− сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;
-осознание себя членом социума, уважительное и тактичное отношение к мнению других членов общества.
− приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований;
− формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
− умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение объяснять биологические явления и процессы с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
− овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
− умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
− формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
1 | Основы самоопределения | Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов. | 1 |
2 | Планирование деятельности | Этапы реализации проекта. Планируемый результат. Продукт проекта. | 1 |
3 | Информационные ресурсы | Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). | 1 |
4 | Поиск информации | Использование поисковых программ для нахождения информации. | 1 |
5 | Графическое представление информации | Логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы, графы. | 1 |
6 | Компьютерное представление данных | Компьютерные презентации, web-сайты, электронные таблицы, публикации, документы. | 1 |
7 | Компьютерная презентация | Правила представления информации в презентации. Оформление слайда. | 1 |
8 | Компьютерная презентация | Работа с программой PowerPoint. | 1 |
9 | Компьютерная презентация | Работа с программой PowerPoint. | 1 |
10 | Компьютерная презентация | Работа с программой PowerPoint. | 1 |
11 | Структура проекта | Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта. | 1 |
12 | Этапы работы над проектом | Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация. | 1 |
13 | Ресурсы | Нормативы и правила, мотивы, кадры, методики, организация, информация, управление, время, материалы и техника, финансы. | 1 |
14 | Исследование, методы исследования | Проблема, проблемный вопрос, теоретические и эмпирические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы; опыт, эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, измерение). | 1 |
15 | Этапы исследования | Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы . | 1 |
16 | Выбор темы исследования | Обсуждение предложений, создание микрогрупп, постановка проблем, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования. | 1 |
17 | Разработка путей решения проблемы | Формулировка целей и задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации, выявление недостающих знаний. | 1 |
18 | Составление плана исследования | Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов. | 1 |
19 | Реализация плана | Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные), проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов | 1 |
20 | Общественное мнение | Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса | 1 |
21 | Промежуточный контроль | Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик | 1 |
22 | Обработка данных исследования | Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных | 1 |
23 | Анализ полученных данных | Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования | 1 |
24 | Оформление исследования | Написание исследовательской работы. Оформление паспорта проекта. | 1 |
25 | Оформление исследования | Написание исследовательской работы. Оформление паспорта проекта. | 1 |
26 | Публичное выступление | Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п. | 1 |
27 | Конференция | Организация конференции исследователей. Невербальные средства передачи информации. Импровизированная речь. Ролевая игра | 1 |
28 | Требования к компьютерной презентации | Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования | 1 |
29 | Подготовка защиты | Подготовка буклета, презентации, статьи | 1 |
30 | Защита проекта | Подведение итогов работы над общим проектом. | 1 |
31 | Защита проекта | Подведение итогов работы над общим проектом. | 1 |
32 | Рефлексия | Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе) | 1 |
33 | Критерии оценки | Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации. | 1 |
34 | Самоанализ и самооценка | Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта. | 1 |
35 | Групповая рефлексия | Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ. Объективность и субъективность | 1 |