Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени М.И. Калинина»
муниципального образования «город Бугуруслан»
Рассмотрена на заседании ШМО Руководитель МО ______ Самихова Г.А. Протокол № 1 от « 29 » августа 2022г | Согласована заместитель директора по ВР Закирова И.Г. « 30 » августа 2022 г. | Утверждаю директор МБОУ СОШ имени М.И.Калинина В.А. Воробьев Приказ № 161 от « 31 » августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности творческого объединения:
«Основы православной культуры»
Рабочую программу разработал
Кривошеев Евгений Рудольфович,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2022-2023 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы православной культуры» составлена на основе нормативной базы:
Закона РФ «Об образовании»;
Устава школы;
Основной образовательной программы начального общего образования школы;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
Авторской программы по курсу «Основы православной культуры», Г. Шестун, Бельчикова, Сливкина.
Учебного пособия. «Духовно- нравственная культура России», игумен Шестун, Е. Бельчикова, 2009.
Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Общая характеристика учебного предмета
Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти, в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность - руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Преподавание основ православной культуры в начальных классах общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
В ходе изучения этого курса учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.
Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём Слове на открытии
XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтений (2010 г.) сказал, что «школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков».
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при написании рабочей программы.
При построении учебного курса «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного курса «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Поскольку данный учебный курс предназначен для обучащихся 1-2 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный курс «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности.
Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Актуальность данной программы в том, что в современном мире особое
значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего
поколения, программа обладает значительным воспитательным потенциалом и наряду с задачами «знаниевыми» (передача определенных знаний, формирование умений и навыков, компетенций призван обеспечить реализацию важнейших задач духовно-нравственного воспитанияподрастающих поколений российских граждан, их социализации.
Программа направлена на развитие у школьников представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций, на понимание их значения в жизни современного
общества, а также своей сопричастности к ним. Основные
культурологические понятия учебного курса —«культурная традиция»,
«мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» —
являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Практическая значимость программы «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Описание места рабочей программы в структуре основной образовательной программы.
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного курса «Основы православной культуры»
В содержательном плане курс «Православная культура» дополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия обучающимся православных представлений о добре и зле, справедливости, религиозных ценностях и смыслах человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как:
• «Литературное чтение»,
• «Окружающий мир»,
• «Изобразительное искусство»
Содержание учебного предмета «Православная культура» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании обучающихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых духовно-нравственных ценностей культуры Православия.
Программа разработана в соответствии с "Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура" и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возможностей обучения младших школьников и предназначена для использования в начальных классах общеобразовательных учебных заведений любого типа.
В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:
1. Связь православной культуры с жизнью современного ребенка.
2. Опора на образно-эмоциональные качества учебного материала
Программа учебного курса «Православная культура» построена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания.
Целевая установка программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.
Главной целью курса «Православная культура» является формирование духовно-нравственной личности обучающихся, их активной гражданской позиции на основе личностного восприятия, проживания и осмысления ими базовых ценностей культуры, выработанных православной традицией в различных сферах жизни и деятельности человека, общества, российского государства.
Задачи:
приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Ценностные ориентиры содержания обучения
Изучение отечественного историко-педагогического наследия ( К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. ), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе.
Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.
Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.
Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-10 лет
Возрастные особенности детей данного возраста: подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Режим занятий, сроки реализации программы:
Курс ОПК является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 ч
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Для оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности и наличия зачатков ценностного мышления используются: педагогическое наблюдение; самооценка обучащихся по результатам занятия. В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса. Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, экскурсия в храм.
2.Результаты освоения программы.
Личностные результаты:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;
-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям.
. Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся используются:
- наблюдение;
- проведение ролевых игр;
- опросники,
- анкетирование
Предметные результаты:
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни;
-понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как человека, так и общества;
-формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении российской государственности, развитии культуры;
-воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России.
Проверка результатов проходит в форме :
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.)
- собеседование (индивидуальное и групповое);
- опросников,
- тестирования
Метапредметные результаты:
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием модуля «Основы православной культуры».
формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение,
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой)
Уровни результатов освоения программы.
Первый уровень результатов —овладение первоначальными
представлениями о православной культуре; приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — овладение навыками адаптации в
различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки; получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — овладение умением ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать), гражданином, свободным человеком.
3. Содержание учебной программы.
Урок №1: В начале было Слово
Слово – дар Божий - Дар слова. Доброе слово. Мудрое слово.
Слово устное – сказки, песни, изречения. Мамины колыбельные. Бабушкины сказки.
Слово письменное - Буквы. Грамота. Азбука. Книжная грамота. Учение книжное.
Слово Божие - Самая главная книга - Библия. Напрестольное Евангелие. Благоговейное отношение к Библии. Детская Библия (знакомство с книгами).
Исполнение Слова - Пение и чтение в Церкви.
Словарная работа: Библия.
Урок №2: Сотворение мира (рай)
Ветхозаветные истории: Адам и Ева - жизнь в раю (Детская Библия).
Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Блаженство рая».
Практическое занятие: как ты представляешь себе рай (словесное или художественное описание).
Словарная работа: Бог, Адам, Ева, рай, ангел.
Урок №3: Матерь Господа нашего.
Дева Мария – Матерь Божия.
Традиция празднования Рождества Пресвятой Богородицы в семье, храме.
***Подготовка к празднику Матери: изготовление цветов, рисунков (домашнее задание).
Православная икона: иконы Богородицы (по усмотрению учителя).
Духовное песнопение: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
Словарная работа: Мария, Богородица, Пресвятая.
Урок №4: Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники.
Наши домашние защитники и покровители.
Расскажи историю своего наречения.
Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днем именин.
Духовное песнопение и размышление над содержанием: «Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена их)».
Словарная работа: ближний, жертва, чадо, прадед, дед.
Урок №5: Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского.
Фрагменты Жития. Младенец, не пьющий молока. Чудесные знаки. Отрок и встреча со странником.
Разговор с Богом (одинокая молитва). Монашеские труды. Слава и скромность.
Православная икона: преподобного Сергия Радонежского.
Изобразительное искусство: М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890 гг.). Триптих М.В. Нестерова «Труды преподобного Сергия Радонежского».
Словарная работа: преподобный, отрок, монах.
Урок №6: Образ Богородицы: Язык и символика одежды
Повторение: Рождество Богородицы.
Традиционная одежда женщин Иерусалима (плат, омофор), женщин Руси (плат, пояс, чепец).
Православная икона: икона «Покров Пресвятой Богородицы».
Духовное песнопение и размышление над содержанием: «Пресвятая Богородица, покрой меня своим омофором!»
Краеведение: храмы родного края - храм Покрова Богородицы.
Словарная работа: плат, омофор, риза, ризница.
Урок №7: Плоды земные.
Почему к хлебу надо относиться с благоговением.
Путешествие с зернышком (от зернышка до хлеба).
Пословицы о хлебе.
Православная икона: Спорительница хлебов.
Изобразительное искусство: И.И. Шишкин «Рожь».
Духовное песнопение: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
Урок №8: Мир природы.
Постоянство и изменчивость Божьего мира. Времена года. Наблюдение за природой (М.М. Пришвин; св. Игнатий Брянчанинов).
Музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.
Изобразительное искусство: пейзажная живопись (И.И. Левитан, И.И.Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев и др.); В.М. Васнецов «Блаженство рая».
Размышление о содержании: «Ты ввел меня в эту жизнь, как чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворящий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях». (Фрагмент акафиста «Слава Богу за все», Икос 2).
Словарная работа: умиротворящий, блаженство.
Урок №9: Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома.
Устройство дома. Красный угол. Казанская икона Богородицы в иконостасе православного дома.
Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери (детские рассказы).
Православная икона: Казанская икона Божией Матери.
Концерт «Духовный венок Пресвятой Богородице» (духовные песни и стихи).
Словарная работа: заступница.
Урок №10: Вера и суеверия.
Ветхозаветная история: заповеди Божии «Не сотвори себе кумира».
Различение понятий Вера и суеверие.
Рассказы о забавных случаях, связанных с суевериями, и отношение к ним.
Народные представления о мире в фольклоре: дом – путь –испытание – встреча - иные царства.
Словарная работа: суеверие, испытание, иное царство.
Урок №11: На пути к высотам мудрости.
Беседа: «Мальчик из Холмогор». Русский православный ученый
Художественная литература: Некрасов Н.А. «Школьник» и другие стихи о М.В. Ломоносове, его детских и отроческих годах.
Размышление о прочитанном: М.В. Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).
Подготовка к празднику Букваря.
Словарная работа: честь, доброе имя, честность, почести, бесчестье.
Урок №12: Чистота духовная и телесная.
Гигиена тела, гигиена питания.
Чистота души. Греховные пороки и их преодоление: лень, ночные страхи.
Как победить лень.
Почему появляются ночные страхи
Художественная литература: В. Одоевский «Утренняя песня»; рассказ Л. Толстого «Ученый сын» (другие произведения по усмотрению учителя).
Народная православная традиция: молитва за трапезой.
Размышление о прочитанном: М.В. Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).
Духовное песнопение и размышление о содержании: «Не бойся никого, кроме Бога одного...» (музыка протоиерея Николая Гурьянова, текст священника Павла (Покровского).
Словарная работа: грех, лень, страх, грезы.
Урок №13: Красота внешняя и внутренняя.
Беседа о красоте на основе рассмотрения икон и картин русских живописцев, фотографий (семейных).
Православная икона: иконы Пресвятой Богородицы, святых отцов и жен.
Изобразительное искусство: картины В.А.Серова, В.А. Тропинина., И.П. Аргунова, М.В. Нестерова и других.
Творческая работа: Творчество детей, посвященное празднику «Введение в храм Пресвятой Богородицы».
Концерт: песнопения, духовные стихи.
Словарная работа: красота, красивый, прекрасный.
Урок №14: Нравственные понятия: добро и зло.
Сказки славянских народов: слезы добрые и недобрые.
Размышление о прочитанном: преподобный Серафим Саровский (фрагменты жития).
Духовное песнопение: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас».
Словарная работа: обида, обидчик, обиженный.
Урок №15: Любовь к ближнему как к самому себе.
Сердце и душа: почему болит сердце.
Враги нашего сердца: гордость, гнев, недовольство.
Ветхозаветная история: Каин и Авель.
*Жития святых: преподобный Серафим (Вырицкий) (фрагмент).
*Размышление о прочитанном: М.В. Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).
Словарная работа: жадность, гнев, гордость.
Урок № 16: Рождественские праздники.
Подготовка к Рождественской елке.
Рождество Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Радость пастухов. Дары волхвов.
Рождественский концерт: песнопения, выставка поделок и рисунков.
Словарная работа: ясли, вертеп, ладан, смирна, елей.
Урок №17: Крещение Господне.
Крещение: Иоанн Креститель, Предтеча Христов.
Крещенская вода и ее свойства.
Православная икона: икона “Крещение Господне”.
Духовное песнопение: “К Вечерне” (сл. И. Аксакова, обработка для хора Э. Леонова).
Словарная работа: крещение, Иордан.
Урок №18: Церковная седмица и государственная неделя.
Церковная седмица (литургический круг) – неделя, понедельник, вторник, среда, суббота: церковный смысл, отличия от государственной недели.
***Практическая работа: рассмотрение календарей.
Словарная работа: неделя, неделя, седмица.
Урок № 19: Дела милосердия.
Новозаветная история: Исцеление сухорукого (Мф. 9: 18- 26); исцеление слепорожденного (Ин. 9: 1-12); воскрешение дочери Иаира (Мф. 9: 18-26).
Дела милосердные: посещение больного (родственников, друзей, знакомых).
Изобразительное искусство: В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира».
Словарная работа: посетить, подарить, помочь.
Урок № 20: Отношение святых к родителям.
Заповеди Ветхого Завета: о почитании родителей (Исх. 20; пятая заповедь).
Ветхозаветная история: грех Хама, сына Ноя.
Художественные произведения: рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», народная сказка «Доброе братство милее богатства».
Музыкальные произведения: песни о маме.
Словарная работа: почитание, забота, жестокосердие.
Урок № 21: Урок Нравственности.
Привычка, характер привычки.
Привычки вредные и полезные.
Отношение к ним православного человека.
Художественные произведения: поэзия Н.А. Некрасова, В. Афанасьев «Врун», *«Разоренное гнездо»
Урок №22: День защитника Отечества
Встреча с военнослужащими.
Мой папа, дедушка – защитники Отечества.
Концерт папам, дедушкам, братьям.
Словарная работа: отец, отчий дом, Отечество.
Урок №23: Православная и народная традиция (пост).
Новозаветная история: Иоанн Предтеча о посте (Мф. 9: 14-17).
Художественная литература: Великопостная традиция. И.С. Шмелев «Лето Господне».
Словарная работа: пост, говение, воздержание.
Урок №24: Иисус Христос – Спаситель мира. .
«Нас ради человек и нашего ради спасения…»
Новозаветные истории о смирении (Мф. 18: 1-17); о спасении погибающих (Лк. 9: 3-37).
Православная икона: икона «Троица».
Словарная работа: Троица, смирение, смиренномудрие, самопожертвование.
Урок №25: Чудеса в жизни и в сказках.
Евангельская история: чудеса, совершаемые Господом (подбор материала по усмотрению учителя).
Художественная литература: Чудесное в сказках.
Словарная работа: чудо, чудеса, чудесный, чудотворный.
Урок №26: Благовещение Богородице
Беседа о Благовещении Богородицы.
Православная икона: икона “Благовещение” (Дева Мария и архангел Гавриил).
Изобразительное искусство: В.Д. Поленов «Благовещение» (1882).
Народная традиция выпускать птиц на волю.
Духовное песнопение: «Богородица Дево, радуйся».
Словарная работа: архангел, благовещение.
Урок № 27: Вербное воскресение.
Вербное воскресение: история праздника, символика (ветви пальмы, вербы).
Православная икона: «Вход Господень в Иерусалим».
Музыкальное произведение: голоса птиц.
Художественное произведение: А.С. Пушкин «При светлом празднике весны»; А. Блок «В воскресенье вербное».
Словарная работа: Иерусалим
Урок № 28: Пасхальная седмица.
Радость Пасхального Воскресения.
Пасха: символика праздника.
Крашеное яйцо: история, цветовая символика.
***Практическое занятие: Разукрашивание пасхальных яиц (детская разукрашка).
Духовное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» (обиход).
Словарная работа: пасха, кулич, «смертию смерть поправ».
Урок №29: Ученики Иисуса Христа
Апостолы- первые ученики Иисуса Христа.
Благословение на апостольское служение.
Православная икона: иконы апостолов.
Словарная работа: апостол, первозванный, первоапостолы.
Урок № 30: День славянской письменности и культуры.
*Кирилл и Мефодий – учителя словенские.
Работа с презентацией
Урок №31: Посещение храма
Знакомство с внешним и внутренним устройством.
Узнавание икон, известных детям.
Как правильно поставить свечу.
Урок №32 Труд – основа жизни
Что говорит Библия о труде?
Награда за труд.
Трудовые династии
Пословицы, поговорки о труде.
Урок № 33: Дела милосердия.
Как накормили апостолы Воскресшего Христа (Лк. 24: 36-43)
Накормить алчущего и напоить жаждущего.
Изобразительное искусство: В.Д. Поленов «Пределы Тирские».
Азы церковнославянского языка: u-УКЪ.
Словарная работа: алкать, взалкать, алчущий.
Урок №34: Закрепление пройденного.
Обобщить знания, полученные за учебный год.
Закрепить изученный материал.
4. Тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование по ОПК
№ п/п | Название тем и разделов | Общ кол час | дата |
План. | Факт. |
I. | Велика сладость учения книжного | 2 | | |
1. | «В начале было Слово…» | 1 | | |
2. | Сотворение мира (рай) | 1 | | |
II. | Круг жизни. Промысел Божий | 2 | | |
3. | Матерь Господа нашего. | 1 | | |
4. | Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники. | 1 | | |
III | Монашество: история возникновения | 2 | | |
5. | Светлый образ: детские годы преподобного С.Радонежского. | 1 | | |
6. | Образ Богородицы: Язык и символика одежды | 1 | | |
IV. | Хлеб жизни. Плоды земные. | 2 | | |
7. | Плоды земные. | 1 | | |
8. | Мир природы. | 1 | | |
V. | Защита Отечества – Казанская икона Божией Матери. Родина, родной дом. Служение Отечеству | 3 | | |
9. | Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. | 1 | | |
10. | Вера и суеверия. | 1 | | |
11. | На пути к высотам мудрости. | 1 | | |
VI. | Рождество – Крещение. (Пост – путь-дорога) | 7 | | |
12. | Чистота духовная и телесная. | 1 | | |
13. | Красота внешняя и внутренняя. | 1 | | |
14. | Нравственные понятия: добро и зло. | 1 | | |
15. | Любовь к ближнему как к самому себе. | 1 | | |
16. | Рождественские праздники. | 1 | | |
17. | Крещение Господне. | 1 | | |
18. | Церковная седмица и государственная неделя. | 1 | | |
VII. | Масленица – Прощеное воскресенье. | 8 | | |
19. | Дела милосердия. | 1 | | |
20. | Отношение святых к родителям. | 1 | | |
21. | Урок Нравственности. | 1 | | |
22. | День защитника Отечества | 1 | | |
23. | Православная и народная традиция (пост). | 1 | | |
24. | Иисус Христос – Спаситель мира. | 1 | | |
25. | Чудеса в жизни и в сказках. | 1 | | |
26. | Благовещение Богородице | 1 | | |
VIII. | Пасха (апрель, май). | 2 | | |
27. | Вербное воскресение. | 1 | | |
28. | Пасхальная седмица. | 1 | | |
IX. | Вечная жизнь. «Зеленые святки». Вознесение – Троица. | 2 | | |
29. | Ученики Иисуса Христа | 1 | | |
X. | День славянской письменности и культуры | 4 | | |
30. | День славянской письменности и культуры. | 1 | | |
31. | Посещение храма. | 1 | | |
32. | Труд – основа жизни. | 1 | | |
33. | Дела милосердия. | 1 | | |
34. | Итоговое повторение. | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Средства обучения
Учебная программа курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы) /Авт. Игумен Георгий (Шестун), игумен Кирилл (Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, Т.М. Сливякина. – 2-е изд., перераб. Самара: ГОУ СИПКРО, 2008.- 180с.
Учебное пособие «Духовно-нравственная культура России», Книга для учителя 1 классаы. Г.Шестун, Самара, 2011г. – 145с.
Мультимедийное устройство
Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.
Методические рекомендации по ОПК.
Литература для учителя
1.Азбука православного воспитания. — М., 1997.
2. Афанасьева С. Основы христианской культуры: Занятия для детей младшего возраста (5—7 лет). — Калининград, 2001.
2.Библия.
3. Артемий Владимиров, священник. Учебник жизни. — М., 2001.
4. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X—XX вв. / Сост. С.С.Бычков. — М., 1992.
5. Димитрий Конюхов, священник. Школьное православное образование. — М., 1999.
6. Максим Козлов, протоиерей. Детский катехизис: 200 детских вопросов и недетских ответов. —М.,2001.
7. Сергий Коротких, священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий // Материалы для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). — Калининград, 2001.
8. Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр "Покров". М., 2001.
9. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С. Фомина. — М., 1993.
10. Основы православной культуры. Для детей дошкольного возраста / Сост. О.К. Харитонова. Под ред. протоиерея Виктора Дорофеева. — М., 2002.
11. Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам... (Библиотечка еженедельника "Воскресная школа") — М., 2000.
12. Поселянин Е. Святые вожди земли русской. М.; СПб., 2000.
13. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. — Кострома, 1998.
14. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. — М., 1987.
15. Преображенский Василий. Традиционное духовное воспитание детей. Уроки православной культуры для самых маленьких. — СПб., 2002.
16. Шевченко Л. П., Шестун Е., протоиерей. Православная культура: Методическое пособие для учителя, 1 класс. – М.: Изд. дом ”Покров”, 2003.
Литература для учащихся
1.Учебное пособие «Духовно-нравственная культура России»,1, 2 класс. Г. Шестун, Самара, 2009г.
2. Детская Библия. М, Российское Библейское общество, 1995.
.Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Сост. протоиерей А. Соколов, М., “Паломник”, 1999.
Ресурсы сети интернет.