СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы психогигиены и психопрофилактики

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы психогигиены и психопрофилактики»

Основы  психогигиены  и психопрофилактики

Основы психогигиены и психопрофилактики

  Психогигиена   — наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Изучает меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

Психогигиена   — наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Изучает меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

  Специфической особенностью психогигиены является тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.   Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности.

  Специфической особенностью психогигиены является тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

  Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности.

 Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия . Она призвана помогать человеку - избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия . Она призвана помогать человеку -

  • избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,
  • обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
Разделы психогигиены :  психогигиена быта; психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье; Возрастная ПГ:  психогигиена детей и подростков школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста психогигиена пожилого возраста  психогигиена детей и подростков школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста психогигиена пожилого возраста психогигиена умственного труда; психогигиена семьи; психогигиена спорта и др.

Разделы психогигиены :

  • психогигиена быта;
  • психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье;
  • Возрастная ПГ:
  • психогигиена детей и подростков школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста психогигиена пожилого возраста
  • психогигиена детей и подростков
  • школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста
  • психогигиена пожилого возраста
  • психогигиена умственного труда;
  • психогигиена семьи;
  • психогигиена спорта и др.
На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем: 1. создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека; 2. передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом; 3. санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

1. создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;

2. передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;

3. санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Психопрофилактика  — раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.   Задачами психопрофилактики являются : 1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины; 2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения; 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

Психопрофилактика  — раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

 

Задачами психопрофилактики являются :

1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на :  первичную;  вторичную;  третичную.   Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на :

  • первичную;
  • вторичную;
  • третичную.

  Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.

Первичная психопрофилактика  — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Первичная психопрофилактика тесно связана  с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и  клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Первичная психопрофилактика  — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

Первичная психопрофилактика тесно связана  с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и  клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика  — это максимально раннее  выявление  начальных фаз нервно-психических заболеваний и их  своевременное (раннее) активное лечение . Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.   Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения,  под вторичной  профилактикой подразумевается именно лечение .  Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Вторичная психопрофилактика  — это максимально раннее  выявление  начальных фаз нервно-психических заболеваний и их  своевременное (раннее) активное лечение .

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

  Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения,  под вторичной  профилактикой подразумевается именно лечение .  Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Третичная психопрофилактика  — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.   Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .   Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Третичная психопрофилактика  — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

 

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .

 

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах , речь идет обычно    профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев — возможной смене профессии);  социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),  поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах , речь идет обычно

 

  • профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев — возможной смене профессии);
  • социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
  • поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).
Реабилитация  (лат. rehabilitatio — восстановление в правах) — система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.   Важнейшими задачами реабилитации  являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного — семейного, трудового, общественного.

Реабилитация  (лат. rehabilitatio — восстановление в правах) — система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.

  Важнейшими задачами реабилитации  являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного — семейного, трудового, общественного.

 М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах. Основные принципы реабилитации : 1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке  задач и выборе способов их решения; 2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия,от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного; 4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления — психо- и социотерапевтические).

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации :

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке

задач и выборе способов их решения;

2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия,от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;

4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления — психо- и социотерапевтические).

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах. Основные этапы реабилитации : 1) восстановительная терапия — лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему; 2) реадаптация — начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значении слова — рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные этапы реабилитации :

1) восстановительная терапия — лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;

2) реадаптация — начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;

3) реабилитация в собственном значении слова — рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

Участие клинических психологов в психопрофилактике и реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций.

  • Задача психологов, при  первичной психопрофилактике , - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.
  • В  рамках вторичной психопрофилактики  клинические психологи осуществляют диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую работу. Роль психологов предусматривает консультативные и восстановительные формы профилактической деятельности. Сюда же относится психологическая работа с группами риска, коррекция факторов риска и образа жизни.
  •    Третичная профилактика  - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни. Клинические психологи участвуют в решении психологических задач реабилитации :

· коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;

· коррекция тревожности, уровня притязаний, мотивации, послеболезненных синдромов;

· восстановление нарушенных ВПФ;

· восстановление и нормализация отношений в среде.

Взаимосвязь двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики Согласно психологу К. К. Платонову, -

Взаимосвязь двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики

Согласно психологу К. К. Платонову, - "Психогигиена - наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинской науки гигиены и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека"

  •   Психогигиена  -  наука о сохранении, укреплении и улучшение здоровья  путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни,
  •   а психопрофилактика  -  деятельность, направленная на предупреждение психических расстройств.