СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы профилактики суицидальных рисков и самоповреждающего поведения среди учащихся

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактике суицидальных рисков сейчас отводится особое место. Предлагаю свое видение данной проблемы, опираясь на изучение статистики, литеоатуры и вебинаров.

Просмотр содержимого документа
«Основы профилактики суицидальных рисков и самоповреждающего поведения среди учащихся»

Основы профилактики суицидальных рисков

и самоповреждающего поведения среди учащихся


Изучив статистику по данной теме, можно увидеть, что в Российской Федерации совершается 19-20 случаев суицида на 100 тыс. подростков в год в то время как в мире - 7 случаев на 100 тыс. подростков в год.

Россия занимает второе место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и восьмое место в мире среди всех возрастов.

По итогам 2015 года Башкирия опережает другие регионы страны по численности самоубийств. И по количеству суицидов Башкортостан занимает первое место в стране. Согласно статистике, каждый день в республике совершается три-четыре суицида. Средний показатель по стране — 20 самоубийств на 100 тысяч жителей, в республике — 34.

Также в антирейтинг по данной проблеме вошли Подмосковье, Свердловская и Челябинская области, и Пермский край.

Изучив социо-демографические характеристики подростков, совершивших суицид, можно отметить, что в 2014 году девушки совершали суицид чаще, чем юноши, а в 2015 году их количество снизилось в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Среди возрастных групп лидируют молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет.


Гендерные различия

Возрастные группы















Самоубийства подростков из полных, финансово благополучных семей составили больше 60% случаев.

Основными причинами самоубийств среди подростков и молодежи в период с 2011 по 2015годы были

- 56% - конфликты в семье;

- 14 % - влюбленность;

- 25% - сочетание данных факторов;

- 4% - психические заболевания;

- 1% - тяжелое соматическое заболевание.

Какие же факторы влияют на суицидальное поведение подростков?

Предрасполагающие факторы такие как

  • личностные особенности

  • семейная ситуация

  • аутоагрессивное поведение (в истории жизни)

и ситуационные факторы

  • конфликты с родителями (непонимание)

  • конфликты со сверстниками (в т.ч. любовные переживания)

  • индуцированное влияние, связанное с участием в различных группах (например, в Интернете)

Перед вами представлен список групп в контакте, скрыто или в отрытую пропагандирующие суицид и аутоагрессию, в которых состоят учащиеся образовательных учреждений нашего города.

При этом обратите свое внимание на 8 стручку. Закрытая группа «Летающий кит». В начале моего исследования данной проблемы еще в ноябре месяце при подготовке к педсовету в данной группе состояло 12 человек из города, а уже неделю назад их стало – 53. При этом количество членов других групп то возрастало, то уменьшалось.

Если мы войдем в некоторые группы, то увидим безобидные картинки, например, собачек хаски, красивые и смешные фотографии кошек, советы, как сделать стрелку на глазах, как легко снять лак с ногтей. И только потом – приглашение: «Ты девочка? Тебя предали друзья? Бросил парень? Часто слушаешь грустную музыку? Тогда подписывайся на «киты плывут вверх», «летающий кит». Все так мило и будто бы безобидно.

Подобные «суицидальные сообщества», ищут себе «жертв» среди детей-подростков, т.к. понимают, что именно эта категория населения является наиболее уязвимой для внедрения в их психику различных установок, взглядов, убеждений, жизненных ценностей, зачастую кардинально отличающихся от устоев общества.

Подростки, хоть и воображают из себя взрослых и самостоятельных, но на самом деле это те же дети, которые пытаются отойти от власти родителей (заметьте — не от родителей, а от их власти). Но это дети, которые в силу глобальной перестройки организма (таких как пубертатный период…тело развивается быстрее, чем психика) на пути к взрослой жизни, могут запутаться в самом себе: в своих убеждениях, мыслях, взглядах на жизнь, жизненных ценностях и ориентирах.

И если у подростка нет заботливого авторитетного взрослого (родителя, учителя, наставника или старшего товарища), который морально поддержит, услышит и поймет, ненавязчиво подскажет и направит на путь истинный, то, запутавшись в себе, у него возникнет измененное состояние сознания, возможно легкий транс, а значит — психика подростка будет открыта для любого внушения извне, в том числе и внушения, что лучше покончить с собой, совершить суицид.

Подростки даже не подозревают, что выкладывая в соцсети свои фото и видео, рассказывая о своих интересах и проблемах, о своих увлечениях и пристрастиях, о том, что они смотрят и читают и т.д. — они раскрывают свое бессознательное, по сути — свою душу (психику). Т.е. они дают прекрасный материал для вербовщиков и мошенников всех мастей, в том числе и создателей тех сообществ, где пропагандируют подростковый суицид, показывая им, что их сознание изменено и они готовы для принятия внушения.

Пропагандистам суицида среди подростков остается малое — подобрать ключики к хлипким замочкам души ребенка, а именно — сделать вид, что они дают ребенку как раз то, что ему так не хватает в реальной жизни: внимание, понимание, поддержка, признание, принятие, возможность самореализоваться и т.п.

Так вот, проходя по ссылкам из одной группы в другую наконец-то наткнешься на ссылку приглашающую тебя в игру «Разбуди меня в 4:20», «F57», «F58» и другие. Для привлечения внимания руководители смертельных сообществ запустили таинственную игру со строгими правилами. Детям даются разные задания: решить головоломку с цифрами и картинками, нарисовать китов, бабочек, единорогов сначала на бумаге, потом задания усложняются, необходимо нарисовать китов на своих руках ручкой, красками, ножом, порезать запястье, выжигать слова на своем теле и другое. И вот приходит день, когда небольшое количество участников группы приглашают в ограниченную конференцию. Тех, кто проходит все испытания до конца, готовят к суициду.

Представляю вашему вниманию фрагмент переписки с «психологом» одной из таких групп, которая пропагандирует суицид, как способ решения всех проблем.

При этом в конце переписки, когда «психолог» понимает, что ее «разводят», она идет на попятные и говорит, что все это шутка и она не имеет к этому никакого отношения.

На связь школьники выходят в основном глубокой ночью, чтобы родители ни о чем не догадывались, что приводит к систематическому недосыпанию и, как следствие, ухудшению самочувствия, снижению волевых и аналитических способностей, невозможности взвешенно и адекватно воспринимать происходящее. В результате ребенок, вступивший в группу для участия в увлекательной игре и исполнения занимательных и, на первый взгляд, невинных заданий, попадал в сильнейшую психологическую ловушку.

Предлагаю вам посмотреть видео из одной такой группы.

На какие же симптомы депрессивного состояния у подростков необходимо обратить внимание?

1.Грустное настроение, плач;

2.Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась;

3.Вялость, хроническая усталость либо сильная сонливость по утрам из-за нахождения в интернете в период с 4.20 до 6.00 (участие в игре)

4.Повышенная раздражительность из-за мелочей;

5.Социальная изоляция, отсутствие друзей;

6.Плохая успеваемость, прогулы;

7.Физические недомогания (головная боль, проблемы с желудком);

8.Сложности концентрации внимания;

9.Изменение сна;

10.Изменение аппетита.

Кризисными состояниями можно считать:

  • В эмоционально-волевой сфере: устойчивое снижение настроения.

  • В переживаниях: безнадежность, ненужность, одиночество, безысходность, бессилие, низкая самооценка и чувство вины или неадекватная самооценка за счёт ощущения избранности из-за принятия в «игру»

  • В мыслительной сфере: «смятение», суженное мышление по типу «тоннельного видения».

  • В поведении: социальная изоляция или агрессивность, импульсивность в поступках, не свойственная раннее.

  • В соматической сфере: ощущение выраженного телесного дискомфорта, описываемое как «чувство душевной боли».

На что нужно обращать внимание в поведении:

Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться».

Активная предварительная подготовка к суициду выбранным способом (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

Фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; рисование бабочек, китов, единорогов; Сбор информации о способах суицида (например, в Интернете); при участии в «игре» идёт рассылка с указанием способа суицида;

Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное), например, изменение «ника» (включение в него слов ЛИС и КОТ), переименование своего имени на «Рину Паленкову» или помещение вместо своей аватарки фото умерших детей, совершивших суицид (той же самой Рины Паленковой) или создание своей фотографии, копируя стиль Рины с надписями «Ня.Пока», «Рина я иду за тобой»;

Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

Необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых);

Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость.

Функции педагога в профилактике суицидального поведения учащихся

  • Создание благоприятного климата в классе и школе (укрепление самоуважения и положительной самооценки учащихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях).

  • Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах;

  • Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации, беседа с учащимся, например, о смене аватарки: «Я заметил, что ты изменил аватарку на беспокоющую меня картинку, либо: на твоей страничке появилось много высказываний на тему депрессии). У тебя проблемы? Я могу тебе помочь? Если хочешь поговорить – то я всегда готов тебя выслушать»). Понять, действительно ли он думает о самоубийстве. Дать ему выговориться. Оказать эмоциональную поддержку.

  • Направление учащегося к профильным специалистам (педагог-психолог, социальный педагог, психотерапевт, медицинский психолог, детский психоневролог.)

  • Информирование/беседа с родителями учащегося (при необходимости совместно с педагогом-психологом)

  • Вести профилактические беседы и классные часы на тему вреда кибербуллина, преодоления жизненных трудностей, эффективного поведения в ситуации выбора, овладения навыками регуляции эмоционального состояния.

Итак, что мы должны знать о суициде несовершеннолетних

  • Суицид может произойти в любом школьном возрасте (от 7 до 18 лет).

  • Суицидальное поведение может развиться у подростков как с психическими нарушениями так и без них.

  • Для каждого возраста и типа характера существует своя причина и свой мотив.

  • Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье или смерть одного из родителей и желание воссоединения с ним.

  • В подростковом возрасте причиной суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, буллинг в школе. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, предупреждая об этом за несколько дней.

  • В молодом возрасте в подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

  • С подростком можно и нужно говорить о смерти/суициде, если у него возникает в этом потребность.

  • Ели подросток данную тему сам не затрагивает, то необходимо в качестве профилактики вести беседы и классные часы на тему преодоления жизненных трудностей, эффективного поведения в ситуации выбора, овладения навыками регуляции эмоционального состояния.

  • На родительских собраниях проводить беседы о влиянии интернет-групп на формирование самосознания и мировосприятия у подростков, а также о необходимости доверительных взаимоотношений в семье и комфортного психологического микроклимата.

Борьба с организаторами суицидальных сообществ ведется сейчас на федеральном уровне. Но закрывая группы в контакте под названием «Разбуди меня в 4:20», «Киты уплывают в небеса», «Море китов», появляются аналогичные группы с названиями «Разбуди меня в 2:40, в 3:20, 5:50» и другие. Поэтому отследить каждого ребенка нереально. Это могут только родители.

Хочется, чтобы после совместной работы государственных структур, педагогического сообщества, родителей и просто неравнодушных людей наши дети все-таки выберут жизнь!