СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Судакский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым
«РОМАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА»
УТВЕРЖДЕНО
Зам. заведующего Судакского филиала
ГБПОУ РК «РКИГ»
____________Н.К. Джелялова
«_____» ____________2020г.
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ОП.12;07 Основы предпринимательской деятельности
по профессиям:
43.01.09 Повар, кондитер
43.01.01 Официант, бармен
на базе: ООО, группы: 20,22
г.Судак,2020
Составитель: Филонидова Елена Анатольена, преподаватель экономически- информационных дисциплин Судакского филиала ГБПОУ РК «РКИГ»
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Судакского филиала ГБПОУ РК «РКИГ» по профессия: 43.01.01 Официант, бармен, 43.09.01 Повар, кондитер
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
Название практических работ
| Часы | Страницы |
Введение |
| 4 |
Практическая работа 1. Анализ видов предпринимательской деятельности и определение типологии коммерческой организации | 2 | 5 |
Практическая работа 2. Составление пакета документов для открытия своего дела | 2 | 9 |
Практическая работа 3. Проектирование организационной структуры и определение типологии коммерческой организации | 2 | 12 |
Практическая работа 4. Разработка содержания деятельности подсистем механизма защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы | 2 | 14 |
Практическая работа 5. Определение видов ответственности предпринимателей по анализу заданных ситуаций | 2 | 16 |
Практическая работа 6. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия по заданным финансово-экономическим показателям | 2 | 19 |
Практическая работа 7. Расчет основных налогов | 2 | 22 |
Практическая работа 8. Расчет рентабельности предпринимательской деятельности | 2 | 25 |
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по Основы предпринимательской деятельности для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Наличие положительной оценки по практическим работам по Основы предпринимательской деятельности необходимо для допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.
Желаем Вам успехов!!!
РАЗДЕЛ 1.
Теоретические основы предпринимательской деятельности
Практическое занятие №1. Анализ видов предпринимательской деятельности и определение типологии коммерческой организации
Учебная цель: формировать умение применять основные положения нормативных документов в процессе проведения анализа видов предпринимательской деятельности и определения типологии коммерческой организации
Учебные задачи:
Закрепить и конкретизировать знания студентов в области применения основные положения нормативных документов в процессе осуществления анализа видов предпринимательской деятельности и определения типологии коммерческой организации.
Образовательные результаты:
Студент должен
уметь:
характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду;.
знать:
типологию предпринимательства;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Задачи практической работы:
Повторить теоретический материал по теме практической работы.
Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить задание, используя основные положения нормативных документов в процессе проведения анализа видов предпринимательской деятельности и определения типологии коммерческой организации.
4. Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Рабочая тетрадь по Основам предпринимательской деятельности.
Ручка.
Тексты заданий.
Двойные листки в клетку для оформления отчетов.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практической работы
Извлечения из Гражданского кодекса РФ, касающиеся предприятий различных видов:
Ст. 87.1. 1. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Ст. 90.1. 1. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, составляется из стоимости вкладов его участников.
Ст. 91.1 1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников.
Ст. 92.1 1. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.
2. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться акционерное общество или производственный кооператив.
Ст. 94 Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества.
Ст. 96. 1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Ст. 102. 1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать 25 процентов.
2. Акционерное общество вправе выпускать облигации только после полной оплаты уставного капитала.
Ст. 103. 1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.
2. В обществе с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет).
Ст. 104. 1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.
2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество ограниченной ответственностью или производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.
Ст. 107. 1. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности., основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
2. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность.
Ст. 108. 1. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов.
3. Число членов кооператива не должно быть менее 5.
Ст. 109. 1. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.
3. Кооператив не вправе выпускать акции.
4. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.
Ст. 110. 1. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель.
Ст. 112. 1. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов.
2. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Назовите документ, регламентирующий порядок осуществления деятельности предприятий различного вида.
2. Охарактеризуйте основные виды предприятий.
3. Дайте характеристику ООО и АО.
4. Охарактеризуйте основы деятельности производственного кооператива.
Задание 1
Прочитайте извлечения из Гражданского кодекса РФ, касающиеся предприятий различных видов, и занесите результаты в таблицу 1.
Линии сравнения | ООО | АО | Производственный кооператив |
Ответственность по обязательствам |
|
|
|
Органы управления |
|
|
|
Реорганизация и ликвидация |
|
|
|
Задание 2
Олег Семенович много лет проработал механиком на предприятии ≪Восход≫. Как владелец ценных бумаг он получал часть прибыли предприятия; участвовал в ежегодных собраниях, на которых обсуждались вопросы повышения эффективности работы предприятия. Право на доход сохранилось за ним и после ухода на пенсию.
Какую форму собственности иллюстрирует этот пример? Какие еще права есть у его работников? Назовите два таких права.
Задание 3.
Установите соответствие между организационно-правовыми видами предприятий и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Результаты занесите в таблицу.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ
A. при выходе участник получает стоимость своего пая общество 1. ООО
Б. уставный капитал образуется из стоимости вклада участников 2. Кооператив
B. исполнительными органами являются правление и председатель 3. АО
Г. число членов не может быть менее 5
Д. при числе членов более 50 создается совет директоров
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Инструкция по выполнению задач:
Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
Внимательно прочитайте условие задания. Определите, сколько вопросов в ней задано. Выполните первое задание используя извлечения из ГК РФ и данные занести в табл. 1.
4. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
5. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: • определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
• подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
6. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
• выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
• сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;
• соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
7. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
8. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
9. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
• соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
• если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый их них;
• нет ли противоречий между вашими аргументами;
• нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
• можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
• не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.
10. Внимательно прочитайте условие задания 3. Определите, сколько вопросов в ней задано. Выполните задание используя положения ГК РФ и данные занесите в табл. 2.
Порядок выполнения отчета по практической работе
На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.
Опустившись ниже на 2 см, напишите текст: «ПР-1».
Под надписью «ПР-1» напишите тему практической работы: «Анализ видов предпринимательской деятельности и определение типологии коммерческой организации».
Далее должно быть заглавие «Задание 1,2,3.»
Под заглавием записывается условие задания и заполненная таблица.
РАЗДЕЛ 2.
Основы создания и развития коммерческих организаций
Практическое занятие №2. Составление пакета документов для открытия своего дела
Учебная цель: формировать умение применять положения нормативных документов в процессе осуществления выбора сферы деятельности и обоснования создания нового предприятия.
Учебные задачи:
Закрепить и конкретизировать знания студентов в области применения положений нормативных документов в процессе составления пакета документов для открытия своего дела.
Образовательные результаты:
Студент должен
уметь:
составлять пакет документов для открытия своего дела;
- оформлять документы для открытия расчетного счета в банке;
знать:
- особенности учредительных документов;
- порядок государственной регистрации и лицензирования предприятия.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Решить задачи, используя различных методов экономического анализа.
4. Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Рабочая тетрадь Основы предпринимательства.
2. Ручка.
3. Тексты заданий.
4. Двойные листки в клетку для оформления отчетов.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практической работы
Регистрация малого бизнеса в качестве ИП предполагает наличие следующих документов:
• Заявление по форме №Р21001;
• Квитанция РНКБ(или другого банка) об оплате госпошлины.
• Копия паспорта.
При выборе упрощенной системы налогообложения необходимо подать заявление о переходе на УСН.
Согласно законодательству, срок рассмотрения заявления не должен превышать пяти рабочих дней. В назначенный день необходимо явиться в регистрирующий орган и получить комплект документов:
• Свидетельство о регистрации физлица в качестве ИП;
• Выписка из ЕГРИП.
Следующий шаг – открытие расчетного счета. Сообщить об открытии счета в налоговую инспекцию и пенсионный фонд необходимо в течение семи дней.
Регистрация малого бизнеса в форме Общества с ограниченной ответственностью, предполагает следующие шаги:
1. Подготовить все документы, необходимые для регистрации:
• заявление о государственной регистрации;
• решение о создании Общества;
• устав Общества;
• учредительный договор (если учредителей несколько);
• квитанция об уплате пошлины (размер госпошлины за регистрацию – 4000 рублей).
2. Открыть накопительный счет для внесения уставного капитала. Сумма минимального размера уставного капитала – 10 тысяч рублей.
3. Сдать документы в регистрирующий орган.
4. Получить Свидетельство о регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), свидетельство о регистрации в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде медицинского страхования.
5. Открыть расчетный счет в выбранном банке.
6. Получить необходимые лицензии, если деятельность субъекта малого бизнеса подлежит лицензированию.
Наибольшую важность при регистрации ООО представляют три документа:
• Решение о создании ООО (протокол собрания учредителей);
• Устав ООО;
• Учредительный договор.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Охарактеризуйте порядок регистрации ИП.
2. Охарактеризуйте основные положения, регламентирующие порядок регистрации ООО.
3. Какие документы оформляются при открытии счета в банке?
Задание 1
Заполните таблицу 1
Основной этап | Ваш предполагаемый бизнес |
1.Определитесь с выбором бизнеса, которым вы хотели бы заняться. |
|
2. Проведите анализ своих будущей сферы деятельности, потенциальных клиентов, конкурентов, условий лицензирования и налогообложения. |
|
3. Определите организационно - правовую форму вашей будущей компании ( ИП, ООО, др.). |
|
4. Оцените возможное расположение компании. Проверьте физическое состояние помещений, их пригодность, наличие транспортных потоков, развязок и мест для парковки. Определите стоимость коммунальных услуг. |
|
5. Подготовьте всесторонний план деятельности, включите график, проводимых вами мероприятий. |
|
6. Обоснуйте необходимый размер стартового капитала. |
|
7. Выберите название вашей компании. |
|
8. Получите все необходимые разрешения и разрешающие документы от соответствующих организаций. |
|
9. Зарегистрируйте в установленном порядке вашу компанию. Оформите заявление о регистрации. |
|
10. Зарегистрируйтесь в налоговой инспекции и в пенсионном фонде. |
|
11. Охарактеризуйте порядок открытия банковского счета. Выберите необходимый банк и такие виды услуг, которые более всего отвечают вашим запросам. |
|
12. Разработайте функциональные обязанности и определите численность кадров. |
|
13. Подберите необходимые помещения, оборудование, мебель, вывески (рекламные щиты, знаки), принадлежности, складские помещения. |
|
14. Оформите визитные карточки, фирменные бланки. |
|
15. Определите часы работы вашего предприятия. |
|
Инструкция по выполнению задания:
Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
Внимательно прочитайте условие задания. Выполните задание используя указанные нормативные документы и бланки регистрации ИП или ООО. Заполните табл. 1.
Порядок выполнения отчета по практической работе
На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.
Опустившись ниже на 2 см, напишите текст: «ПР-2».
Под надписью «ПРК-2» напишите тему практической работы: «Составление пакета документов для открытия своего дела».
Далее должно быть заглавие «Задание 1»
Под заглавием записывается условие задания, заполненная таблица.
Практическое занятие №3. Проектирование организационной структуры и определение типологии коммерческой организации
Учебная цель: формировать умение проектировать организационную структуру и определять типологию коммерческой организации.
Учебные задачи: Закрепить и конкретизировать знания студентов в области проектирования организационной структуры и типологии коммерческой организации.
Образовательные результаты:
Студент должен
уметь:
- характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду.
знать:
- типологию предпринимательства;.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Усвоить основную идею, принципиальные отличия, плюсы и минусы, ситуации
применимости различных типов организационных структур управления.
4. Научиться аргументировать и отстаивать собственное мнение в вопросах
управленческой деятельности.
5. Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Рабочая тетрадь по Основам предпринимательства.
2. Ручка.
3. Тексты заданий.
4. Двойные листки в клетку для оформления отчетов.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практической работы
Организационная структура управления (управленческая структура) – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений и органов управления, находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении, и объединенных коммуникационными каналами.
Функциональную структуру управления используют при большом количестве специализированных работ в организации. В ней преобладает функциональная форма связей.
В линейно-функциональном типе структуры у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из управленческих подразделений (отделов, бюро, групп, служб, отдельных специалистов), которые специализируются на выполнении какого-то одного вида управленческой деятельности (функции управления).
Дивизиональная структура управления делится на достаточно автономные, относительно самостоятельные блоки. Выделение блоков может происходить по видам товаров и услуг, географическим регионам, потребителям.
Линейно-функциональные структуры управления Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации).
В матричной структуре у работников есть одновременно два руководителя, обладающих равными правами.
- по вертикали руководитель функциональной службы;
- по горизонтали руководителю бизнес-процесса, который наделен необходимыми проектными полномочиями для управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Охарактеризуйте типы линейных и функциональных связей в организации.
2. Охарактеризуйте матричную организационную структуру управления.
3. Приведите примеры организационных структур реальных организаций.
Задание 1
Выбрать один из типов организационной структуры управления для своей организации, обосновав свой выбор (преимущества и недостатки). Составить конкретную схему организационной структуры управления для своей организации. Обосновать эффективность выбранной организационной структуры.
Инструкция по выполнению задач:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Внимательно прочитайте условие задания 1. Составьте схему организационной структуры управления. Письменно ответьте на вопросы задания.
Порядок выполнения отчета по практической работе
1. На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.
2. Опустившись ниже на 2 см, напишите текст: «ПР-3».
3. Под надписью «ПРК-3» напишите тему практической работы: «Проектирование организационной структуры и определение типологии коммерческой организации».
4. Далее должно быть заглавие «Задание 1»
5. Под заглавием записывается условие задания, схема, ответы на вопросы.
Практическое занятие №4. Разработка содержания деятельности подсистем механизма защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы.
Учебная цель: формировать умение разрабатывать содержание деятельности подсистем механизма защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы.
Учебные задачи: Закрепить и конкретизировать знания студентов в области разработки содержания деятельности подсистем механизма защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы.
Образовательные результаты:
Студент должен
уметь:
- характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду.
знать:
- сущность предпринимательского риска и основные способы снижения риска.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить задания.
4. Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Рабочая тетрадь по Основам предпринимательства.
2. Ручка.
3. Тексты заданий.
4. Двойные листки в клетку для оформления отчетов.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практической работы
Коммерческой тайной признается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, считается лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны, которым являются правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.
Меры по охране конфиденциальности информации в соответствии с Федеральным законом должны включать:
- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
-нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Что такое предпринимательская тайна?
2. Назовите основные сведения, составляющие предпринимательскую тайну.
3. Как влияет утечка сведений, составляющих предпринимательскую тайну, на финансово-экономическое положение организации?
4. Дайте характеристику механизма защиты предпринимательской тайны.
Задание 1
Изучить Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018г.) "О коммерческой тайне". Выписать понятия:
безопасность;
угроза безопасности;
обеспечение безопасности;
система безопасности Российской Федерации и ее основные функции.
Разработать положение о коммерческой тайне в организации. Какие сведения являются в организации конфиденциальными? Перечислите их.
Инструкция по выполнению задач:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Внимательно прочитайте условие задания 1. Определите, какие документы необходимо составить.
4. Оформите положение о коммерческой тайне.
Порядок выполнения отчета по практической работе
1. На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.
2. Опустившись ниже на 2 см, напишите текст: «ПР-4».
3. Под надписью «ПРК-4» напишите тему практической работы: «Разработка содержания деятельности подсистем механизма защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы».
4. Далее должно быть заглавие «Задание 1»
5. Под заглавием записывается условие задания и оформленные документы..
Практическое занятие №5. Определение видов ответственности предпринимателей по анализу заданных ситуаций.
Учебная цель: формировать умение определять виды ответственности предпринимателей.
Учебные задачи: Закрепить и конкретизировать знания студентов в области определения видов ответственности предпринимателей.
Образовательные результаты:
Студент должен
уметь:
- характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду.
знать:
- сущность и виды ответственности предпринимателей.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить задание.
4. Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Рабочая тетрадь по Основам предпринимательства.
Ручка.
Тексты заданий.
Двойные листки в клетку для оформления отчетов.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практической работы
Ответственность возникает из-за невыполнения установленных законами обязанностей и обязательств при неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров.
Предприниматели несут юридическую ответственность, которая представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать неблагоприятные последствия при неисполнении ими установленных нормами права (законами) и договорами обязанностей и обязательств. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, устанавливающих ответственность, применяются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринимателей. Действует также дисциплинарная, материальная, моральная ответственность.
Гражданская ответственность является имущественной, носит компенсационный характер, так как главной целью ее применения является восстановление прав потерпевшей стороны (кредитора). Гражданская ответственность предпринимателей возникает из внедоговорных отношений. Она устанавливается соответствующими нормами права, а также является договорной, вытекающей из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения заключенных договоров.
Предприниматель как собственник организации (предприятия) в соответствии с трудовым правом устанавливает материальную ответственность работников за причиненный предпринимателю ущерб по их вине. Материальная ответственность может быть установлена лишь за ущерб, который возник в результате противоправного и виновного поведения работников. Материальная ответственность бывает двух видов: ограниченная (в пределах 1/3 среднего месячного заработка) и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Полная материальная ответственность должна быть установлена при получении работником материальных ценностей (денег) под отчет по разовым документам, а также, если в действиях работника, нанесшего ущерб, содержатся признаки уголовного преступления.
В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия (взыскания) на нарушителей трудовой дисциплины. Применяют следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы.
Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Для предпринимателей основной формой административного наказания (ответственности) является штраф - денежное взыскание, установленное в пределах от одной десятой до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, до 5 000 МРОТ - в соответствии с федеральными законами.
Уголовная ответственность - это (в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ) один из видов юридической ответственности предпринимателей, возникающей при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности. Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Видами уголовного оказания за противоправные действия при осуществлении предпринимательской деятельности являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок. Штраф устанавливается судом в пределах от 25 до 1 000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до одного года. Размер штрафа устанавливается судом в зависимости от тяжести и вида совершенного преступления в сфере экономической деятельности.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Дайте характеристику понятию ответственности предпринимателя.
2. Какие виды ответственности Вы знаете?
3. Охарактеризуйте материальную ответственность предпринимателя.
Задание 1
К адвокату обратился за консультацией гр-н Васильков. Васильков просил посоветовать ему оптимальную форму предпринимательства. Его пожелания:
1 Возможность заниматься любой коммерческой деятельностью;
2 Его ответственность как собственника бизнеса должна быть минимальной.
Какую форму предпринимательства посоветует юрист Василькову: юридическое лицо или индивидуальное предпринимательство? Если юридическое лицо, то какая организационно-правовая форма больше подходит Василькову? Ответ обоснуйте со ссылкой на закон.
Задание 2
14 октября 2013 года Попов обратился в налоговый орган с заявление о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. 19 октября Попов получил письменный отказ в регистрации. Несмотря на это, Попов снял в аренду павильон на рынке и торговал одеждой.
Какое правонарушение совершено Поповым?
Задание 3
17-летний Казаков подал документы в налоговый орган для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В регистрации ему было отказано по той причине, что несовершеннолетним для регистрации необходимо нотариально заверенное согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности. Казаков пояснил, что ему согласие родителей не нужно, так он полгода назад вступил в брак. В качестве подтверждения этого им было представлено свидетельство о заключении брака.
Прокомментируйте ситуацию. Кто прав в этом случае? При ответе укажите конкретную статью закона.
Задание 4
К юристу за консультацией обратился специалист Министерства образования и науки РФ. Он пояснил, что работой своей доволен, но хотел бы заняться индивидуальным предпринимательством, чтобы улучшить своё материальное положение. Гражданин просил оказать ему помощь в оформлении всех необходимых документов для регистрации индивидуального предпринимательства. Дайте ответ этому гражданину. Может ли данный гражданин быть зарегистрирован в качестве ИП. Ответ обоснуйте со ссылкой на закон.
Инструкция по выполнению задач:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Внимательно прочитайте условие заданий 1 - 4. Используя справочно – правовую систему «Гарант» ответьте на поставленные в заданиях вопросы.
Порядок выполнения отчета по практической работе
1. На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.
2. Опустившись ниже на 2 см, напишите текст: «ПР-5».
3. Под надписью «ПРК-5» напишите тему практической работы: «Определение видов ответственности предпринимателей по анализу заданных ситуаций».
4. Далее должно быть заглавие «Задание 1 4»
5. Под заглавием записывается условие задания и ответы на них.
РАЗДЕЛ 3.
Виды систем налогообложений для коммерческих организаций
Практическое занятие №6. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия по заданным финансово-экономическим показателям.
Учебная цель: формировать умение анализировать платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия по заданным финансово-экономическим показателям.
Учебные задачи: Закрепить и конкретизировать знания студентов в области анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия по заданным финансово-экономическим показателям.
Образовательные результаты:
Студент должен
уметь:
- анализировать финансовое состояние предприятия.
знать:
- методы и инструментарий финансового анализа.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Решить задания, используя различных методов экономического анализа.
4. Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1.Рабочая тетрадь по Основам предпринимательства.
2. Калькулятор.
3. Ручка.
4. Тексты заданий.
5. Двойные листки в клетку для оформления отчетов.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практической работы
Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается путем установления равенства между обязательствами и активами.
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели (на начало и конец отчетного периода):
- текущую ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени:
ТЛ = (А1 + А2) - (П1 + П2)
- перспективную ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:
ПЛ = А3 - П3
Ликвидность - способность предприятия рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам. Платежеспособность – способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Финансовая устойчивость – это способность предприятия развиваться за счет собственных средств. Чтобы предприятие было финансово устойчивым, оно должно быть кредитоспособным. Для того чтобы выполнилось условие платежеспособности необходимо, чтобы денежные средства, дебиторская задолженность и запасы покрывали краткосрочные пассивы. Для этого должно выполняться следующее соотношение: ОА – если выполняется данное соотношение, предприятие считается финансово независимым
Для оценки восстановления платежеспособности участвует 2 коэффициента: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Если хоть один из этих показателей имеет значение ниже нормального, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности.
Если оба коэффициента равны либо больше нормативного значения, то рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности:
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Охарактеризуйте понятие ликвидности и платежеспособности.
2. Раскройте содержание понятия финансовая устойчивость.
3. Назовите типы финансовой устойчивости.
4. Охарактеризуйте показатели ликвидности предприятия.
Задание 1
По данным группировки активов и пассивов баланса проанализируйте коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности.
Активы | Усл. обозн. | Сумма | Пассивы | Усл. обозн. | Сумма | ||
На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | ||||
1.Наиболее ликвидные активы | А1 | 645 | 717 | 1.Наиболее срочные обязательства | П1 | 2897 | 4106 |
2.Быстро реализуемые активы | А2 | 758 | 1467 | 2.Краткосрочные пассивы | П2 | 924 | 1284 |
3.Медленно реализуемые активы | А3 | 6097 | 7480 | 3.Долгосрочные пассивы | П3 | 90 | 90 |
4.Труднореализуемые активы | А4 | 6284 | 7303 | 4.Постоянные пассивы | П4 | 9873 | 11487 |
Баланс |
| 13784 | 16967 | Баланс |
| 13784 | 16967 |
Сделайте выводы о платежеспособности предприятия.
Задание 2
Произведите анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости. Осуществите факторный анализ.
Показатели | На начало года | На конец года | Отклонения |
1. Источник денежных средств | 31 534 | 265 060 |
|
2. Внеоборотные активы | 22 520 | 168 460 |
|
3. Наличие собственных оборотных средств | 9 014 | 96 600 |
|
4. Долгосрочные кредиты и заемные средства | 15 500 | 12 100 |
|
5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников средств для формирования запасов и затрат | 24 514 | 108 700 |
|
6. Краткосрочные кредиты и займы | 14 800 | 44 000 |
|
7. Общая сумма основных источников средств для формирования запасов и затрат | 39 314 | 152 700 |
|
8. Общая величина запасов и затрат | 16 604 | 125 000 |
|
9. Излишек (-) / недостаток (+) собственных оборотных средств |
|
|
|
10. +/- собственных оборотных и долгосрочных заемных источников средств для формирования запасов и затрат |
|
|
|
11. +/- общей величины основных источников средств для формирования запасов и затрат |
|
|
|
Инструкция по выполнению задач:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Внимательно прочитайте условие заданий 1 и 2. Определите показатели ликвидности и финансовой устойчивости.
4. Сформулируйте выводы по результатам произведенных расчетов финансовых показателей.
Порядок выполнения отчета по практической работе
1. На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.
2. Опустившись ниже на 2 см, напишите текст: «ПР-6».
3. Под надписью «ПР-6» напишите тему практической работы: «Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия по заданным финансово-экономическим показателям».
4. Далее должно быть заглавие «Задание 1,2»
5. Под заглавием записывается условие задания и расчеты показателей. Сформулировать выводы.
Практическое занятие №7. Расчет основных налогов.
Учебная цель: формировать умение осуществлять расчеты налогов.
Учебные задачи: Закрепить и конкретизировать знания студентов в области осуществления расчетов основных налогов.
Образовательные результаты:
Студент должен
уметь:
- осуществлять основные финансовые операции.
знать:
- систему показателей эффективности предпринимательской деятельности.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить задания, используя методику расчетов налогов.
4. Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1.Рабочая тетрадь по Основам предпринимательства.
2. Калькулятор.
3. Ручка.
4. Тексты заданий.
5. Двойные листки в клетку для оформления отчетов.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практической работы
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости которая создается на всех стадиях развития производства и реализации. НДС – федеральный налог . Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Объектами налогообложения признаются операции по реализации товаров работ и услуг на территории РФ.
Ставки налога – 0%; 10%; 18%.
Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода.
Схематически расчет НДС может быть представлен таким образом:
«Исходящий» НДС к уплате – «Входящий» НДС к вычету = НДС к уплате в бюджет (возмещению из бюджета)
Налоговая декларация представляется в сроки установленные для уплаты налогов.
Налогоплательщик ведет книгу покупок и книгу продаж. Вычеты по НДС предоставляются при наличии счетов- фактур.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой федеральный налог, установленный и введенный с 01.01.02 г. гл. 23 НК РФ, построен по резидентскому принципу.
Налогоплательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговая база определяется как доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, – доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода плательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки.
Налоговая ставка
13 % – в отношении всех видов доходов, кроме указанных ниже.
30 % – в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
35 % – в отношении доходов, полученных от выигрышей, стоимости призов, страховых выплат по договорам добровольного страхования, материальной выгоды.
9 % – в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных в виде дивидендов.
Плательщиками страховых взносов являются:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, непроизводящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам.
Страховыми взносами облагаются.
1. Для организаций и индивидуальных предпринимателей - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
2. Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями - выплаты и иные вознаграждения лицам, работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам.
В 2018 году совокупная ставка страховых взносов составляет 30%. Из них 22% работодатели уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% – в Фонд социального страхования Российской Федерации, 5,1% – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Охарактеризуйте налог на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе?
Назовите сроки уплаты налога на добавленную стоимость.
Кто является налогоплательщиком НДС.
Что является объектом налогообложения в налоге на доходы физических лиц?
Какие ставки принимаются при налогообложении доходов физических лиц?
Какие существуют группы налоговых вычетов при определении облагаемого дохода? Каков размер вычетов?
Дайте понятие страховых взносов, их плательщики.
Назовите величину тарифа страховых взносов.
Задание 1
В отчетном месяце организация произвела 840 единиц продукции при себестоимости изготовления 2 060 руб. (в том числе НДС 18%). Из них 200 единиц были реализованы по цене 4600 руб., 140 единиц — по цене 5 350 руб., 423 единицы обменяли по бартеру, и договорная цена единицы обмена составила 3 100 руб., 20 единиц передали безвозмездно (оценка стоимости продукции, указанная в акте приемки-передачи — 3500 руб.), 57 единиц испортились из-за неправильного хранения и были проданы по сниженной цене 2 300 руб.
Необходимо определить сумму НДС.
Задание 2
Гражданка Донцова Д.Ю. работает на предприятии на основании трудового договора с ежемесячным окладом в размере 17 000 руб. и по совместительству, получая за это 5 500 руб. в месяц. Она имеет двух детей в возрасте до 18 лет. Предприятие 1 марта выдало ей беспроцентную ссуду в размере 28 000 руб. сроком на 6 месяцев, которая должна быть погашена разовым платежом. Ставка рефинансирования составляет 12 %.
Исчислите сумму налога на доходы физических лиц, которую организация должна удерживать ежемесячно в течение 6 месяцев.
Задание 3
ООО «Альфа» в течение года выплачивала работнику И.Н. Иванову согласно трудовому договору:
зарплату в размере 20 000 руб. в месяц в течение 12 месяцев;
премию за производственные результаты в размере 3 000 руб. в месяц в течение 12 месяцев;
денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 11 000 руб.
По результатам работы за год в декабре этого же года И.Н. Иванову была выплачена премия в размере 2 500 руб. за счет нераспределенной прибыли организации, а в мае ему выделялась материальная помощь в размере 15 000 руб. на улучшение жилищных условий также за счет нераспределенной прибыли организации. Причем данные выплаты не предусматривались в трудовом договоре и в других локальных актах организации.
Определите налоговую базу для начисления страховых взносов и сумму взносов за год.
Инструкция по выполнению задач:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Внимательно прочитайте условие заданий 1, 2, 3. Произведите расчеты сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет.
Порядок выполнения отчета по практической работе
1. На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.
2. Опустившись ниже на 2 см, напишите текст: «ПР-7».
3. Под надписью «ПР-7» напишите тему практической работы: «Расчет основных налогов».
4. Далее должно быть заглавие «Задание 1,2,3»
5. Под заглавием записывается условие заданий и расчеты.
РАЗДЕЛ 4.
Анализ финансовых результатов деятельности коммерческих организаций
Практическое занятие №8. Расчет рентабельности предпринимательской деятельности
Учебная цель: формировать умение рассчитывать показатели рентабельности предпринимательской деятельности.
Учебные задачи:
Закрепить и конкретизировать знания студентов в области расчета рентабельности предпринимательской деятельности.
Образовательные результаты:
Студент должен
уметь:
- анализировать финансовое состояние предприятия;
знать:
- систему показателей эффективности предпринимательской деятельности;
- пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить задания.
4. Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1.Рабочая тетрадь по Основам предпринимательства.
2. Калькулятор.
3. Ручка.
4. Тексты заданий.
5. Двойные листки в клетку для оформления отчетов.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практической работы
Показатели рентабельности характеризуют окончательные результаты хозяйствования, их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
1. Рентабельность продаж (Рпр) показывает прибыльность продаж
2. Рентабельность реализуемой продукции (Рпрод) показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализуемой продукции
3.Рентабельность имущества (активов) (Римущ) показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия (Аср = Ан+Ак / 2)
4.Рентабельность оборотных активов (Роа)
Доля рентабельности оборотных активов должна быть больше или равна 50%.
Рентабельность основной деятельности (Род), показывает какова доля прибыли от реализации (работ, услуг) основного вида деятельности в сумме затрат на производство
Рентабельность производственных фондов (Рпф) показывает, сколько прибыли приходится на 1 ОПФ
Рентабельность собственного капитала (Рск)
Рентабельность инвестиций (Ринв)
Рентабельность собственного оборотного капитала (Рсок) показывает, сколько прибыли получено с 1 руб. СОК (СОК=СК-ВА=ОА-КО)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Охарактеризуйте основные направления анализа финансовых результатов.
2. По каким направлениям проводится анализ рентабельности?
3. Назовите принципы, на которых строится анализ рентабельности.
Задание 1
Сделать анализ рентабельности предприятия. Сформулировать выводы. Данные в табл. 1.
Таблица 1 Анализ рентабельности предприятия
Показатели | 2015 | 2016 | 2017 | Отклонение | |
2017 к 2015 | 2016 к 2015 | ||||
Чистая прибыль, тыс. руб. | 8209 | 7413 | 8579 |
|
|
Себестоимость, тыс. руб. | 36290 | 32727 | 35987 |
|
|
Сумма выручки, тыс. руб. | 45900 | 47107 | 57841 |
|
|
Среднегодовая стоимость капитала, тыс. руб. | 83509 | 83694 | 89632 |
|
|
Рентабельность окупаемости затрат, % |
|
|
|
|
|
Рентабельность продаж, % |
|
|
|
|
|
Рентабельность капитала, % |
|
|
|
|
|
Задание 2
Определить прибыль промышленного предприятия и рентабельность реализованной им продукции по отдельным видам и всему составу по данным таблицы 1.
Таблица 1 Показатели для расчета прибыли и рентабельности предприятия
Наименование продукции | Ед. изм. | Количество реализуемой продукции | Полная себестоимость единицы продукции, руб. | Оптовая цена единицы продукции, руб. |
пиломатериалы | куб.м | 150000 | 628,80 | 850 |
щепа технол. | куб.м | 62300 | 182,5 | 230 |
табуреты | шт. | 25000 | 123,63 | 200 |
услуги на сторону | тыс.руб. | - | 3500 | 3940 |
кап.ремонт оборудования | тыс.руб. | - | 4760 | 4900 |
Инструкция по выполнению задач:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Внимательно прочитайте условие заданий 1 и 2. Проанализируйте показатели рентабельности. Сформулируйте выводы по результатам рассчитанных показателей.
Порядок выполнения отчета по практической работе
1. На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.
2. Опустившись ниже на 2 см, напишите текст: «ПР-8».
3. Под надписью «ПР-8» напишите тему практической работы: «Расчет рентабельности предпринимательской деятельности».
4. Далее должно быть заглавие «Задание 1,2»
5. Под заглавием записывается условие задания и расчет показателей рентабельности.
29