СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности"»





Рабочая программа

факультативного курса

«Основы проектной деятельности

в рамках внеурочного обучения

финансово-правовой грамотности»









Учитель: Н.И.Ибрагимова







2019-2020 учебный год

1.Пояснительная записка

1.1 Нормативно-правовая база

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 142 «Правила разработки и утверждения ФГОС».

3. Приказ от 10.04.2009 № 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по ФГОС».

3. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

6. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

7.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/ node/11143.

8.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.


1.2 Назначение программы

Программа курса»Проектная деятельность в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности» нацелена на развитие пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом и правовом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).

1.3 Актуальность и целесообразность курса

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к их решению они часто не готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.

При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся - это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического и правового образования, в том числе его прикладных аспектов - финансовой грамотности и основ потребительских знаний в 8 классах в рамках факультативного курса.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания учащихся об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет в качестве главных результатов - предметные, метапредметные, личностные результаты.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойственен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. В этой связи, реализация программы факультативного курса «Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности» выступает развивающим пространством способствующим формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом и правовом содержании образования.

Целесообразность программы «Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности» заключается в овладении различными (в соответствии с ФГОС) видами деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской деятельностью и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

1.4 Целевая аудитория

В осуществлении данного курса участвуют учащиеся 8 классов.

1.5 Цели и задачи реализации программы факультативного курса

«Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности»

С целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС разработана программа курса «Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности»

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой и правовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой и правовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Главная задача преподавания финансово-правовой грамотности на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к финансам и праву через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- изучение нормативных и методических документов Министерства образования и науки по повышению уровня финансовой грамотности и правового образования учащихся;

- освоение системы знаний о финансовых и правовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитание ответственности за экономические решения.

Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Экскурсии.

  • Игры.

  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.

  • Работа с источниками экономической информации.

  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках.

  • Интерактивные технологии.

  • Индивидуальная работа.

1.6 Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено

содержание программы

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности системы воспитательной работы образовательного учреждения;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;

  • доступность и наглядность;

  • связь теории с практикой;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.


1.7 Предполагаемые формы подведения итогов работы.

Перечень возможных форм продуктов:

Тезисы, научная статья, личный финансовый план, устный доклад, популярная статья, рисунок, выставка работ, газета, журнал, разработка (план-график) мероприятия, мультимедийный продукт, видеоролик, справочник, учебное пособие и др.

Социально-экологическая практика позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей, формы ее многообразны и широки.

Перечень возможных форм презентаций:

Выступление на научно-практических конференциях, социально-экономическая реклама, видеопрезентации и др.


1.8 Ожидаемые результаты

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

курса»Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности»

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект по выбранной теме, в публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации индивидуального проекта учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного курса - приобретение школьниками компетенций в области финансовой и правовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение факультативного курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, данный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.


2.Содержание программы факультативного курса

«Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения

финансово-правовой грамотности»

Освоение содержания факультативного курса « Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики ,экономики, правоведения и предметами региональногого образования.

Данная факультативная программа содержит 2 основных модуля:

1.Основы проектной деятельности (включает 10 часов)

2.Финансово-правовая грамотность ( включает 25 часов)

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Тип урока

Краткое содержание

Планируемые результаты

Раздел I. Основы проектной деятельности -10 часов

1-2

Основные понятия проектной деятельности. Виды проектов.

2

Открытие новых знаний.

Что такое проект?

Виды проектов.

Важность исследовательских проектов в жизни человека.

Различать виды проектов

3

Что такое проблема в проектной деятельности?

1

Открытие новых знаний.

Понятие о проблеме.

Упражнение в выявлении и изменении собственной точки зрения

4

Каково значение гипотезы?


1

Комбинированный урок.

Понятие о гипотезе. Ее значение в исследовательской деятельности.

Учимся выдвигать гипотезы.

5

Как выбрать тему проекта?

1

Практикум.

Классификация тем.

Умение выбрать тему проекта.

6

Как сформулировать цели и задачи проекта?

1

Открытие новых знаний.

Отличие целей от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме.

Уметь определять задачи для достижения поставленных целей.

7

Методы исследования.


1

Комбинированный урок.

Эксперимент.

Наблюдение.

Анкетирование.

Практические занятия: »Назови все особенности предмета», »Нарисуй в точности предмет»

8


Исследовательский поиск.

1

Практикум.

Что такое исследовательский поиск?

Способы фиксации получаемых сведений.

Решение познавательных и практических задач.

9






10

Знакомство со структурой проекта.




Повторение и обобщение пройденных тем. Знакомство с лучшими школьными проектами

1







1












Практикум





Урок-конференция

Структура проекта.





Развитие практических умений и навыков.

Раздел 2.Финансово-правовая грамотность- 25 часов

11

Зачем нам нужны деньги?

1

Открытие новых знаний.

Деньги. Роль денег в жизни человека.

Мини-проекты» Детские сказки о деньгах и торговле».

«С миру по нитке: памятники, посвященные деньгам»

«12

Что может рассказать о себе рубль и копейка?

1

Открытие новых знаний.

История развития денежных отношений в России.

Мини-проекты» Деньги в Древней Руси».

«История звонкой монеты».


13

Тема «денег» в литературе, искусстве, музыке и кино

1

Открытие новых знаний.

Д.И.Фонвизин

«Недоросль»,

Н.В.Гоголь

«Мертвые души»,

А.С.Пушкин «Скупой рыцарь».

Кустодиев »Купец»,К.Массейс «Меняла»

Мини-проекты» Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев».

«Самые необычные деньги в мире»

14

Как печатают деньги в России?

1

Открытие новых знаний.

Технология печатания денег.

Защита банкнот.

Мини-проекты» Способы защиты российской банкноты»

15

Формы финансового мошенничества.

Уголовная ответсвенность за фальшивомонетничество.

1

Комбинированный урок.

Основные признаки, указываю

щие на риски

финансового мошенничества. Раскрыть способы минимализации рисков.

Мини-проекты» Казнь через казну»,

«Финансовые пирамиды», »Самые известные финансовые мошенники в истории»

16

Денежные знаки разных стран

1

Комбинированный урок

Понятие валюта.

Валютный курс.

Мини-проекты» Самые дорогие монеты мира»

17

Правовой статус ребенка

1

Урок-диспут

.Права, обязанности и ответственность от рождения и до совершеннолетия.

«Как не стать жертвой преступления?»

18

Где заработать подростку?

1

Урок-экскурсия

Центр занятости город Великий Новгород и популярные вакансии для школьников.

Мини-проекты» Сувенирный бизнес в Великом Новгороде» (сезонность и доходность)

19

Семейный бюджет.

1

Комбинированный урок

Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода.

Составление семейного бюджета.

20

Личный финансовый план.


1

Практикум

Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости.

Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета.


21

Как и когда возникли банки?

1

Открытие новых знаний.

История возникновения банков.

Мини- проекты о истории возникновения банков в России

22

Виды банков в России, их функции и логотипы.

1

Комбинированный урок.

Информация о банках и банковских продуктах.

Логотипы банков.

Составить рекламные буклеты о банковских продуктах.

Мини-проекты» Стиль банковского сотрудника», »Банковский этикет»

23

Что такое детская банковская карта?

1

Комбинированный урок.

Применение пластиковых карт в расчетах и платежах.

Творческая работа

«Мой дизайн банковской карты»

24

Платежные системы в интернете.

Криптовалюта

1

Комбинированный урок.

Понятие криптовалюта.

Платежные системы в интернете.

Мини-проекты «Киберугрозы в банковской сфере»

25

Почему нужно защищать персональные данные? Закон о персональных данных

1

Практикум.

Закон о персональных данных.

Мини-проект

«Необходимость защиты персональных данных»


26

Что я знаю о кредите?

1

Открытие новых знаний.

Понятия «кредит» и «кредитная история»

Мини-проекты» «Жизнь в кредит: за и против» «История появления векселя»

27

Уголовная ответственность за неуплату кредита.


1

Открытие новых знаний.

Федеральный Закон «О кредитных историях»

Формирование осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком.

28

Как выгодно вложить деньги?

Инвестиции и вклады.

1

Открытие новых знаний.

Критерии надежности банков.

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту.

29

Правовая основа договора банковского вклада.

1

Открытие новых знаний.

Условия открытия вклада.

Приводить примеры банковских депозитов.

30

История возникновения и развития страхования.

1

Деловая игра.

Понятие страхования. Договор страхования.

Мини проекты» Ведущие страховые компании в России»,

«Необычные виды страхования».

31

Налоги и развитие российского государства.

1

Комбинированный урок.

История возникновения и развития налогов в России.

Групповые проекты» Самые необычные налоги мира»

32

Зачем платить налоги? Закон о налогах.

1

Открытие новых знаний.

Изучение налогового законодательства РФ.

Структура налоговой системы в России.

Составление схемы» Налоги и их виды»

33

Пенсионная грамотность

1

Открытие новых знаний.

Пенсионная система России.

Мини-проекты» История пенсий в России»

34

Профессии, связанные с деньгами.

Финансово-правовой диктант.

1

Практикум.

Мир профессий.

Мини-проекты»10 новых профессий в финансовой сфере»

35

Защита индивидуальных и групповых проектов

1

Урок-конференция


.















Учебно-методическое обеспечение

1.Обществознание: учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений :базовый уровень/под редакцией Л.Н.Боголюбова, Москва: Просвещение 2015год

2. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. Проект Минфина России и Всемирного банка.

Информация с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: Режим доступа: http://minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs/printable.php?id_38=63407&print_38=1&area_id=38&page_id=1824&popup=Y#ixzz4KnySoSZF

3. Система (рамки) базовых компетенций в области финансовой грамотности для России.


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. www.nlu.ru

2. www.banki.ru

3. www.banki.ru

4. www.nalog.ru

5. www.prostrahovanie.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!