СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы правового регулирования международных отношений

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международная организация - это организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Правовой основой международных организаций являются правила организации: учредительные акты организации (уставы), принятые в соответствии с ними решения и резолюции. Стать членом организации можно только в результате процедуры приема. Функции и полномочия организации закреплены ее Уставом.

Просмотр содержимого документа
«Основы правового регулирования международных отношений»

Лекция 2. Основы правового регулирования международных отношений

1. Право международных организаций

2. Дипломатическое и консульское право

3. Право международных договоров

4. Мирное урегулирование международных споров и ответственность по международному праву

1.

Право международных организаций - это отрасль меж­дународного публичного права, принципы и нормы которого регламентируют порядок создания и деятельности междуна­родных организаций, их взаимоотношения с другими субъек­тами этого права.

Международная организация - это организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Правовой основой международных организаций являются правила организации: учредительные акты организации (уставы), принятые в соответствии с ними решения и резолюции. Стать членом организации можно только в результате процедуры приема. Функции и полномочия организации закреплены ее Уставом.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев:

1) в зависимости от круга членов различают организации:

· всеобщие (универсальные), т. е. потенциально рассчитанные на участие всех государств;

· региональные, т.е. открытые только для государств определенного географического района (Организация африканского единства, Лига арабских государств, Совет Европы и др.);

2) в зависимости от характера "компетенции" организации делятся на обладающие:

· общей компетенцией. Это значит, что компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества (ООН, СНГ);

· специальной компетенцией (Международная морская организация).

2. Дипломатическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих правовое положение и деятельность дипломатических представительств государств. Источниками дипломатического права являются прежде всего обычные нормы. В большинстве своем эти нормы являются общепри­знанными. Они кодифицированы и дополнены в ряде универ­сальных конвенций.

Государственные органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности можно разделить на две группы: 1) внутригосударственные (центральные); 2) зарубежные.

В свою очередь внутригосударственные органы внешних сношений делятся на:

♦ конституционные (парламент, глава государства, правительство и его глава);

♦ специализированные (органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях. В России это МИД и Министерство экономического развития и торговли).

Зарубежные органы внешних сношений можно также разделить на 2 группы:

♦ постоянные (дипломатические представительства государств - посольства и миссии);

♦ временные (специальные миссии, направляемые в другое государство для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях и др.).

Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии.

Посольства - это представительства первого, высшего класса. Оно возглавляется чрезвычайным и полномочным послом.

Миссии - представительства второго класса. Во главе миссии - посланник или поверенный в делах.

Основная функция представительства состоит в предста­вительстве своего государства: ведении переговоров с прави­тельством страны пребывания, защите интересов своих граждан и юридических лиц, информации своего правительства об условиях и событиях в стране пребывания, развитии со­трудничества в области экономики, культуры, науки. Дипломатические иммунитеты и привилегии принадлежат дипломатическому представительству как органу государства и сотрудникам представительств. Помещение дипломатических представительств неприкосновенно.

Наряду с дипломатическими отношениями государства издавна устанавливают и консульские отношения - это меж­дународные административно-правовые отношения, пред­назначенные для защиты прав и интересов физических и юри­дических лиц соответствующего государства на территории другого. Консульские учреждения создаются государствами для поддержания и развития экономических, правовых и иных связей. Согласие, данное на установление дипломатических отношений между государствами, означает, как правило, и согласие на установление консульских отношений. А вот разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыва консульских отношений.

Существует четыре класса консульских учреждений:

♦ генеральное консульство;

♦ консульство;

♦ вице-консульство;

♦ консульское агентство.

Консулы являются должностными лицами государства. Для назначения консула не требуется предварительного согласия принимающего государства на определенное лицо. Направ­ляющее государство выдает ему "консульский патент". От страны пребывания консул получает консульскую "экзеква­туру" - разрешение на выполнение функции консула в своем округе. Консульские учреждения выполняют три основные фун­кции: защиту интересов государства и его граждан, юриди­ческих лиц; содействие развитию дружеских отношений; информацию в области консульской деятельности, которая включает предоставление соответствующих сведений заин­тересованным гражданам и юридическим лицам.

3. Право международных договоров - это отрасль между­народного права, определяющая порядок закрепления, действия и прекращения международных договоров. Источниками права договоров являются обычные нормы, которые в значительной мере кодифицированы и развиты универсальными конвенциями.

Стороной в договоре могут быть все субъекты междуна­родного права, и прежде всего государство в целом. Субъект федерации в порядке редкого исключения может участвовать в договоре, если это предусмотрено федеральной конституцией.

В зависимости от органов, представляющих государство, различают договоры:

а) межгосударственные (заключаются на высшем уровне и от имени государств);

б) межправительственные (от имени правительств);

в) межведомственные (от имени ведомств).

В зависимости от числа участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние.

Договоры, содержащие нормы, объект и цели, которые представляют интерес для всех государств, называют общими или универсальными договорами. Такие договоры должны быть "открытыми", т. е. в них должны иметь право участвовать все государства. В "закрытых" договорах участвуют только за­ключившие его государства. К "полуоткрытым" могут присо­единиться и другие государства, но только с согласия его уча­стников (например, НАТО). Договоры государств определенного географического района именуют "региональными" (например, в рамках СНГ).

Заключение договора включает обычно три стадии:

Первая - принятие текста с согласия всех участников переговоров, которое не налагает юридических обязательств.

Двусторонний договор после этого обычно поступает на под­писание.

Вторая - установление о том, что подготовленный текст является окончательным и изменению не подлежит. На этой стадии осуществляется подписание договора. Оно может быть окончательным или предварительным. К предварительному подписанию стороны прибегают в том случае, если считают необходимым выполнение каких-либо условий.

Третья стадия - согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением в зависимости от порядка, пре­дусмотренного договором.

Ратификация - это акт утверждения договора органами государства, выражающих согласие на его обязательность. Порядок ратификации определяется национальным правом. В соответствии с Конституцией РФ ратификация в нашей стране осуществляется Федеральным Собранием в форме закона.

4. Согласно международному праву каждое государство обязано разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир. Устав ООН делит споры на две категории:

а) особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности;

б) любые другие споры.

Согласительные средства играют главную роль в мирном урегулировании споров и разногласий во взаимоотношениях государств. Суть этих средств состоит в том, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон. Такими средствами являются: переговоры, консультации, добрые услуги, посредничество, установление фактов (следственная процедура), примирение (согласительные процедуры).

Международные переговоры являются наиболее динамич­ным и эффективным средством разрешения споров. В ходе переговоров государства или международные организации могут принимать самые разнообразные варианты решения спорных вопросов.

Консультации - это разновидность переговоров. Они ис­пользуются в двух видах: как единовременные контакты, без соблюдения особых формальностей; как регулярная форма контактов в целях контроля за выполнением каких-либо со­глашений.

Добрые услуги означают деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими сторо­нами. Добрые услуги может оказывать государство или меж­дународные организации, или даже авторитетное частное лицо. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено от всех участников спора.

Посредничество - это способ решения спора, при кото­ром третья сторона непосредственно участвует в переговорах с целью согласования взаимных претензий и вынесения соб­ственных приемлемых для сторон предложений. Посредника­ми могут быть как государство, так и международная органи­зация и отдельные лица.

Установление фактов (следственные процедуры, рассле­дование) - процедуры, применяемые в случае необходимо­сти установления фактов, лежащих в основе спора. В таких случаях обычно создается смешанная комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон. Иногда в комиссию включается и третья сторона. Результатом такой процедуры является доклад, сообщаемый сторонам.

Примирение (согласительная процедура) сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно оно осуще­ствляется согласительной комиссией.

Судебные средства разрешения споров. Целью судебного разбирательства является установление правовой нормы, которая должна применяться для разрешения спора самим судебным органом или сторонами. Окончательное решение принимает международный судебный орган; его решение юридически обязательно для сторон.

Международно-правовая ответственность - это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязанности. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба.

Существуют два вида международно-правовой ответствен­ности государств: политическая; материальная.

1. Политическая ответственность, как правило, сопровож­дается применением принудительных мер в отношении госу­дарства-правонарушителя и сочетается с материальной от­ветственностью.

Наиболее распространенной формой политической ответ­ственности являются: реторсия, репрессалия, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой.

Реторсия - это ограничительные меры одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого (ограничение прав иностранцев, повышение таможенных пошлин на товары этого государства).

Репрессалии (невооруженные) - это правомерные при­нудительные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправо­мерные действия другого государства с целью восстановле­ния нарушенных прав (разрыв дипломатических отношений, введение эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.).

Сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству (официальное принесение извинений, выражение сожаления или сочувствия).

Ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материально­го объекта (пример, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

2. Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Формы материальной ответственности: репарации; реституции; субституции.

Репарации - возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами (репарации с Германии по решению Крымской конференции 1945 г. составили 20 млрд. долларов).

Реституции - это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющими государствами с территории противника.

Субституции - это разновидность реституции. Они представляют собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей и т.п.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение «международной организации».

2. Какие выделяют виды международных организаций?

3. Дайте определение «дипломатического права».

4. Из каких элементов состоит структура органов внешних сношений?

5. Какие существуют классы консульских учреждений?

6. Дайте определение «права международных договоров».

7. Какие выделяют виды международных договоров?

8. Назовите стадии заключения международного договора.

9. Какие выделяют международные согласительные средства?

10. Назовите виды международно-правовой ответственности.