СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы проектирования образовательных программ, образовательной среды и образовательных событий

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная среда – это совокупность оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов

Просмотр содержимого документа
«Основы проектирования образовательных программ, образовательной среды и образовательных событий»

Основы проектирования образовательных программ, образовательной среды и образовательных событий

Основы проектирования образовательных программ, образовательной среды и образовательных событий

Образовательная среда  – это совокупность оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов «Детей учит то, что их окружает» М. Монтессори

Образовательная среда  – это совокупность оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов

«Детей учит то, что их окружает»

М. Монтессори

Компоненты структуры образовательной среды 1.Пространственно-предметный - пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания (физическое окружение: здание, объем, дизайн помещений, материальные объекты, возможность трансформации)  2.Социальный - пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии (человеческий фактор, распределение статусов и ролей, пространственная и социальная плот­ность субъектов образовательного процесса, ее влияние на поведение, личностные особенности, успеваемость)  3.Психодидактический - комплекс образовательных технологий. (программы обучения, стиль преподавания, характер социально-психологического контроля, кооперация или конкуренция, содержание программы – традиционность, инновационность, консерватизм или гибкость)  Эффективность управления процессом (воспитательным, образовательным) зависит от системного учета взаимосвязи между всеми факторами и переменными

Компоненты структуры образовательной среды

1.Пространственно-предметный - пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания (физическое окружение: здание, объем, дизайн помещений, материальные объекты, возможность трансформации)

2.Социальный - пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии (человеческий фактор, распределение статусов и ролей, пространственная и социальная плот­ность субъектов образовательного процесса, ее влияние на поведение, личностные особенности, успеваемость)

3.Психодидактический - комплекс образовательных технологий. (программы обучения, стиль преподавания, характер социально-психологического контроля, кооперация или конкуренция, содержание программы – традиционность, инновационность, консерватизм или гибкость)

Эффективность управления процессом (воспитательным, образовательным) зависит от системного учета взаимосвязи между всеми факторами и переменными

Принципы проектирования образовательной среды Образовательная среда в традиционном образовании (ТО) Образовательная среда в развивающем образовании (РО) Проектирование направлено на создание условий для возникновения у учащихся функционального состояния , способствующего реализации ими эффективной учебной деятельности Проектирование направлено на создание условий для развития субъектов образовательного процесса , что обеспечивает личностно ориентированные взаимоотношения участников

Принципы проектирования образовательной среды

Образовательная среда в традиционном образовании (ТО)

Образовательная среда в развивающем образовании (РО)

Проектирование направлено на создание условий для возникновения у учащихся функционального состояния , способствующего реализации ими эффективной учебной деятельности

Проектирование направлено на создание условий для развития субъектов образовательного процесса , что обеспечивает личностно ориентированные взаимоотношения участников

Принципы проектиров а ния образовательной среды 1.Принцип оптимальной дистанции (позиции при взаимодействии) ТО доминирующая роль педагога (педагог на оптимальной дистанции) повышение управляемости учащегося (каждому учащемуся отведено конкретное место) «диктат» и «назидание» РО 2.Принцип организованной активности партнерская позиция педагога (педагог «рядом», «вместе», «глаза в глаза» с учеником) партнерская позиция ученика (комфортная, оптимальная для каждого дистанция)   ТО заложена возможность управления активностью учащихся (контроль) рабочие места максимально унифицированы (окружает только необходимый для уроков материал) РО заложена возможность формирования активности учащихся и педагога все – творцы своего предметного окружения

Принципы проектиров а ния образовательной среды

1.Принцип оптимальной дистанции (позиции при взаимодействии)

ТО

  • доминирующая роль педагога (педагог на оптимальной дистанции)
  • повышение управляемости учащегося (каждому учащемуся отведено конкретное место)
  • «диктат» и «назидание»

РО

2.Принцип организованной активности

  • партнерская позиция педагога (педагог «рядом», «вместе», «глаза в глаза» с учеником)
  • партнерская позиция ученика (комфортная, оптимальная для каждого дистанция)

 

ТО

  • заложена возможность управления активностью учащихся (контроль)
  • рабочие места максимально унифицированы (окружает только необходимый для уроков материал)

РО

  • заложена возможность формирования активности учащихся и педагога
  • все – творцы своего предметного окружения
Принципы проектирования образовательной среды 3.Принцип стабильности-динамичности среды   ТО созданы условия для функционального состояния среда-продолжение требований педагога РО 4.Принцип эмоциональной стабильности среды (четкая организация пространства, изменения только вследствие целенаправленных действий педагога) созданы условия для динамичности среды элементы образовательной среды изменяются в зависимости от разнообразных педагогических задач ТО 4.Принцип зонирования среды среда должна пробуждать целенаправленную активность, связанную с решением учебных задач обстановка должна «гасить» активность, мешающую достижению целей РО элементы образовательной среды должны способствовать оптимальной активности обучаемых, направленной на достижение целей обучения построение непересекающихся сфер активности позволит учащимся выполнять различные виды деятельности одновременно, не мешая друг другу.

Принципы проектирования образовательной среды

3.Принцип стабильности-динамичности среды

 

ТО

  • созданы условия для функционального состояния
  • среда-продолжение требований педагога

РО

4.Принцип эмоциональной стабильности среды

(четкая организация пространства, изменения только вследствие целенаправленных действий педагога)

  • созданы условия для динамичности среды
  • элементы образовательной среды изменяются в зависимости от разнообразных педагогических задач

ТО

4.Принцип зонирования среды

  • среда должна пробуждать целенаправленную активность, связанную с решением учебных задач
  • обстановка должна «гасить» активность, мешающую достижению целей

РО

  • элементы образовательной среды должны способствовать оптимальной активности обучаемых, направленной на достижение целей обучения
  • построение непересекающихся сфер активности позволит учащимся выполнять различные виды деятельности одновременно, не мешая друг другу.
Принципы  проектирования образовательной среды 5.Принцип ординарности элементов в эстетической организации среды ТО 5.Принцип комфортности и эмоционального благополучия среды эстетическая организация среды должна обеспечивать оптимальное рабочее функциональное состояние не стоит включать в образовательную среду что-либо необычное, привлекающее внимание учащихся и отвлекающее их от учебной работы РО 6.Принцип открытости-закрытости среды среда должна пробуждать активность при решении учебных задач и гасить активность, мешающую достижению цели продуманный набор импульсов и стимулов. каждому субъекту образовательного процесса предоставлено личное пространство   ТО изоляция от различных внешних воздействий урок - это целенаправленная работа, поэтому ничто извне не должно ей мешать РО открытости природе, культуре, обществу, открытости своего Я

Принципы проектирования образовательной среды

5.Принцип ординарности элементов в эстетической организации среды

ТО

5.Принцип комфортности и эмоционального благополучия среды

  • эстетическая организация среды должна обеспечивать оптимальное рабочее функциональное состояние
  • не стоит включать в образовательную среду что-либо необычное, привлекающее внимание учащихся и отвлекающее их от учебной работы

РО

6.Принцип открытости-закрытости среды

  • среда должна пробуждать активность при решении учебных задач и гасить активность, мешающую достижению цели
  • продуманный набор импульсов и стимулов.
  • каждому субъекту образовательного процесса предоставлено личное пространство

 

ТО

  • изоляция от различных внешних воздействий
  • урок - это целенаправленная работа, поэтому ничто извне не должно ей мешать

РО

  • открытости природе, культуре, обществу, открытости своего Я
Метод векторного моделирования образовательной среды  (Витольд Ясвин - профессор института педагогики и психологии образования МГПУ) Четыре типа среды, в которой формируется ребенок, по Корчаку: догматическая идейная безмятежного потреб­ления внешнего лоска и карьеры Урок: безмятежная среда (снятие тревожности) догматическая среда (формирование навыка) карьерная среда (исследовательская работа по заданным образцам) Творческая среда (создание продукта, есть право на ошибку) Идеальная среда – это целенаправленная, осознанная совокупность всех типов среды  

Метод векторного моделирования образовательной среды (Витольд Ясвин - профессор института педагогики и психологии образования МГПУ)

Четыре типа среды, в которой формируется ребенок, по Корчаку:

  • догматическая
  • идейная
  • безмятежного потреб­ления
  • внешнего лоска и карьеры

Урок:

  • безмятежная среда (снятие тревожности)
  • догматическая среда (формирование навыка)
  • карьерная среда (исследовательская работа по заданным образцам)
  • Творческая среда (создание продукта, есть право на ошибку)

Идеальная среда –

это целенаправленная,

осознанная совокупность

всех типов среды

 

Векторное моделирование образовательной среды (В.А. Ясвин) Ось «свобода - зависимость» Ось «активность – пассивность» 1) Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде (личности или общественные)? 2) Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия (воспитатель к ребенку или ребенок, воспитателю)? 3) Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде (индивидуальная или коллективная)? 4) Практикуется в данной образовательной среде наказание ребенка? 5) Стимулируется в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы? 6) Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка?

Векторное моделирование образовательной среды (В.А. Ясвин)

Ось «свобода - зависимость»

Ось «активность – пассивность»

  • 1) Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде (личности или общественные)?
  • 2) Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия (воспитатель к ребенку или ребенок, воспитателю)?
  • 3) Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде (индивидуальная или коллективная)?
  • 4) Практикуется в данной образовательной среде наказание ребенка?
  • 5) Стимулируется в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы?
  • 6) Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка?
Практическая работа Церемония поднятия флага Книга – корабль мысли Город мастеров Веселая спортландия Фестиваль науки

Практическая работа

Церемония поднятия флага

Книга – корабль мысли

Город мастеров

Веселая спортландия

Фестиваль науки

Список литературы:

Список литературы: