Основы проектирования образовательных программ, образовательной среды и образовательных событий
Образовательная среда – это совокупность оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов
«Детей учит то, что их окружает»
М. Монтессори
Компоненты структуры образовательной среды
1.Пространственно-предметный - пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания (физическое окружение: здание, объем, дизайн помещений, материальные объекты, возможность трансформации)
2.Социальный - пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии (человеческий фактор, распределение статусов и ролей, пространственная и социальная плотность субъектов образовательного процесса, ее влияние на поведение, личностные особенности, успеваемость)
3.Психодидактический - комплекс образовательных технологий. (программы обучения, стиль преподавания, характер социально-психологического контроля, кооперация или конкуренция, содержание программы – традиционность, инновационность, консерватизм или гибкость)
Эффективность управления процессом (воспитательным, образовательным) зависит от системного учета взаимосвязи между всеми факторами и переменными
Принципы проектирования образовательной среды
Образовательная среда в традиционном образовании (ТО)
Образовательная среда в развивающем образовании (РО)
Проектирование направлено на создание условий для возникновения у учащихся функционального состояния , способствующего реализации ими эффективной учебной деятельности
Проектирование направлено на создание условий для развития субъектов образовательного процесса , что обеспечивает личностно ориентированные взаимоотношения участников
Принципы проектиров а ния образовательной среды
1.Принцип оптимальной дистанции (позиции при взаимодействии)
ТО
- доминирующая роль педагога (педагог на оптимальной дистанции)
- повышение управляемости учащегося (каждому учащемуся отведено конкретное место)
- «диктат» и «назидание»
РО
2.Принцип организованной активности
- партнерская позиция педагога (педагог «рядом», «вместе», «глаза в глаза» с учеником)
- партнерская позиция ученика (комфортная, оптимальная для каждого дистанция)
ТО
- заложена возможность управления активностью учащихся (контроль)
- рабочие места максимально унифицированы (окружает только необходимый для уроков материал)
РО
- заложена возможность формирования активности учащихся и педагога
- все – творцы своего предметного окружения
Принципы проектирования образовательной среды
3.Принцип стабильности-динамичности среды
ТО
- созданы условия для функционального состояния
- среда-продолжение требований педагога
РО
4.Принцип эмоциональной стабильности среды
(четкая организация пространства, изменения только вследствие целенаправленных действий педагога)
- созданы условия для динамичности среды
- элементы образовательной среды изменяются в зависимости от разнообразных педагогических задач
ТО
4.Принцип зонирования среды
- среда должна пробуждать целенаправленную активность, связанную с решением учебных задач
- обстановка должна «гасить» активность, мешающую достижению целей
РО
- элементы образовательной среды должны способствовать оптимальной активности обучаемых, направленной на достижение целей обучения
- построение непересекающихся сфер активности позволит учащимся выполнять различные виды деятельности одновременно, не мешая друг другу.
Принципы проектирования образовательной среды
5.Принцип ординарности элементов в эстетической организации среды
ТО
5.Принцип комфортности и эмоционального благополучия среды
- эстетическая организация среды должна обеспечивать оптимальное рабочее функциональное состояние
- не стоит включать в образовательную среду что-либо необычное, привлекающее внимание учащихся и отвлекающее их от учебной работы
РО
6.Принцип открытости-закрытости среды
- среда должна пробуждать активность при решении учебных задач и гасить активность, мешающую достижению цели
- продуманный набор импульсов и стимулов.
- каждому субъекту образовательного процесса предоставлено личное пространство
ТО
- изоляция от различных внешних воздействий
- урок - это целенаправленная работа, поэтому ничто извне не должно ей мешать
РО
- открытости природе, культуре, обществу, открытости своего Я
Метод векторного моделирования образовательной среды (Витольд Ясвин - профессор института педагогики и психологии образования МГПУ)
Четыре типа среды, в которой формируется ребенок, по Корчаку:
- догматическая
- идейная
- безмятежного потребления
- внешнего лоска и карьеры
Урок:
- безмятежная среда (снятие тревожности)
- догматическая среда (формирование навыка)
- карьерная среда (исследовательская работа по заданным образцам)
- Творческая среда (создание продукта, есть право на ошибку)
Идеальная среда –
это целенаправленная,
осознанная совокупность
всех типов среды
Векторное моделирование образовательной среды (В.А. Ясвин)
Ось «свобода - зависимость»
Ось «активность – пассивность»
- 1) Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде (личности или общественные)?
- 2) Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия (воспитатель к ребенку или ребенок, воспитателю)?
- 3) Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде (индивидуальная или коллективная)?
- 4) Практикуется в данной образовательной среде наказание ребенка?
- 5) Стимулируется в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы?
- 6) Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка?
Практическая работа
Церемония поднятия флага
Книга – корабль мысли
Город мастеров
Веселая спортландия
Фестиваль науки
Список литературы: