебного материала | Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство? Что происходит в храме во время Литургии? | Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви |
25 | | Монастырь. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №25 | Урок- путешествие | Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи? Что представляет собой монастырь? Какие монастыри и лавры существуют на территории России? | Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. |
26 | | Отношение христианина к природе. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №26 | Урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного | Знать: Какие качества делают человека «выше» природы? Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным? | Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём |
27 | | Христианская семья | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №27 | Урок изучения нового учебного материала, а также целевого применения усвоенного | Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание»? Что означает венец над молодожёнами? Что означает обручальное кольцо? | Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося.Объяснить, какое поведение называется «хамским». Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» |
28 | | Защита Отечества. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №28 | Урок – заочная экскурсия. | Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает Справедливой? Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы? | Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. |
29 | | Христианин в труде. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №29 | Урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного. | Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца? Что такое первородный грех? Что такое пост, и для чего он нужен христианину? | Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека». |
30 | | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010). Эл. Приложение к учебнику, урок №30 | Урок-экскурсия | Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура | Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины. |
Духовные традиции многонационального народа России 4 ч. |
31 | | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 | http://azbyka.ru/ Православная энциклопедия «Азбука веры». Тексты Ветхого и Нового Заветов; рубрика «Чем отличаются религии? Будда. Мухаммед. Христос». | Подготовка творческих проектов учащихся | Знать: Как готовится творческий проект? Какие виды творческих проектов существуют? | Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. |
32 – 33 | | Выступление обучающихся со своими творческими работами. | 2 | Интернет ресурсы по «ОРКСЭ» Каталог православных ресурсов в сети Интернет | Конференция | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление обучающийся | Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. |
|
34 | | Презентация творческих проектов. | 1 | Интернет ресурсы по «ОРКСЭ» Каталог православных ресурсов в сети Интернет | Смотр знаний | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление обучающийся | Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. |